Когда его вежливо спрашивали, как у него дела, Жак Вержес (Jacques Vergès) многие годы неизменно отвечал «безнадежно прекрасно». Как бы то ни было, в жизни нет постоянства: он передумал и скончался 15 августа в возрасте 88 лет. Причем не без некоего шика. Как стало известно L’Express, Вержес ушел из жизни в той же комнате, что и Вольтер в 1778 году.
«Он очень похудел и с трудом передвигал ноги, — говорит бывший председатель парижской коллегии адвокатов Кристиан Шаррьер-Бурназель (Christian Charrière-Bournazel). — Ему было тяжело говорить, но он сохранил ясность мышления». Он с трудом приходил в себя после бронхита, и подруга предложила ему побыть у нее на набережной Вольтера, где некогда жил великий писатель. Жак Вержес скончался в четверг незадолго до ужина, унеся с собой в могилу немало тайн и секретов.
Этого блестящего адвоката побаивались и даже ненавидели. Вержес с искренним удовольствием создал себе в высшей степени циничный и провокационный образ и делал вид, что ему даже нравится плохое к нему отношение. «Я создал культ самого себя», — как-то сказал он за сигарой. И как гениальный возмутитель спокойствия он устроил неразбериху в собственной биографии.
Друг Пол Пота
Теоретически Жак Вержес родился 5 марта 1925 года в таиландском Убоне, где его отец Раймон занимал должность французского консула. «Моим отцом был бездельник, инженер-агроном из Китая, профессор из Шанхая, консул и врач», — рассказывает адвокат в книге «Блестящий проходимец» (Le salaud lumineux) Мишеля Лафона (Michel Lafon). Раймон женился на вьетнамке и заявил, что оба его сына, Жак и Поль, родились в один и тот же день, хотя, как выяснил один из биографов адвоката Бернар Виоле (Bernard Violet), они были погодками. Так, может быть, Жак Вержес родился 20 апреля 1924 года? «Мне глубоко наплевать», — ответил он Libération.
Маленький Вержес рос на Реюньоне и учился в той же школе, что и Раймон Барр (Raymond Barre). Ему быстро стало понятно, в какую сторону дует ветер истории. Когда 28 ноября 1942 года эсминец Léopard «Свободной Франции» направил свои орудия на Реюньон, 17-летний Вержес с товарищами уже срывали правительственный флаг с крыши школы. Жак отправился с Полем на Мадагаскар, а затем перебрался в Лондон.
Молодой человек побывал в охваченной войной Европе, Алжире, Марокко и, наконец, оккупированной Германии. У него остались «чудесные воспоминания» о тех временах. В 1945 году он вступил во французскую Компартию и целых пять лет, по его собственным словам, был «подстрекателем антиколониальной борьбы в Латинском квартале». Будучи главой ассоциации реюньонских студентов, он установил тесные связи с будущим министром Бургибы Мохамедом Масмуди и камбоджийским палачом Пол Потом.
Партия активно занялась его подготовкой, и с 1951 по 1954 год он был членом исполнительного комитета, а затем секретарем международного коммунистического союза студентов. Он жил в Праге, много путешествовал, познакомился с будущим главой Восточной Германии Эрихом Хонеккером (Erich Honecker) и Александром Шелепиным, который впоследствии занял кресло председателя КГБ. Тем не менее, Вержес не захотел заниматься партийной работой во Франции: в 29 лет он ушел с поста, вернулся на Реюньон и вступил в адвокатскую коллегию.
«Я ступил в зазеркалье»
В апреле 1957 года наступил поворотный момент. Вержеса, у которого за плечами тогда было всего полтора года адвокатской карьеры, вызвали в Алжир для защиты юной активистки Фронта национального освобождения Джамили Бухиред. «У меня и алжирцев случилась любовь с первого взгляда», — говорил адвокат. То же самое можно сказать и о Джамиле, которая чуть позже вышла за него за муж. Заложившую взрывное устройство девушку сначала приговорили к смерти (затем помиловали), однако Вержес придумал свой знаменитый способ защиты: не стоит ждать ничего хорошего от сговора адвокатов с судьями, которые представляют колониальный режим. Решение было жестким, и поэтому ему Вержесу нужно было играть на публику: он выразил презрение такому суду и в конечном итоге сам обвинил обвинителей. Такое смелое в дерзкое поведение привело к отстранению из коллегии в 1961 году, однако для Фронта национального освобождения он стал настоящим героем, которого прозвали «мансур» — «победитель».
ФНО пригласил его в Марокко, где он стал советником министра по африканским делам, а после провозглашения независимости Алжира он перешел в ислам и стал почетным гражданином новой республики. Далее Жак Вержес постепенно отдалялся от Москвы и сближался с Пекином. Он уехал из Алжира, встречался с Мао, пересекался с Бейруте с представителями Организации освобождения Палестины. А потом исчез. На восемь лет.
26 мая 1970 года Le Monde опубликовал небольшую заметку: «Господин Вержес, чье родственники ничего о нем не знают с 17 марта, сообщает своему издателю г-на Жерома Лендона (Jérôme Lindon) о том, что находится за границей в добром здравии». Жак Вержес всячески поддерживал эту легенду и даже сам распускал самые разнообразные слухи. Чаще всего поговаривали о том, что он был в Камбодже вместе со своим другом Пол Потом.
Но однажды Вержес снова появился на публике. Точно таким же, как раньше, в костюме и круглых очках, ироничной улыбкой на лице. Когда у него спросили, в чем дело, он дал такой ответ: «Я ступил в зазеркалье. Это моя теневая сторона». «Я вернулся стреляным воробьем — запомните это слово, оно весьма точно — и оптимистом», — добавил он.
«Мне стало известно, что вы защищаете Барби...»
Адвокат Вержес защищал товарищей венесуэльского террориста Карлоса Брюно Бреге (Bruno Bréguet) и Магдалену Копп (Magdalena Kopp), которые были убеждены, что перевозили взрывчатку. Кроме того, он представлял интересы и самого Карлоса. Террорист как-то сказал следователю, что выбрал Вержеса, потому что тот был «еще опаснее» его самого. Адвокату это явно понравилось. «Это в высшей степени любезный человек. Я думаю, что это честь: борьба идей представляет не меньшую опасность, чем бомбы».
Вержес защищал и Жоржа Ибрагима Абдаллу, которого приговорили к пожизненному тюремному заключению: будучи страстным антисионистом, он всегда был на грани антисемитизма. В 1987 году он представлял интересы одного из начальников лионского Гестапо Клауса Барби (Barbie): для бывшего челна Сопротивления этот процесс стал возможностью высказаться и выступить «с критикой колониализма». Друзья спокойно восприняли эту новость. «Мне стало известно, что вы защищаете Барби. Сейчас вы как никогда раньше мой друг», — написал ему Жан Жене (Jean Genet).
Жак Вержес защищал в своей классической манере и множество других людей, в том числе финансистку партии «Объединение в поддержку республики» Луизу-Ивонну Казетту (Louise-Yvonne Casetta), обвиняемого в убийстве нанимательницы марокканского садовника Омара Раддада и Симону Вебер (Simone Weber), которую обвинили в том, что она порубила любовника на куски. На процессе Вержес попытался разрезать курицу циркулярной пилой, чтобы показать, что все дело тонет в грязи...
«Читая дело, я становлюсь кем-то вроде киномонтажера, — писал адвокат. — Это настоящее искусство. Прокурор находится в том же положении, но он занимается понятной всем бульварной литературой, тогда как мне нужно написать совершенно новый роман».
Жак Вержес: хронология бурной жизни
В возрасте 88 лет ушел из жизни «адвокат террора», которому выдалось защищать в суде нацистского военного преступника, лидера красных кхмеров и террориста Карлоса.
1924 или 1925 год: Жак Вержес родился в Саваннакхете (современный Лаос) или Убоне Ратчатхани (современный Таиланд) в семье французского отца из Реюньона и матери-вьетнамки.
1942 год: Вержес участвует в Сопротивлении в рядах Французских свободных сил в Лондоне.
Коммунистические годы
1945 год: Вержес вступает в Коммунистическую партию Франции. Будучи главой объединения реюньонских студентов он устанавливает связи с будущим камбоджийским палачом Пол Потом.
1951-1954 годы: Вержес живет в Праге, много путешествует (прежде всего в Китай), становится секретарем международного коммунистического союза студентов.
1955 год: Вержес приносит присягу адвоката.
Алжир и ислам
1957 год: Вержес выходит из «слишком мягкой» французской Компартии и присоединяется к группе адвокатов Фронта национального освобождения Алжира. Он защищает в суде Джамилю Бухиред, которую обвиняют в подготовке терактов.
1961 год: Коллегия адвокатов приостанавливает членство Вержеса из-за его возмутительного поведения по отношению к судьям. Его обвиняют в посягательстве на единство государства из-за требований независимости Реюньона.
1962 год: Вержес обосновывается в Алжире (до 1970 года) и принимает алжирское гражданство. Далее он работает в Министерстве иностранных дел Алжира.
1963 год: Вержес создает маоистскую газету Révolution, принимает ислам и женится на Джамиле Бухиред, которую он спас от смертной казни. Он встречается с Мао Цзэдуном в Пекине и членами Организации освобождения Палестины в Бейруте.
1970-1978 годы: Вержес исчезает из общественной жизни, окружив себя завесой таинственности, и говорит лишь об отдыхе «далеко на Востоке».
Знаменитые процессы
1982 год: Вержес защищает леворадикальную террористку из Германии Магдалену Копп (Magdalena Kopp).
1983 год: Вержес представляет интересы семьи министра Робера Булена (Robert Boulin), так как убежден, что тот был убит.
1987 год: Вержес защищает нациста Клауса Барби, которого судят за преступления против человечности в Лионе.
1989 год: Вержес защищает членов лионской ячейки леворадикальной группы «Прямое действие».
1994-1995 годы: Вержес защищает марокканского садовника Омара Раддада, которого обвиняют в совершении убийства в Ницце. Кроме того, он представляет интересы венесуэльского террориста Карлоса, которого судят за четыре теракта во Франции в 1982 и 1983 годах.
1998 год: Он защищает французского писателя Роже Гароди (Roger Garaudy), которого обвиняют в отрицании преступлений против человечности.
2010 год: Он оказывает поддержку бывшему президенту Кот-д’Ивуар Лорану Гбагбо в его конфликте с преемником Алассаном Уаттарой.
2011 год: Он защищает красного кхмера Кхиеу Сампхана, которого судят в Камбодже за преступления против человечности.