Николай Говорин
Николай Васильевич Говорин – заведующий кафедрой психиатрии, наркологии и медицинской психологии Читинской государственной медицинской академии, доктор медицинских наук, профессор, заслуженный врач РФ. Николай Васильевич известен в Забайкальском крае как сторонник здорового и активного образа жизни. Уже более 30 лет он занимается проблемой зависимости от алкоголя и его последствиями. Является также сопредседателем церковно-общественного совета по защите от алкогольной угрозы.
От редакции "РН": С 1 июня вступил в действие резонансный закон о запрете курения в общественных местах — закон, несомненно, запоздалый. Ведь масштабы вырождения от алкоголизации, наркомании, курения в России угрожают национальной безопасности страны не меньше внешних факторов. Мы можем просто пропить свою страну — утверждает многолетний подвижник на ниве борьбы с отравлением народа, заслуженный врач РФ Николай Говорин, — крупный ученый, врач-психиатр высшей категории, завкафедрой психиатрии и наркологии и медицинской психологии Читинской государственной медицинской академии.
***
На прошлой неделе "Забмедиа.Ру" сообщало, что в Чите готовится документ о границах, в которых нельзя продавать алкоголь. Каким должен быть этот метраж и насколько актуальна проблема алкоголизации населения для Забайкальского края, мы спросили у заведующего кафедрой психиатрии, наркологии и медицинской психологии Читинской медицинской академии, заслуженного врача РФ, доктора медицинских наук, профессора Николая Говорина.
***
ГОСМОНОПОЛИЯ НА ПРОИЗВОДСТВО СПИРТА
— Николай Васильевич, каким, по вашему мнению, должно быть расстояние от магазинов, увеселительных заведений, где продают алкоголь, до образовательных, медицинских, культурных учреждений?
— Магазины, в которых продают алкоголь, должны быть как можно дальше от лечебных, образовательных и других учреждений. Это очень важно, и если бы расстояние составляло не менее одного километра, было бы неплохо. Меры борьбы с пьянством должны быть комплексными и системными, в том числе и меры, направленные на ограничение времени и точек продаж алкоголя.
Алкоголизация населения России, ее уровень и масштабы реально угрожают нашему будущему, нашей национальной безопасности. Если мы не снизим уровень пьянства, — мы просто пропьем нашу страну.
И это обусловлено не только алкогольной сверхсмертностью. Сегодня известно, что, к сожалению, Забайкальский край побил очередной рекорд — мы находимся на первом месте в России по числу преступлений на 100 тысяч населения, причем в структуре этих преступлений значительное место занимают убийства. И пьянство, состояние алкогольного опьянения — одурманивания является главным фактором, который лежит в основе криминальной агрессии. По нашим данным, не менее 90% убийств в Забайкалье совершаются в состоянии алкогольного опьянения. Возьмите еще самоубийства, ДТП со смертельными исходами, несчастные случаи, травматизм, которые более чем в 50% также обусловлены пьянством населения. Все это и есть насильственная смертность, т.е наши небоевые потери, причем преимущественно населения трудоспособного возраста. 38% всех смертей населения трудоспособного возраста в Забайкалье обусловлено пьянством, а среди мужчин этот показатель вообще составляет 52%. Вот почему средняя продолжительность жизни мужчин в Забайкальском крае составила за 2012 год 55,7 лет. Алкоголь сегодня — это оружие массового уничтожения населения и с этим что-то надо делать. Так дальше жить нельзя. Мы гибнем и деградируем.
— Что, в первую очередь, должно сделать государство для решения этой проблемы?
— Самое главное – должна быть монополия на производство алкогольной продукции. Сегодня алкогольная сверхсмертность является серьезной угрозой для России. Только сейчас правительство и президент поворачиваются лицом к этой проблеме. Идет серьезное изменение законодательства в области курения, мы знаем, что от курения гибнут приблизительно 300 – 350 тысяч человек в год. А от алкоголизма и его последствий — 700 тысяч в год , 2000 человек ежедневно! Идет необъявленная война.
Показатели алкогольной смертности в России в десятки раз превышают показатели европейских стран. Причем в европейских странах уровень потребления алкоголя порой бывает не ниже, чем у нас. Например, жители Франции в среднем в год потребляют 14 литров алкоголя, при пересчете на абсолютный спирт. У нас — официально 18 литров, но смертность-то в России в десятки раз выше и вывод здесь один — население нашей страны потребляет абсолютно некачественную алкогольную продукцию.
