Старейшее сталелитейное и машиностроительное предприятие России переживает второе рождение
Обуховский завод в Санкт-Петербурге тихо отметил 150-ю годовщину со дня своего основания. Грандиозных торжеств по этому поводу не было, журналисты на дату особого внимания не обратили – не двадцатилетие же какой-нибудь «российской эстрадной звезды». Между тем, обновленное предприятие вскоре может стать гордостью не только северной столицы.
В мае 1863 года между Товариществом на паях «П.М. Обухов, Н.И. Путилов, С.Г. Кудрявцев» и Морским министерством был заключен контракт на строительство сталелитейного и орудийного завода в 12 верстах от Санкт-Петербурга, на Шлиссельбургском тракте в селе Александровском. Совсем недавно закончилась Крымская война, которая показала миру не только героизм русских солдат, но и значительное техническое отставание России от Великобритании и Франции. И пока царское правительство думало, в стране нашлись настоящие подвижники, которые знали, что и как делать. Надо было срочно поднимать весьма убогую промышленность на качественно новый уровень. Надо было строить заводы, лучшие, чем в Западной Европе. Стоит напомнить, кем были люди, обязавшиеся, как говорилось в контракте: «В течение пяти лет построить сталелитейный завод и изготовить на оном стальных, вполне отделанных нарезных артиллерийских орудий, заряжающихся с дула, всего на сумму до одного миллиона рублей».
Павел Матвеевич Обухов – талантливый инженер-металлург. Разработал двадцать оригинальных сортов стали, каждый из которых превосходил английские и немецкие аналоги.
Николай Иванович Путилов – коллежский советник, чиновник особых поручений Морского министерства. Говоря современным языком, он был государственным топ-менеджером, который занимался организацией различных производств.
Сергей Галактионович Кудрявцев – купец I гильдии, коммерции советник. Фактически на его деньги завод был заложен и почти полностью построен.
У нас сейчас много говорится о реиндустриализации России, страны, в которой полно олигархов: в сравнении с ними Кудрявцев – просто нищий оборванец. И если люди, похожие по инженерному и организаторскому таланту на Обухова и Путилова пока еще встречаются, то таких, как Кудрявцев, у нас нигде не видно. Впрочем, среди состоятельных русских людей есть те, кто готов вложить свои миллионы и даже миллиарды в дело возрождения промышленной славы России. Но, во-первых, имена их упорно замалчиваются, а, во-вторых, нынешнее законодательство просто не дает им развернуться в полную силу и реализовать свои самые смелые проекты.
Увы, и в той России, «которую мы потеряли», не все шло гладко. И Кудрявцев, и Обухов просто надорвались на строительстве, на поиске дополнительных денег и ушли из жизни еще до того, как завод заработал в полную силу. После смерти Обухова в 1869 году Путилов, у которого отношения с партнерами по Товариществу тоже расстроились, тем не менее, ценя вклад Обухова в развитие отечественной металлургии, добился присвоения еще строящемуся заводу его имени.
Когда в живых не осталось ни одного из основателей завода, 1 февраля 1886 года, император Александр III своим высочайшим указом повелел выкупить все акции у тогдашних владельцев и передать управление Обуховским сталелитейным заводом в казну. С того дня и на протяжении всего ХХ века одно из крупнейших в мире металлургических и машиностроительных предприятий было государственным. На заводе уже сто двадцать с лишним лет назад стали выпускать прекрасные артиллерийские орудия, в том числе самого большого калибра для линейных кораблей отечественного ВМФ, а также броневые листы, которыми они обшивались.
Обуховская сталь даже поставлялась в Великобританию и Германию, где очень ценилась за высокое качество.
Помимо, можно сказать, циклопических изделий военного назначения на заводе производили тонкий хирургический, чертежный и слесарный инструмент. А с 1905 года освоили выпуск сложных оптических систем.
В 1908 году указом императора Николая II за вклад в развитие Морского флота России Обуховскому заводу, наряду с тремя другими, вручили собственный штандарт. Он представлял бело-сине-красное полотнище, в центре которого на синем фоне большими белыми буквами значилось: «О. З.». К 1913 году предприятие стало одним из крупнейших в мире, являясь главным конкурентом немецких заводов Круппа и английских - Армстронга. На «Обуховском сталелитейном заводе» изготавливалось свыше 90 процентов вооружений для ВМФ и 50 процентов - для сухопутных войск. Работали там более десяти тысяч высококвалифицированных рабочих, инженеров и конструкторов. Месторасположение было на редкость удачным – имелись хорошие выходы к портовым сооружениям, к железной и шоссейной дорогам. Находясь на далекой окраине Санкт-Петербурга, огромное предприятие никак не портило самобытного лица тогдашней столицы империи.
