Во время глобальной стагнации важно учитывать вложения в научные разработки
Владимир Путин представил в Кремле бюджетное послание о бюджетной политике в 2014-2016 годах. Основные тезисы заявления главы государства для KM.RU прокомментировал президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов.
Роль государства в стимулировании экономического роста очень велика
Среди названных президентом целей не фигурирует преодоление дефицитности бюджета. Использована более мягкая формулировка – «сбалансированность», что, на мой взгляд, предполагает контролируемый, умеренный дефицит. Это значит, что президент, по крайней мере на уровне деклараций, считает важным стимулирующую роль государства, государственных инвестиций в экономическом росте. Об этом, собственно, и говорится в плане приоритетных вложений в инфраструктуру, в человеческий капитал, в налоговые технологии. Говорится и о необходимости сосредоточиться на приоритетных проектах в ситуации возможного дефицита средств.
Безусловно, это вполне разумно, потому что в ситуации отсутствия благоприятной внешней конъюнктуры роль государства в стимулировании экономического роста очень велика. В нашей стране это особенно верно, и не потому, что у нас этатистские традиции, а потому, что у нас есть огромный отложенный спрос в смысле создания инфраструктуры, технического переоснащения каких-то сфер деятельности, отраслей и так далее. Этот огромный спрос является, с одной стороны, проблемой, указывающей на изношенность фондов, но, с другой стороны, является и возможностью запустить маховик экономического роста в том случае, если государство сумеет сделать две вещи.
Первая – вводить в экономику инвестиционные средства, не вызывая избыточной инфляции. Вторая – сделать так, чтобы на выходе этот спрос принимала отечественная экономика, а не зарубежный производитель или поставщик услуг. Если удастся обеспечить эти два условия, то можно запустить маховик экономического роста.
Необходимо говорить о проектах, которые дадут стимул обрабатывающей промышленности
Конечно, среди бюджетных приоритетов во время глобальной стагнации важно учитывать вложения в научные разработки и в промышленные технологии, которые могут обеспечить конкурентоспособность в среднесрочной перспективе. Чтобы все это делать, нужно то, о чем тоже говорит президент:
качественная система планирования. У нас этого пока нет, а создать ее довольно сложно, и это притом, что мы – страна Госплана, а остались без компетенций в области стратегического планирования. Без этих навыков и механизмов сложно говорить об эффективной промышленной политике.
Что касается приоритетов, то сама идея о том, что необходимы крупные локомотивные проекты, которые реализуются государством совместно с бизнесом и имеют социальное и имиджевое значение, правильная. Но, к сожалению, наше государство, на мой взгляд, демонстрировало склонность ошибаться в выборе этих проектов. Поддерживая сам подход, я опасаюсь, что объявленные приоритеты не будут локомотивами экономического роста.
Необходимо говорить о проектах, которые дадут стимул обрабатывающей промышленности. А существующие проекты дают лишь косвенный, слабый стимул.
Условно говоря, можно заказывать трубы у отечественных предприятий для «Северного» и «Южного потоков».
То же самое относится и к Олимпиаде в Сочи, к заказу оборудования для строительства. Даже в условиях ВТО это можно реализовать, хотя и непросто. Но сами эти проекты не ориентированны на создание добавленной стоимости в постоянном режиме. В одном случае это сырьевой проект, а в другом – имиджевый.