Посмотрите, в 33 из 51 штата США (на эту страну мы пытаемся равняться по многим позициям) существует государственная монополия на производство спирта. А мы делегировали это свободному рынку
и сегодня водку производят из гидролизных, синтетических спиртов, продуктов переработки нефти. Эти яды приводят к тому, что человек может умереть даже не будучи алкоголиком. Сколько мы знаем таких случаев — люди пришли на день рождения, выпили, содержание спирта в крови соответствует легкой или средней степени, а человек скончался. Да его же убили! Человека убили те, кто произвел такую водку. Я убежден, что в нашей стране, в настоящий исторический период необходима государственная монополия на производство и оборот алкогольной продукции. Государство должно контролировать и гарантировать населению качество алкоголя. Нужен также и новый технический регламент на алкоголь. Я думаю, многие люди хотели бы, чтобы был принят "сухой закон" в стране, однако сегодня это совершенно нереально.
В нашей стране, где высокий уровень коррупции, где многое покупается и продается, нельзя просто так убедить людей выпускать качественную продукцию. Я не буду вскрывать некоторые факты, но порой удивляешься — человек может занимать какое-то серьезное положение в обществе, но при этом держать подпольный разливочный цех. Законодательство в этой сфере нуждается в серьезном ужесточении.
***
БОЛЬНАЯ МОЛОДЕЖЬ
— Что кроме введения монополии на производство спирта необходимо еще сделать?
— Необходимо недобровольное освидетельствование и принудительное лечение лиц, которые пьянствуют и ведут аморальный образ жизни. Хотят этого пьянствующие лица или нет, но должно быть освидетельствование без их согласия. Приведу пример — в хорошей, благополучной семье пьянствует сын, он буквально погибает. Родители в шоке, но ничего сделать не могут, идут к врачам, а наркологи им говорят: "Приводите, мы полечим". Но сын не хочет лечиться, у него нет критики, и родители видят, как
их сын превращается в слабоумного человека, у него появляются припадки, и он по существу гибнет, но при этом необходимо согласие на его лечение. Это нелепость, и в таких случаях говорить о свободе личности и свободе выбора: пить или не пить,
якобы это дело каждого, конечно же, неправильно.
Я каждый понедельник провожу консультации больных в психотерапевтическом отделении медицинской академии и ко мне нередко обращаются родители "проблемных" молодых людей и просят: "Спасите, помогите". А как мы можем помочь, если нет закона о недобровольном освидетельствовании человека, который злоупотребляет алкоголем? У него должна быть альтернатива: ты или лечись, или по решению суда поедешь в лечебно-трудовой профилакторий (ЛТП) и там будешь два года на свежем воздухе производить мебель, освободишь свой мозг от алкогольной интоксикации и вообще подумаешь, как жить дальше.
В свое время, когда были ЛТП, я в течение нескольких лет был куратором ЛТП в Хилокском районе (Линевое Озеро) и всегда думал — как хорошо, что существует такое заведение. Я там встречал людей, которых до этого знал в Чите, где они запивались и вели асоциальный образ жизни, но за два года нахождения в ЛТП, занятий трудотерапией буквально преображались. К тому же они 40% доходов перечисляли в семью, и что от этого было плохого? Мало того, что за эти два года они не погибли от водки, никого не убили, да еще и деньги в семью перечисляли. И значительная часть из них потом воздерживалась от пьянства, и ремиссии у этих больных были более продолжительными.
Сегодня мы госпитализируем в наркологический диспансер тяжелого больного с "белой горячкой", он через неделю выписывается, так как его не имеют права держать без согласия. Он выходит и продолжает пить.
— У Вас вышла книга "Психическое здоровье призывного контингента". Если вкратце, то какие они, нынешние призывники?
— К сожалению, приходится констатировать, что скоро нам некого будет призывать в армию. Сегодня стоит вопрос о том, чтобы всех наших молодых врачей- интернов забрать в армию — уже второй год не выполняется план по Забайкальскому краю. А почему? Мало того, что из-за демографического кризиса количество молодежи призывного возраста уменьшается, так еще и из тех, кого можно призвать в армию, мы отсеиваем 35% из-за психической патологии. И на первом месте здесь стоит умственная отсталость. Мы проводили специальные исследования и выяснилось, что в 88,7% случаев фактором, который лежал в основе родившегося ребенка с умственной отсталостью, являлся алкоголизм одного из родителей. Пьянство — это не только трагедия самого человека, это трагедия семьи и вырождение потомства, это большая беда всего государства.
