Молодые рабочие из России впервые соревновались со своими сверстниками из 52 стран. Урок оказался тяжелым
На фоне триумфальных сообщений с Универсиады в Казани эти соревнования мирового уровня наша пресса практически не заметила. А зря. Их результаты наглядно показывают, почему с такой зловещей регулярностью падают российские ракеты, а все разговоры о модернизации отечественной экономики остаются разговорами.
В немецком Лейпциге завершился Всемирный чемпионат рабочих профессий WorldSkills International – 2013. Россия впервые приняла участие в столь представительном смотре трудовых резервов, хотя сама организация WorldSkills International (WSI) существует с 1946 года. Как-то так сложилось, что страна победившего пролетариата никогда не входила в организацию, вот уже седьмой десяток лет занимающуюся развитием профтехобразования и повышением уровня рабочего мастерства.
Хотя когда-то были у нас и конкурсы профессионального мастерства, и слеты по обмену опытом, и телешоу «А ну-ка, парни!» и «А ну-ка, девушки!». Куда все это ушло? И почему исчезают, будто мамонты, люди, чьими трудами живет производство и движется технический прогресс, без которых остаются мертвечиной всевозможные программы нашего правительства «по усилению и развитию»?
Между тем во многих странах Запада и в США, в тех самых оплотах либеральной экономики и рынка, давно поняли ценность «реальных кадров» – компетентного и умелого рабочего. И не только там: Китай, Корея, Бразилия, Индия и многие другие куют кадры со всей тщательностью. Это ярко было видно в Лейпциге. Конкурсы рабочего мастерства, проводимые WSI, с каждым годом становятся все масштабнее и многолюднее. Вот и в Германию приехали 1009 участников из 52 стран мира, соревнования шли по 46 специальностям (или, как сегодня модно говорить, компетенциям). На 50 тысячах кв. м Лейпцигской ярмарки жужжали станки, сновали роботы, искрили сварочные аппараты, стучали молотки и даже шкворчали сковородки. Разброс профессий, в которых соревновались молодые люди со всей планеты, велик: от парикмахера до автомеханика, от каменщика до кондитера. Всю эту «пролетарскую вакханалию» оценивали 1170 экспертов. И еще показательная цифра: посмотреть на молодых людей, у которых руки растут из правильного места, за неделю пришли свыше 200 тысяч зрителей. А ведь это не футбол и не Елена Ваенга...
Нашу страну представляли 15 участников из разных регионов. Ребята прошли отборочные соревнования, прежде чем попасть в сборную России. Большинство впервые оказались за границей. Увы: чуда не произошло.
По итогам командных соревнований Россия заняла практически последнее, 41‑е место, разделив его с Чили, Эстонией, Исландией, Кувейтом, Оманом и Саудовской Аравией. Не будем посыпать голову пеплом. Cамо участие в таком турнире – безусловный плюс. Но уроки извлекать надо. И прежде всего обратим взоры на победителей.
В десятку лучших вышли Корея, Швейцария, Тайвань, Япония, Бразилия, Австрия, Германия, Франция, Финляндия, Великобритания. Все эти страны уже не первый десяток лет участвуют в чемпионатах WSI. Там, в отличие от России, никому в голову не приходило разрушать систему профтехобразования. Напротив, в тех же Швейцарии, Австрии и Германии существуют системы дуального образования: учеба идет параллельно с практикой, а бизнес вносит серьезные деньги в финансирование такого образования. В Великобритании прекрасно развита система наставничества и практического обучения. В Бразилии существует мощная поддержка такого образования со стороны бизнеса, а в Корее победители чемпионата WorldSkills даже освобождаются от службы в армии.
О том, какое внимание власти в некоторых странах уделяют «его величеству рабочему классу», говорят хотя бы такие факты: национальную сборную Германии после чемпионата приняла канцлер Ангела Меркель, а команду победителей из Франции встречал лично президент страны Франсуа Олланд. Не правда ли, весьма показательный жест лидеров самых развитых стран Европы?
