|
Виктор Мараховский |
Шеф-редактор веб-проекта "Однако". Журналист. Родился в Риге в 1978 году.
Адрес для писем: baltia@yandex.ru
|
Уважаемые читатели! Российское государство рухнуло в течение трех первых суток после начала Международными Миротворческими Силами операции «Свобода России». Куда-то делись президент и премьер. Ракеты при этом так и не взлетели. Никто не объявил, что власть передается такому-то человеку, Генеральному штабу, какому-нибудь чрезвычайному комитету — но ее просто не стало. По городам тут же появились мародёры. Колонны натовской бронетехники рвутся к Смоленску и Москве… И в этот момент Россия начала просыпаться: на планете Земля нет ничего более страшного, чем разъяренный русский человек.
Вышеприведённые цитаты — надёрганы мной из свежей книги в жанре боевой фантастики. Книжка (очень хорошо написанная, кстати) была завершена осенью прошлого года. Писатель — 40-летний питерский врач — детально нарисовал атаку цивилизованного мирового сообщества на нашу страну 17 марта 2013-го.
Поскольку этого нападения в реальности пока не произошло, давайте используем время с толком и поговорим о двух очень важных вещах — о Русской Мечте и Русском Ужасе.
...Есть такая штука, как русская боевая фантастика нулевых. Жанр это сверхпопулярный, но по коллективному бессознательному решению т.н. Культурных Кругов признанный мусорным, несерьёзным. Культурные Круги предпочитают захватывающие бытовые драмы из жизни столичного миддл-класса. Я говорю о серьёзной литературе, в которой все эпические битвы происходят в школьном детстве, все трагедии — в кухне и на шашлыках, все смерти — инфантильные суициды, а виноватым оказывается почему-то государство.
Словом, это всё литература серьёзная. А боевая фантастика — литература несерьёзная. Этого понять нельзя, это нужно запомнить.
Но нам с вами отечественной боевой фантастике нулевых, уважаемый читатель, надо низко поклониться. Всей: и хорошо написанной, и плохо написанной, и написанной просто ужасно.
Низко надо поклониться авторам всех Древних, всех майоров Бывалых, всех героев-попаданцев. Создателям образа усреднённого сурового парня в тельнике с несложившейся семейной жизнью, который хранится в текущей российской жизни как военный билет в серванте — и в час икс срабатывает по своему прямому назначению. Надо поклониться альтернативщикам, десять лет поворачивавшим вспять ход Первой мировой, предотвращавшим Вторую и водружавшим красное знамя на развалинах Белого Дома. Сталинистам, монархистам, военным диктатурщикам.
Поклониться им надо потому, что они — кто от чистого сердца, кто тупо работая на «целевую аудиторию» — отпахали все последние лет 15 за русскую фабрику грёз. Это они были Русским Голливудом, Киностудией им. Горького и им. Довженко, Мос- и Ленфильмом. В дурацкое время, когда сами русские голливудцы пилили государственное бабло, снимали на оставшееся какую-то некачественную чушь и мечтали быть взятыми в голливуд настоящий, к геополитическому противнику — русские боевые фантасты занимались делом: они переводили в слова и буквы народное сознание.
И они сформулировали на современном языке два главных (для самостоятельной культуры) понятия: Русскую Мечту и Русский Ужас.
Русская Мечта может показаться отсутствующей, аморфной и несформулированной только тому, кто всю жизнь одних татьян толстых с дмитриями быковыми и глуховскими читал, уверенный, что кроме них в русской литературе есть только карманные детективы. А для читателя русских боевых фантастов с Русской Мечтой нет никаких проблем.
Русская Мечта, если коротко — это когда мы самые лучшие. Не просто первые — а на самом деле лучшие. Когда мы чемпионы мира по всем видам спорта, и ещё у нас самое справедливое и человечное государство. И ещё у нас лучший кинематограф, лучшая наука и медицина и даже (это в самых смелых мечтах) автопром. И наша армия — настолько самая сильная, что в мире благодаря ей царит настоящий мир, когда никто никого не грабит и не насилует — потому что мы не даём. Ведь мы носители настоящей цивилизации — не просто самой передовой и самой сильной, но ещё и самой доброй. И путь к возвращению этой доброты русская боевая фантастика нарисовала самый естественный — через возвращение народу и государству силы. Нарисовала на нескольких уровнях сразу — от бульварного до возвышенно-историософского.
И та же боевая фантастика — якобы мусорная и маргинальная — со звенящей чёткостью сформулировала Русский Ужас.
Если коротко — это когда русского государства нет, а по русской земле шастают иноземные захватчики вперемежку с собственной бандотой и творят что хотят. (Тот факт, что первый известный певец Русского Ужаса — татарин Беркем, лишний раз подчёркивает, насколько этот кошмар у всех национальностей нашей Родины общий).
Почему, кстати, боевые фантасты мечту и ужас народа сформулировать сумели, а Серьёзные Литераторы нет? Тут, думается, всё просто. Боевые фантасты всего лишь размазаны по стране и её социально-профессиональным слоям более разнообразно, чем прозябающие в одном-единственном столичном гетто Серьёзные Литераторы. Боевые фантасты, хочешь не хочешь, не зависают всю жизнь среди своих, а вынуждены контактировать с кем попало. И поэтому боевые фантасты, как ни смешно, ближе к реальности. Они её лучше наслушались и приняли всерьёз. А Серьёзные Литераторы, даже если чего-то и услышали в поезде или прочли в сети — уважать сигналы от реальности не умеют. И воспринимают их в ряду того, что вычитали и придумали сами. Как мозаику из «цитат и смыслов».
…Так вот — к чему я это всё. Мусорная несерьёзная литература аккумулировала актуальные тревоги и чаяния времени настолько эффективно, что сейчас они местами на наших глазах проламываются в жизнь в виде осознанной необходимости.
Во всяком случае, читая сегодня книжку годичной давности, описывающую разгул оборонсервиса в армии и предательское исчезновение элит в трудную для страны минуту, — автоматически вспоминаешь, что в нынешнем 2013-м армию всё же реанимирует глава МЧС, а лучшие лица элиты, измученные параноидальным шпиономанским режимом, одно за другим решают не возвращаться в Россию из очередной зарубежной побывки.
И если государство действительно делает шаги в сторону недопущения Русского Ужаса — то есть своего исчезновения — то можно предположить и другое.
Вдруг боевые фантасты окажутся правы и по части Русской Мечты. Ну вдруг. Она ведь тоже — необходимость, просто ещё не совсем осознанная.
…Но это уже будет другая история.
Источник: odnako.org.
Рейтинг публикации:
|