Эдвард Сноуден обнародовал данные о тотальной слежке американских спецслужб за гражданами США и других стран. По мнению Джейслин Рэйдэк, которое она высказала в интервью "Голосу России", он является настоящим борцом за справедливость, пролившим свет на многочисленные нарушения закона.

 

- Что происходит сейчас с американскими борцами за справедливость и государственную ответственность?


- Президент Барак Обама обещал своим избирателям встать на защиту свободы слова. На самом же деле он, к нашему сожалению, начал проводить беспрецедентные репрессии против тех государственных служащих, кто осмеливается обнародовать случаи коррупции и других нарушений закона в государственных органах. Таких правозащитников за разоблачения правительства преследуют по статье о шпионаже, а это считается в Америке одним из самых тяжких обвинений.

 

- Разоблачения Брэдли Мэннинга пролили свет на очень серьёзные нарушения американского законодательства. Так почему же правительство США хочет наказать не преступников, а человека, который их изобличил?


- Потому, что по отношению к военным преступникам, к тем, кто пытал людей и шпионил, Обама занял позицию "не будем вспоминать о плохом и сосредоточимся на будущем". Но вот с борцов за справедливость стали спрашивать ещё строже. Я думаю, причина кроется в том, что когда ты из кандидата превращаешься в человека, облеченного реальной властью, эта власть тебя начинает развращать.

 

Когда Обама стал президентом, многие не верили, что он знает, что делать с национальной безопасностью и разведкой. Поначалу он старался произвести впечатление именно на этих людей. А те, в свою очередь, всегда хотели строже наказать всяческих разоблачителей.

 

Мне кажется, Обама воспользовался этими настроениями, чтобы начать охоту за журналистами, потому что журналисты фигурируют во всех делах об утечках информации. Таким образом был создан довольно неприятный прецедент, позволяющий преследовать журналистов и объявлять их вне закона. Одним из последствий стало принятие закона о соблюдении секретности, без которого мы прекрасно жили двести лет и который противоречит представлению об открытом демократическом обществе.

 

- Почему США так отреагировали на разоблачения, опубликованные Сноуденом? Почему они готовы буквально на всё, чтобы заполучить разоблачителя? Ведь то, что рассказал Сноуден, не было ни для кого откровением. Весь мир и раньше догадывался, что такая слежка ведется, хоть и не представлял её истинных размеров.


- Большинство американцев не подозревали, что их правительство следит за сотнями миллионов собственных ни в чём не повинных сограждан. Поначалу всех это очень сильно возмутило, как того и следовало ожидать. Все недоумевали, как такое могло произойти, как это допустили. Мало того, что они уже давно могут следить за человеком по малейшему подозрению, и оснований для слежки нужно меньше и меньше, так теперь они могут делать что угодно, даже давить на людей ни за что. И людям это не по душе.

 

Нападки на Сноудена и Мэннинга начались потому, что они изобличили военные преступления и другие беззакония, которые чинило американское правительство. Совершенно естественно, что президент захотел на их примере и на примере моего клиента, Томаса Дрейка - первого, кого посадили за нарушение Закона о шпионаже, показать, что с ними может произойти. Мэннинг был уже четвертым. Теперь пришла очередь Сноудена.

 

Такие чрезмерные меры – позорное пятно на облике США. Правительство преследует человека, который, по сути, изобличил очень серьезные нарушения американского закона.

 

И так как правительство США узурпировало право публично выражать собственное мнение, то ни мы, ни люди в других странах даже не догадываются, что вся Венесуэла ликовала, когда её правительство предоставило Сноудену политическое убежище. Они не знают, что больше половины американцев считают Сноудена борцом за правое дело. То, что делает Вашингтон, - это очевидный перегиб, попытка всех запугать, которая говорит о его  некомпетентности.

 

 

Все материалы о деле Сноудена можно прочитать здесь http://rus.ruvr.ru/tag_223798942/

 


Джон Роблес