Революция и Гражданская война не лучшим образом сказались на заводе. В годы Первой мировой технологические линии работали на полную мощность и порядком износились. А в 1918-м и последующие годы многие ценные специалисты либо погибли, либо эмигрировали. Три года завод вообще не работал. Однако при установлении уже стабильной советской власти крупнейшему отечественному предприятию уделили особое внимание. Его переименовали в «Большевик» и вложили огромные средства в воссоздание производства и полную его модернизацию.
К восьмидесятым годам прошлого века завод выпускал широчайшую номенклатуру самых различных изделий. От тончайших и точнейших инструментов до самых мощных корабельных орудий и пусковых установок стратегических ракет, стартовых систем космических ракет, оборудования ядерных реакторов и много другого.
Работало на предприятии, занимавшем десятки гектаров, более тридцати тысяч человек. Шло массовое жилищное строительство. Имелись прекрасный пионерский лагерь, дома отдыха и санатории, большой дом культуры, заводская поликлиника и своя больница. И тут свершилась новая революция, к власти пришли демократы...
Из музея извлекли императорский штандарт и с большой помпой вручили коллективу, кстати сказать, активно поддержавшему Анатолия Собчака и его команду в борьбе с «пережитками тоталитаризма и власти КПСС». Название «Большевик» предали анафеме и вернули историческое имя. В 1992 году под звуки фанфар на свет появилось старо-новое название «Государственный Обуховский завод» - ГОЗ. Странное дело, о том, что огромный ГОЗ обязательно будет промышленной опорой нового Государства Российского, о становлении которого тогда трещали на каждом углу, особо не говорилось. Да и о чем говорить? В 1992 году государственные заказы ГОЗу обнулили. Как-то тихо и незаметно такие непрофильные активы, как собственные медицинские учреждения, дом культуры, дома отдыха, санатории, профилактории и пионерлагерь изъяли без всякой компенсации в пользу города, а точнее – его тогдашних властей. Где все это сейчас? Никто не знает. Естественно, остановилось жилищное строительство. Фактически прекратилась выплата зарплаты. Потом предприятие акционировали.
Но и ОАО с издевательски-абсурдным названием «Государственный Обуховский завод» и с собственным именным штандартом, учрежденным Николаем II, оказалось никому в Государстве Российском не нужным. Предприятие, бывшее гордостью императорской России и Советского Союза, в России демократической стало лишним. От былого промышленного величия остались лишь старые стены, старые технологии. Количество работающих сократилось в десять раз, осталось меньше трех тысяч - в основном, людей преклонного возраста. Работали они за гроши, зато под именным штандартом.
И когда акционерное предприятие, казалось, неизбежно распадется на ряд частных фирмочек и фирм, прекратив свое существование как единый и когда-то мощный «Обуховский завод», его включили в состав концерна ПВО «Алмаз-Антей».
Казалось бы, что общего у предприятия, создававшегося в интересах Морского министерства, у которого в былые годы почти сто процентов заказа проходили по линии Военно-морского флота, с концерном, специализирующемся на создании и производстве средств противовоздушной обороны? Но произошла какая-то сакральная реинкарнация сути Обуховского завода. В XIX веке его действительно задумывали и строили для производства средств огневой защиты кораблей в океане и линий береговой обороны. А в XXI веке он будет производить боевые средства для защиты не водных акваторий, а воздушного океана над Россией, точнее – воздушно-космического. То есть начался качественный переход на новый уровень не только производимой продукции, но и средств ее производства.
Однако какими бы сакральными или мистическими ни казались перемены, по мановению волшебной палочки они реализоваться не могли. Руководству концерна, которое находится в Москве, потребовалось несколько лет, чтобы разобраться с доставшимся наследством в Санкт-Петербурге и решить, что делать дальше.
К сожалению, вернуть утраченное оказалось невозможно. Весь так называемый соцкультбыт предприятия, за исключением некоторых спортивных сооружений, полностью утрачен. Да и огромные площади с расположенными на них старыми кирпичными корпусами оказались очень тяжким бременем, требующим огромных капиталовложений только для поддержания их в нынешнем состоянии. Было принято радикальное решение: на части территории создать Северо-Западный региональный центр концерна ПВО «Алмаз-Антей». Саму территорию значительно сократить, старые корпуса снести. Концерн просто вынужден начать распродажу заводских земель, тем более они давно оказались в черте города, и цена их весьма высока. Всего намечено продать не менее сорока гектаров. Что касается корпусов, то, увы, в старых стенах физически невозможно разместить новое технологическое оборудование. Их проще снести и построить новые производственные площади – меньшие по внутренним объемам, но более насыщенные самыми современными станками. Конечно, что-то наиболее ценное с исторической точки зрения останется, но в основном фабричные постройки, возведенные еще в конце XIX и начале XX веков, будут ликвидированы.
Работы по практическому созданию обновленного «ГОЗ Обуховский завод» начались лишь в 2010 году, но сделано уже немало.
