Пока все занимаются мусульманскими братьями в Египте и абсолютно непонятной ситуацией в Сирии, самые вероятные инициаторы беспредела в обеих этих странах потихоньку форсируют приобретение сотен новейших танков.
Да, речь идет о нефтяных шейхах, которые любят оставаться в тени, регулярно предоставляя возможность другим «по собственной воле» выполнять столь полезные принцам-ваххабитам достаточно недипломатические делишки. Но в нашем случае ситуация немного иная — саудиты и их более бойкие младшие братья — катарцы, решили быстрыми темпами перевооружиться.
В начале июня на нескольких достаточно авторитетных европейских сетевых ресурсах появились сообщения о том, что шейхи хотят форсировать сделку с немецкой фирмой Krauss-Maffei Wegmann, с которой еще в 2011 году был заключен контракт на поставку в Саудовскую Аравию 270 танков «Леопард-2». Всего, кстати, в подписанном властителем Эр-Рияда Абдаллой списке необходимых для «проекта национальной безопасности» королевства покупок числятся не много ни мало, а аж 800 танков.
Однако немцам, видимо, не удастся заработать несколько миллиардов саудовских долларов или евро. Они так долго тянули резину, что вкусный контракт у них отбили предприимчивые американские оружейники, так что речь теперь идет не о «Леопардах», а об «Абрамсах». При этом, в общем, поскольку нефтяных денег на Аравийском полуострове достаточно, немцы без контракта не останутся. Пусть договор на 270 «Леопардов» срывается и вместо них саудиты разживутся более привычной им американской техникой, но из правительственных кругов Катара стало известно, что в ближайшие 14 лет планируется прикупить в Германии 118 танков и 16 противотанковых орудий.
В целом, история с уводом контракта у немцев американскими General Dynamics произошла не потому, что немцы какие-то особенно неповоротливые, а потому, что в бизнесе, тем паче в оружейном, не должно быть места сентиментальности. И именно ее и проявили суровые тевтонские правозащитники, когда стали обсуждать моральность сделки с государством, где весьма неиллюзорно нарушаются права человека. В общем, пока немецкие государственные деятели и правозащитники рассуждали о том, кому этично продавать танки, а кому — нет, в дело вступили бизнесмены из самого демократического государства земного шара.
Там с этикой просто — если в стране мало демократии, то мы пошлем туда танки и самолеты. То ли так пошлем, то ли подарим, то ли продадим — как карта ляжет. Поскольку в Саудовской Аравии с экономикой все весьма неплохо, да и то на щедрые подарки им рассчитывать не приходится. А поскольку еще пока никто в США не придумал, на чем будут работать все двигатели внутреннего сгорания, если в Саудовской Аравии будут насаждать демократию типа как в Ираке, то ее там пока и не насаждают. Контракт на круглую сумму — дело всегда хорошее, тем более, если он позволит надолго еще «застолбить» саудовскую оружейную поляну.
Однако тут, все-таки, должен напрашиваться вопрос. Зачем все это добро саудитам? Танки, в отличие от покрытых бриллиантами «Феррари», штука хоть и дорогая, но понтов, как любят шейхи, лишенная в высшей степени. Так что вся эта брутальная техника должна, как ружье у Чехова, когда-то выстрелить. Вопрос, естественно, простой настолько, что их даже два: когда и в кого?
Для того, чтобы полноценно размышлять над ответом на эти вопросы, следует обратиться к истории. И там мы с интересом увидим, что в 1990 году, на вооружении у Саудовской Аравии паслось всего лишь 540 старых французских и американских танков. После саддамовской авантюры с Кувейтом, к 1995 году танковый парк страны увеличился вдвое, значительно обновившись. К 2005 году число танков сократилось до 860, за счет сокращения вдвое старой французской техники. В 2009 году саудиты задумались о приобретении на смену французским танкам российских Т90, но со сделкой никто не спешил. И тут начались «арабские весны», которые могли заставить режим вахаббитов задуматься о необходимости увеличения бронетанковых сил.
Впрочем, возможно, речь идет о немного иных опасениях саудитов. По мнению западных экспертов, режим в Эр-Рияде боится, что после того, как Башар Асад выстоит в борьбе с финансируемыми и вооружаемыми ими «повстанцами», Иран постарается нанести ответный удар. Те же самые «инсургенты» из различных исламистских группировок могут запросто поменять «сторону», считают эксперты в Центре исследований Персидского залива, базирующемся в Джедде. И получившие опыт боевики, щедро финансируемые аятоллами, могут пойти на приступ с двух сторон — через границу с Ираком и из Йемена.
Да и Красное море не является столь уж надежной преградой — наиболее экстремистские ответвления «Братьев мусульман» вполне могут принять участие в «празднике».
И тут, как нельзя кстати, ваххабитам пригодятся и «Леопарды» и «Абрамсы» и даже Т90, если их, конечно, успеют поставить Эр-Рияду. Устоит ли 150-тысячная саудовская армия под ударами своих прежних подручных, на это вопрос нам, видимо, ответит время.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
|
|
Игорь Виттель Журналист, телеведущий, политолог
|
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 8
комментария 1862
Рейтинг поста: