В настоящее время готовится проект постановления правительства России, согласно которому экзамены на получение водительских прав будут приниматься не в подразделениях ГИБДД, а в специально аккредитованных для этого автошколах. По мнению начальника Центра регистрационно-экзаменационной работы столичного управления ГИБДД Константина Васюты, такой шаг мог бы частично разгрузить московские подразделения автоинспекции от огромных очередей, создаваемых желающими получить водительские права.
Как сообщили РБК в ГИБДД, такая форма экзамена может стать возможной в тех автошколах, в которых будет установлен специализированный автодром, позволяющий автоматически фиксировать результаты прохождения экзамена на "площадке". По такой системе инспектор сам сможет приезжать в автошколу для приема экзаменов у кандидатов в водители. Однако хватит ли на все аккредитованные школы инспекторов, как можно устранить огромные очереди в автоинспекциях, а также какие еще есть проблемы со сдачей экзаменов на права, попыталась выяснить наш корреспондент Наталья Печеник.
Более 2,5 тыс. человек ежедневно приходят в московские подразделения ГИБДД, чтобы попытать счастье в получении водительских прав. Формулировка "попытать счастье" (а не гарантированная сдача экзамена с последующим получением прав) выбрана неспроста: по данным московского управления ГИБДД, кандидаты в водители обладают слишком низким уровнем подготовки, чтобы быстро стать полноправными участниками движения на столичных дорогах. Именно поэтому среднее количество попыток сдать экзамен - 4-5. При этом с первой попытки получить права способны менее 20% кандидатов в водители.
На настоящий момент в столице - 12 подразделений Госавтоинспекции, имеющих право принимать экзамены на получения водительских прав. При этом более 2,5 тыс. человек ежедневно пробуют себя в качестве водителей на специально оборудованных площадках для вождения и на территории города (это и кандидаты, приехавшие на экзамен впервые после автошколы, и самоучки, сдающие экстерном, и те, кто пытается сдать экзамен уже не в первый раз). Это значит, что более 200 кандидатов в день приходится на каждое подразделение ГИБДД.
Нетрудно догадаться, что происходит в автоинспекциях ежедневно: столпотворение желающих получить права, многочасовое ожидание своей очереди для выхода на "площадку" или в "город" (по опыту корреспондента - от трех до десяти часов), отсутствие возможности куда-либо отойти из-за страха пропустить свою выстраданную очередь, и, как следствие, провал экзамена после всех часов ожидания, усталости и потраченных нервов. Так каковы причины подобной ситуации? Неправильная организация процесса приема экзаменов в ГИБДД, неумение автошкол научить кандидатов сдавать экзамен с первого раза или недосмотр образовательных ведомств, отвечающих за лицензирование и аттестацию компаний, предоставляющих услуги по обучению вождению?
Чтобы решить проблему с очередями, ряд столичных подразделений ГИБДД был переведен на увеличенный режим работы - без выходных по 12 часов в день. В инспекциях ввели систему электронного управления очередью на получение, замену водительских прав и ряд других услуг. "Это максимум, что мы могли сделать, потому что, например, открытие новых подразделений - это процесс не одного дня", - отметил начальник экзаменационной работы в Москве.
К тому же увеличение экзаменационных подразделений может еще больше "расслабить" автошколы, которые, по мнению столичной ГИБДД, и так плохо готовят кандидатов в водители, из-за чего им приходится пробовать свои силы снова и снова. "Мы об этом говорим. Встречаемся с ассоциациями автошкол, говорим, что уровень подготовки нужно повышать", - поделился К.Васюта. Однако кандидаты все равно приходят неподготовленными и создают в пунктах приема экзаменов огромные очереди. По словам К.Васюты, число людей, которые сдают экзамен в Москве ежедневно, сопоставимо с количеством кандидатов в регионах РФ за месяц.
В то же время, по мнению исполнительного директора Ассоциации автошкол Москвы Елены Зайцевой, очереди в инспекциях возникают не из-за плохо обученных кандидатов в водители, а из-за неорганизованности столичных инспекций. "На наш взгляд, в Москве мало инспекторов, у них недостаточная квалификация и устаревшая методика приема экзаменов", - сказала Е.Зайцева. По ее словам, методика приема экзаменов в инспекциях такова, что "при желании можно поставить любую оценку".
При этом К.Васюта отметил, что "в автошколах вообще складывается специфическая ситуация". К сожалению, главной целью автошкол является не желание научить будущих водителей, а желание на них заработать. В условиях существующей конкуренции (по данным столичной ГИБДД в Москве зарегистрирована 291 автошкола) школы борются между собой за каждого клиента, забывая о качестве услуг, которые они должны предоставлять. Ведь от уровня подготовки кандидата зависят потом условия безопасности дорожного движения. В 2012г. в Москве было выдано более 105 тыс. водительских удостоверений, при этом за восемь месяцев 2012г. на столичных дорогах произошло 534 ДТП с участием молодых водителей. Хотя в текущем году статистика немного лучше: за восемь месяцев 2013г. таких ДТП было 307.
Говоря о качестве образования будущих водителей, отметим, что за лицензирование автошкол в столице отвечает Департамент образования Москвы. Но о том, каким образом в столице следят за качеством предоставляемых образовательных услуг в автошколах, в департаменте нам ответить не смогли, сказав, что это не их компетенция. Соответственно о проблеме с очередями в ГИБДД там не слышали, о дорожно-транспортной ситуации на дорогах не знают. Получатся, ни Госавтоинспекция, ни Департамент образования - никто - за качеством образования будущих водителей не следит. По словам сотрудника ГИБДД Ильи Молодцова, "контроль за качеством образования в автошколах, к сожалению, находится в подвешенном состоянии, так как, по сути, им никто не занимается".
"Мы в конечном счете потом вынуждены это пожинать и выслушивать нарекания", - добавил К.Васюта, говоря о ситуации с качеством образования будущих водителей в автошколах Москвы. По его мнению, если бы большинство кандидатов в водители сдавали экзамен с первого раза, двух третей очередей в подразделениях ГИБДД не было бы. При этом К.Васюта отметил, что еще есть самоподготовка, при которой "уровень вообще мизерный". "Там процент сдачи с первого раза измеряется в сотых. Там вообще никто не готов!" - подчеркнул он.
Кстати, о самоподготовке. Согласно поправкам, принятым в федеральный закон "О безопасности дорожного движения", с 5 ноября 2013г. сдавать экзамены на право управления транспортными средствами можно будет только после прохождения обучения в автошколах. А в готовящемся МВД проекте постановлении правительства должна появиться норма о том, что экзамен по вождению можно будет сдавать в любой точке страны, не привязываясь к своему месту жительства.
Еще одной мерой, способной разгрузить подразделения ГИБДД столицы, начальник по экзаменационной работе в Москве назвал перевод работы экзаменаторов на круглосуточный режим. Так, к примеру, уже работают регистрационные отделения ГИБДД. "Город живет ночной жизнью, - отметил К.Васюта. - Так почему бы и нет? Это бы разгрузило экзаменационные подразделения".
Так как же поступить человеку, решившему научиться водить и при этом желающему получить водительские права с первой попытки? Куда обратиться, как выбрать хорошую школу? Наверное, когда появятся автошколы, в которых будут установлены автодромы, лучше идти в них. Однако стоимость услуг в таких школах будет в разы выше. По словам Е.Зайцевой, такой автодром стоит порядка 20-28 млн руб., и сдать экзамен на нем будет и сложнее, и дороже, так что ситуацию нововведение только ухудшит. По словам же К.Васюты, с новым постановлением правительства проблема с очередями в ГИБДД может разрешиться, ведь аккредитация школ может повысить уровень образования, а также распределить нагрузку непосредственно на "площадки" автошкол. Однако сколько автошкол в Москве смогут быть аккредитованы и хватит ли на них инспекторов, способных принимать экзамены (которых, к слову, в Москве сейчас 120), не совсем ясно. А пока начальник по экзаменационной работе посоветовал пользоваться старым проверенным способом: спрашивать о хороших школах у знакомых и читать форумы в интернете.
Такова ситуация на сегодняшний день. Перенаселение столицы стало причиной очередей не только в поликлиниках, банках и на почте, но и в автоинспекциях. Остается надеться, что ситуацию с очередями на экзамены действительно спасет новый закон, который при этом не породит, как это водится, очередную коррупционную волну. Кстати, еще несколько слов о нововведениях, которые начнут действовать уже с 5 ноября с.г. Для управления мопедами и легкими квадрициклами будет введена новая категория М. Также появится ряд новых подкатегорий, присвоение которых будет осуществляться по принципу объемов двигателей и масс транспортных средств. Например, категория В1 потребуется для вождения трициклов и квадрициклов. С подкатегорией С1 можно будет управлять автомобилями, разрешенная максимальная масса которых свыше 3,5 т, но не превышает 7,5 т. Закон также разрешит сдавать экзамены на автомобилях с автоматической коробкой передач. В водительских удостоверениях таких водителей появится соответствующая отметка. И, наконец, новый закон запретит работать водителями лицам с иностранными водительскими удостоверениями. За это работодатель может быть оштрафован до 50 тыс. руб.
Источник: РБК.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 663
Рейтинг поста:
--------------------