Концерн получил многомиллиардный кредит и карт-бланш на закупку любого самого современного технологического оборудования за рубежом.
В состав Северо-Западного регионального центра - это не военная тайна - войдут: Российский институт радионавигации и времени, Всероссийский институт радиоаппаратуры, КБ специального машиностроения, завод радиотехнического оборудования и собственно Обуховский завод.
Сейчас полным ходом идет строительство новых корпусов. Практически завершен перевод завода радиотехнического оборудования. Он производит сложные антенные комплексы для систем С-300, С-400 и будет выпускать различные антенны и радары для С-500. По словам специалистов, которые трудятся на заводе более двадцати лет, то, что было раньше и что стало сейчас – земля и небо. Работать стало физически легче и намного интереснее, да и зарплата становится вполне достойной. Основным видом деятельности обновленного «ГОЗ Обуховский завод» станет производство компонентов зенитно-ракетных комплексов, а также систем противовоздушной и противокосмической обороны нового поколения. Также будут вестись работы в интересах ВМФ, РВСН, космической и атомной промышленности. Значительную долю займет выпуск гражданской продукции.
Уже к 2015 году «ГОЗ Обуховский завод» должен практически полностью обновиться и работать в новом режиме.
Он станет более компактным, хорошо управляемым производством с общей численностью рабочих и служащих около семи тысяч человек. Павел Матвеевич Обухов, Николай Иванович Путилов и Сергей Галактионович Кудрявцев, наверное, были бы довольны, что дело их жизни, начатое в конце XIX века, не прервалось в конце ХХ и получило новое наполнение в начале XXI. Скорее всего, они бы с пониманием оценили и те трудности, с которыми сталкиваются их наследники. Прошли века, но мало что изменилось...
В шестидесятые годы XIX века Товарищество, начавшее строительство нового уникального по тем временам завода, очень скоро столкнулось с нехваткой денежных средств. Поскольку предприятие было частным, то искать деньги приходилось в виде различных ссуд, что едва не привело к банкротству. Острые финансовые проблемы послужили прямой причиной преждевременного ухода из жизни Кудрявцева и Обухова, негативно сказались на здоровье Путилова...
В начале XXI века государство, озаботившись сохранением «Государственного Обуховского завода», не выделило из казны на эти средства никаких значимых сумм. Зато великодушно разрешило новым собственникам взять многомиллиардный кредит под «льготные» 10 процентов годовых. Конечно, формально акционеры сами должны искать средства для своего развития. Но ведь 100 процентов акций находятся в госсобственности. Получается, что государство само не хочет начать в первую очередь получать прибыль, когда обновленный завод выйдет на ритмичный режим и станет доходным, а великодушно отдает миллиарды банкам.
Осложняет финансовое положение и потеря профессионализма в высших эшелонах власти министерства обороны. Раньше в СССР, а теперь и во всем мире при запуске изделий нового поколения для вооруженных сил на деньги заказчика изготавливается партия, которая отправляется войска для опытной эксплуатации. И только после проведения всего комплекса войсковых испытаний, оплачиваемых из бюджета министерства, новое изделие запускается в серийное производство. А сейчас военные за это платить не хотят. Испытав - зачастую очень поверхностно - единичный экземпляр, они готовы заказывать крупные партии, но так, чтобы вся поставляемая им техника работала, как швейцарские часы, причем в полевых условиях. И за все неполадки грозят штрафными санкциями.
Увы и ах, но в военном ведомстве, похоже, не осталось генералов, понимающих, что значит реальное введение новой техники в реальную войсковую эксплуатацию.
Очень мало осталось на оборонных предприятиях действительно грамотных специалистов, ответственно относящихся к своей работе – Обуховский завод не исключение. Преемственность поколений разорвана, а новые кадры почти всегда имеют много амбиций и повышенных запросов, но толком делать почти ничего не могут. Это тоже проблема.
Есть еще и заморочки новейшего коррупционного времени. Директор Обуховского завода, как рыночный ларечник, должен чуть ли не навытяжку становиться перед каждым, имеющим грозную корочку проверяющего. Был случай, когда «Государственный Обуховский завод» за тридцать дней получил сорок требований о проверках – от прокуратуры до Рыбнадзора. Случилось это сразу, как только из банка пришел первый солидный транш по взятому кредиту. Директора завода - и это не шутка - пытались оштрафовать за… помехи нересту рыбы, так как часть территории предприятия выходит на Неву.
Непростое это дело - поднимать технологическую мощь России на качественно новый уровень, вести ее реиндустриализацию. Но дело движется, тяжело, но идет. И то, что происходит сегодня на территории Обуховского завода в Санкт-Петербурге, наглядное тому подтверждение. Источник: stoletie.ru.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 11
Рейтинг поста: