В стране началась серьезная дискуссия о том, какой быть России
Уходящая неделя прошла в горячих спорах по поводу будущего страны. Старт им был дан статьей президента Дмитрия Медведева «Россия, вперед!» Вслед за этим президент выступил на форуме в Ярославле, посвященном глобальной безопасности. Во всех своих выступлениях Дмитрий Медведев призвал к совместной работе по модернизации страны. Причем, впервые было заявлено о необходимости модернизации не только экономики, но и общества.
«Государство всерьез пришло к выводу о том, что невозможно формировать само себя, не формируя общество, - считает президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов. - Я имею в виду антинаркотические и антиалкогольные пакеты, которые сейчас обсуждаются. В принципе, я бы сказал, что это не популистские меры, это меры, которые связаны с глубинным пониманием того, что есть некий тупик в развитии государства. Если оно не переходит к формированию общества».
Дальнейшее увеличение государства ведет не к усилению, а к ослаблению, к размытию государства
Из-за недооформленности общества государство оказалось на краю гибели. Но не потому, что слабо, а потому что слишком сильно. Государство заполнило все поры общественной жизни, из-за чего стало аморфным и неспособным на достижение конкретных целей. Отсюда и коррупция. «Сейчас границы, где начинается государство и кончается государство внутри собственной страны, практически невозможно определить, - отмечает политолог Алексей Чадаев. - Этого никто не понимает». В ситуации, когда из 3-х рублей в стране 1 рубль тратится совокупным государством, и когда непонятно какая часть госсектора в экономике начинается частный сектор. При этом непонятно, что есть власть, а что не есть власть и как этим можно управлять. Стало ясно, что дальнейшее увеличение государства ведет не к усилению, а к ослаблению, к размытию государства. «Необходима концентрация на ключевых направлениях», - считает Чадаев.
Догоним и перегоним Америку
При этом, как и всегда в российской истории, необходимость в модернизации продиктована не столько внутренней потребностью, сколько внешними условиями. Впрочем, это нормально – именно конкуренция между странами заставляет их модернизироваться и развиваться. «Перед страной поставлены достаточно серьезные задачи, и не только в статье президента – они поставлены горькими реалиями», - говорит генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. По его мнению, в глобальном мире есть серьезные конфликты, страны к этим конфликтам готовятся, в том числе готовятся в военном плане. «Когда мы столкнемся с этой угрозой – все равно нужно будет эту модернизацию лихорадочно проводить», - добавляет Симонов.
Проблемы безопасности – это, в первую очередь, проблемы суверенитета. Но суверенитетом тоже нужно уметь пользоваться. «Суверенитет – это не премия, а это обязательство», - замечает президент «Фонда эффективной политики» Глеб Павловский. Кризис ясно показал, кто является суверенным, а кто нет. «Суверенными являются страны, которые способны платить по счетам, которые способны нести бремя суверенитета», - добавляет Павловский. Причем, «платить по счетам» нужно не только в прямом смысле этого слова. Государство обязано отвечать по своим долгам – моральным, политическим и долгам перед международным сообществом.
Суверенными являются страны, которые способны платить по счетам
Впрочем, суверенитет – это не только независимость от внешних акторов. «Вопрос о суверенитете – это вопрос о том, кому принадлежит государство», - отмечает Ремизов. При демократии государство принадлежит политической нации. Однако, проблема России в том, что у нас политическая нация не оформлена. То есть, суверен, призванный быть носителем суверенитета, отсутствует. Отсюда проблема коррупции. Если суверен фиктивен, то государственная коррупция является приемлемой формой поведения. «Понимаете, красть у государства приемлемо, если государство само ничейное», - объясняет Ремизов. По его мнению, формирование общества как современного общества, как современной политической нации – это и есть процесс модернизации в разных его аспектах.
Сформировать политическую нацию может только продуманная, «умная политика». «Проблема возникновения, образования компетентных кадров, причем компетентных кадров мирового уровня, которые и должны стать правящими кадрами, им править – это, как я думаю, одна из главных политических задач Медведева», - считает Павловский. При этом надо понимать, что «умная политика» не является политикой умиротворения. «Умная политика» - это конфликтная политика сегодня, это политика, которая прямо называет виновников наших бед в самых разных сферах жизни», - резюмирует Павловский.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+