У нас, конечно, все не так. Некоторые ребята, вернувшись из Лейпцига в Москву, выяснили, что родные училища забыли им купить билеты до своих городов. Да и с отъездом не все вышло складно. К примеру, юного каменотеса из Уфы начальство вообще не хотело отпускать с работы: дескать, молод еще по заграницам разъезжать. Но эти неприятности – мелочь по сравнению с главной проблемой. В Лейпциге ребятам пришлось воочию убедиться, сколь велико сегодня наше технологическое отставание от ведущих (да и не ведущих тоже) промышленных держав. В соревнованиях, где главными факторами были качество и скорость, россияне (по меркам своей страны сплошь золотые руки) оказались не готовы выполнять операции, давно освоенные их зарубежными сверстниками.
В шок приводили наших ребят и нормативы, и оборудование, которое они в глаза не видывали, и отсутствие собственного удобного инструмента, и современные материалы. В наших так называемых колледжах учат не тому и не так. Ребята отродясь не сталкивались с такими сложными заданиями, какие раздавались в Лейпциге, у нас совершенно другие представления об организации рабочего места. И, конечно, мы еще раз подтвердили свое отставание в производительности труда – если сравнивать с немецкими участниками, то практически вдвое.
Сварщик Илья Кулаков никак не мог приспособиться к работе в современной экипировке, которой у нас нет и в помине и без которой в Европе тебя просто не допустят к процессу. Мастер по кузовному авторемонту Иван Голдобин знаком с оборудованием по своей работе в сервисе БМВ, но здесь просто растерялся. Техзадание – на английском (в Европе обязан читать!), все замеры конкуренты производят при помощи лазерного оборудования. Иван со своей линейкой занял 19‑е место из 20... Системный администратор Алексей Горбачев не скрывал эмоций: «Да мне еще учиться до 35 лет надо, чтобы выполнить все задания!» А пока он оказался на 24-м месте из 29 участников.
Обнадеживает, что наши конкурсанты не опускают рук. Тех самых, которые у нас зовутся золотыми, но за границей пока еще даже не «железные». Никто из ребят не бросил стамеску на пол, не психанул в сердцах. Да, мы поняли свою слабину и обязательно сделаем выводы на будущее – так примерно подытоживали свои лейпцигские впечатления члены российской команды. Хочется в это верить: на наших просторах всегда может появиться Левша и вдруг подковать блоху. Но проблема-то не в том, чтобы финансовыми вливаниями добиться включения двух-трех российских вузов в престижный мировой рейтинг или вырастить одного сварщика-чемпиона. Нужна система профессионального обучения и качественного образования в стране на новом, современном уровне – и турнир профессионалов в Лейпциге показал это со всей очевидностью.
Cлово эксперту
Лидия Фролова, президент фонда «Образование – обществу», национального оператора WSI в России:
– Наше участие в чемпионате не было позорным – ребята держались хорошо, их хвалили эксперты. Но российским конкурсантам не хватило многолетнего опыта соревнований. И вскрылись все недочеты и промахи нашего профессионального образования. Но теперь мы знаем и как надо учить, и куда нужно двигаться дальше. WorldSkills – это легальный промышленный шпионаж. Вступив в движение, мы получили доступ к лучшим мировым стандартам и технологиям. Источник: trud.ru.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 4082
Рейтинг поста:
с другой стороны, если проблема только в производительности труда, то снижение издержек на содержание и оборудование рабочих мест имеет и положительные стороны. во-первых, более простое и дешёвое оборудование снижает себестоимость и позволяет более гибко и недорого перестраивать производство. во-вторых, возможность производства сохраняется и при ухудшении экономических и прочих условий, т.к. их негативное воздействие и так постоянный спутник.
более того, высокая производительность предусматривает высокую же технологичность производства, системный подход к проектированию и практически полную непригодность к ремонту конечного изделия. по крайней мере, вне мастерских с дорогим и сложным оборудованием. такое производство характерно для одноразовых товаров. кустарное производство практически не оставило после себя заметных последствий своего существования, в отличии от промышленного. последствием бума промышленного производства, кроме гигантских свалок, стал ещё и вынужденный бум переработки отслуживших своё, вышедших из моды или нереализованных продуктов производства.
так что, высокая производительность имеет и свои негативные стороны. можно долго и обоснованно их перечислять. это не оправдание и не поощрение технической отсталости, это показывает, что тема включает в себя проблемы, решение которых развитые страны оставили "на потом".