Вдумайтесь в эту цифру — почти 1% жителей края являются инвалидами по психическому заболеванию и алкогольный фактор в этих показателях является определяющим.
***
"ПЬЯНСТВО — ЭТО ДОБРОВОЛЬНОЕ СУМАСШЕСТВИЕ"
— К чему приводит пивной алкоголизм?
— Проблема пивного алкоголизма — это особая проблема. Достаточно сказать, что пиво, помимо развития алкоголизма, вызывает у мальчишек тяжелую деградацию всей гормональной системы: атрофию яичек, у парней снижается уровень тестостерона, они становятся внешне женоподобными и, как правило, бесплодными. У девушек, напротив, от пива снижается уровень эстрогенов, что приводит к тому, что у них становится мужеподобный тип конституции: широкие плечи, узкий таз, отсутствие молочных желез. То есть, мы формируем с помощью пива какой-то промежуточный пол: толи парень, толи девушка. Разве можно такое допускать? Нет, и надо до всех донести правду об этом.
Реклама читинского ночного клуба "Папарацци"
— В эфире местного канала вы сказали, что у людей растет агрессия. Почему это происходит?
— Отношения между людьми становятся более жесткими, недоброжелательными. Люди часто ведут себя неуважительно друг к другу.
Я многие годы был председателем судебно-психиатрической экспертизы, тысячи уголовных дел пропустил через свою душу, и когда читаешь материалы дела и часами беседуешь с преступником, понимаешь, насколько страшен алкоголь.
Человек может порой и не ведать, что творит в состоянии алкогольного одурманивания.
Пьянство — это на самом деле добровольное сумасшествие. Качество алкоголя во многом определяет характер опьянения и суррогатный алкоголь часто вызывает так называемое "измененное опьянение". У человека развивается агрессия — временное нарушение психической деятельности. Иногда на следующий день он даже не помнит, что творил. Например, был случай, когда в одном из районов края призывник, которого отправляли в армию, во время своих проводов напился китайского суррогата, затащил свою родную бабушку в тепляк, где изнасиловал и задушил, а на следующий день ничего не мог вспомнить. Свою судьбу загубил, опозорил весь свой род и бабушку отправил на тот свет. Надо такое поведение профилактировать.
Алкогольная зависимость граждан является важнейшим причинным фактором психических нарушений у их близких. Когда начинаешь разбираться в истоках болезни, оказывается, что многое, например, обусловлено пьянством отца: жили в деревне, отец — пьяница, приходил домой, избивал мать на глазах детей, та хватала ребятишек и они ночью убегали из дома, скрываясь от отца. Детские стрессы и страхи в последующем всю жизнь сопровождают человека, делая его несчастным и нуждающимся в лечении у психиатра. Это лежит в основе и тревожных, и депрессивных расстройств.
— Если ничего не изменится, к чему это приведет?
— К дальнейшей деградации и уменьшению численности психически здоровых людей со всеми вытекающими последствиями для государства и общества.
Беседовал Андрей Белокопытов
Источник
***
НИКОЛАЙ ГОВОРИН: НИКАКИХ ПЕРЕКУРОВ!
На курильщиков объявлена травля. Антитабачный закон с завидной скоростью и с минимальными потерями для поправок проходит через Госдуму. Притушить сигаретку с 1 июня потребуют на вокзалах, в аэропортах, лифтах, на лестничных клетках, детских площадках, автозаправках, автобусных остановках, в учреждениях образования, здравоохранения, культуры и спорта, в поездах дальнего следования… Пару затяжек можно будет сделать разве что в салоне личного автомобиля и на кухне, если родные не против пассивного курения. А перекуры в рабочее время, товарищи, возможны только в специально оборудованных для этого местах.
Что делать курильщикам, которым вот-вот перекроют кислородный балон… Во сколько обходится "среднему забайкальскому мужику" табачная радость… Как работодателям включится в благое дело оздоровления нации… Спросим известного забайкальского парламентёра здорового образа жизни, заведующего кафедрой психиатрии, наркологии и медицинской психологии, доктора медицинских наук, профессора, заслуженного врача РФ Николая Говорина.
*
СТУДЕНТ-МЕДИК, БРОСЬ СИГАРЕТУ!
— Курите?
— Нет, конечно. И никогда не курил.
— Правда, что в ЧГМА и в лечебных учреждениях курение запрещено категорически под угрозой выговоров и отчисления?
— Совершенно верно. Приказом ректора уже почти пять лет запрещено курить во всех помещениях академгородка, в диагностической поликлинике, на кафедрах при клинических базах.
— КПД?
— Достаточно высокий. По крайней мере, такого, как раньше, нет, что стоит человек в белом халате и с сигаретой. Будь то профессор — он за это получит строжайший выговор. Студенты — вплоть до отчисления.
— Не курят, потому что бросили курить или берегут удовольствие до дома?
— В конечном счёте эти приказы привели к тому, что часть курильщиков задумались и смогли бросить. А часть, может быть, делает это скрытно, но по крайней мере, своим поведением не привлекает к курению других. Публичное курение — это же демонстрация, своего рода реклама того, что курить круто, что курить надо.
— В общем, вы обеими руками за антитабачный закон?
— Конечно я за. Только надо было бы ещё жёстче меры принять. Почему на наш, врачебный, взгляд и на взгляд, в том числе, экспертов ВОЗ и российских законодателей, курение является серьёзной проблемой? Потому что накоплены и подтверждены данные эпидемиологических исследований.
Сейчас в мире 80% курящих — население малоразвитых стран. В странах европейских, в Штатах резко идёт снижение числа курящих людей.
— Но не без запретов обошлось там…
— Естественно. Но не только запретов, но и очень активной профилактической работы, разъяснительных программ… Американцы бросили огромные деньги на снижение числа курящих. И что в итоге? В итоге количество больных с ишемической болезнью сердца у них уменьшилось на 27%!
"Мы сегодня находимся на взлёте смертей от сердечно-сосудистых заболеваний, но в России число курящих только увеличивается. Курят 43 миллиона человек! 37-39% населения. Колоссальная цифра. Мы стремительно обогнали по этому показателю очень многие развивающиеся страны. Курят 72% забайкальских призывников. Около половины студентов техникумов, училищ, вузов — курящие".
Наши личные социологические исследования, которые мы проводим по Забайкалью, тоже вызывают очень серьёзную тревогу: растёт число курящих девочек среди студенческой молодёжи. Часто в группе больше девчонок курит, чем парней. А мальчишки… У нас была большая работа, связанная с оценкой состояния психического здоровья призывников два года назад, и оказалось, что 72% призывников курят. А в техникумах, в училищах, вузах смолят сигаретами процентов 50.
Сейчас готовим большую исследовательскую программу по оценки состояния психического и наркологического состояния здоровья студенческой молодёжи. Недавно аспирантка кафедры подготовила к защите диссертацию "Психическое и наркологическое здоровье врачей Забайкальского края".
— Для дилетанта: наркологическое здоровье вы напрямую связываете с психическим. В случае "неполадок" — что здесь следствие, а что — причина?
— Здесь работают так называемые взаимные связи. Любые зависимости вызывают в головном мозге одни и те же нейрохимические изменения, что от алкоголизма, что от наркомании, что от табакокурения. Более того, сейчас установлено, что нейрохимические нарушения в мозге при игровой зависимости — те же самые! А что самое интересное, существует перекрёстный механизм зависимостей. То есть если у человека алкогольная зависимость, он курит примерно в три раза чаще, чем не алкоголик. Наверное, обращали внимание: на застольных мероприятиях у мужчин после 3-4 рюмок резко усиливается желание сходить покурить. Возникает синдром усиления влечения не только к основной зависимости, но и к параллельным тоже.
Поэтому мы не разделяем понятия психическое и наркологическое здоровье людей. Более того, я уверен, что уменьшение числа курящих приведёт к уменьшению числа психических заболеваний в обществе.
— В связи с этим вопрос: с 1 июня запретят курить практически везде — на игровых площадках, на рабочих местах, на улицах, на вокзалах… Курить нельзя — человек же нервничать начинает. Не прогнозируете какой-то определённый период, когда резко снизится работоспособность населения, будут нервные срывы, конфликтность возрастёт?
— Естественно, будет какой-то этап абсиненции — синдрома отмены. Но в конце концов, страсть всегда найдёт, как себя реализовать. У определённой части населения курение уйдёт в подполье. Ну, и пусть уйдёт. Зато определённая часть курильщиков задумаются. И здесь необходимы мероприятия комплексные, не однобокие, но наступательные и очень постепенные. Имею ввиду разъяснение, стимулирование, чтобы помочь человеку расстаться с пагубной привычкой.
— А кто должен проводить?
— Все должны проводить — семья, работодатель, врачи! Мы по студенческой молодёжи сейчас такую комплексную программу готовим.
— Ну, со студентами-медиками понятно. А что посоветуете офисным работникам, которым — раз! — и запретят перекуры вне "специально оборудованных мест".
— Очень действенно — экскурсии в музей медицинской академии, где можно посмотреть, что происходит на лёгкие — какие они, когда организм "кормят" никотином. На печень, которую хозяин заливал спиртным…
*
МНЕ РАК ГОРТАНИ ПО 62, БУДЬТЕ ДОБРЫ…
— Увеличивают минимальные розничные цены на сигареты, до 62 рублей — минимум. Как по-вашему, что наиболее действенным фактором для людей является — посчитать, сколько тратишь на табак, или испугаться, что в организме творится в никотиновом чаду?
— Тут к каждому конкретному человеку свой подход нужен. Но прокуривают, действительно, немалые деньги. В Чите средний мужик тратит на сигареты 600-700 рублей в неделю. Почти 3 тысячи в месяц. Куришь 10 лет — вот и посчитай, за сколько ты купил себе рак гортани, рак лёгкого или ишемическую болезнь сердца.
Курение для ишемии мозга или сердца— важнейший фактор риска. Давайте на пальцах. Изнутри сосуд покрыт клетками эндотелия. Если эндотелий поражается, откладываются холестериновые бляшки — возникает ишемия. Это как батарея — отчего она холодная? Да от того, что забилась ржавчиной! Но основные факторы сужения сосудов: первое (у молодых) — стресс, хроническое напряжение, при котором сосуды спазмированы, а на втором месте — табак. Он разрыхляет эндотелий, разрушает оболочки. И особенно — в сосудах мозга. Вот почему, чем раньше подросткок начинает курить, тем меньше он умственно развивается…
"В год в России гибнет от последствия табакокурения приблизительно 300-350 тысяч человек — больше, чем население Читы. Имеются в виду заболевания, которые ассоциированы с табаком, главным образом, это онкология.
При этом от алколизма гибнет 700-750 тысяч в год. В это число включены аварии, которые происходят по вине пьяных водителей, убийства. То есть в день — 2 000 человек. Вот сегодня день пройдёт, и 2 тысячи человек в России погибнет от пьянства. И год от года динамика хуже и хуже".
— Отчего и для чего всё-таки люди курят?
— Существует генетическая и биологическая предрасположенность к табаку. Есть примерно 20-22% людей, которые табак не переносят. К ним, к счастью, отношусь и я. С детства запах табака не переношу. У меня к нему отвращение. Но есть люди (примерно процентов 15-16), у которых запах табачного дыма вызывает приятные ощущения. Есть люди, которым нравится запах выхлопных газов… Любители табачного дыма — люди с ядерной уготованностью к табакокурению. Их лечить будет очень и очень тяжело, потому что их биохимические, биологические процессы мозга таковы. Но если бы они не курили, никогда бы эта неуготованность не реализовалась.
И что у нас получается? Получается, что более половины курящих становятся зависимыми вопреки собственным ощущениям. Становятся зависимыми по определённым психологическим механизмам: первое время испытывают очень неприятные ощущения — тошнота, противно, во рту пахнет. То есть масса субъективных факторов против сигареты. Но иные психологические механизмы помогают этот барьер преодолевать. Например, девушка устроилась на работу в офис, и там все курят. Перерыв. Все вышли — стоят, смакуют, разговаривают… Сама манера формирует так называемую групповую психологическую зависимость. То есть в таких условиях возникает возможность пообщаться, так же, как при алкоголе. А эта девушка сидит одна. Она, как белая ворона, из-за того, что не курит, не вовлечена в круг общения. И она невольно берёт сигарету, хотя ненавидит её, и постепенно пристращается.
Надо всеми способами, но главным образом разъяснительными, отучать людей от курения. Нужно показывать, до чего оно доводит. Мы сегодня требуем от медицины здоровья, но от неё-то здоровье зависит всего лишь на 20-22%, на 25 — максимум. Всё остальное зависит от того, какой образ жизни ведём, что едим…
Вот сегодня огромная проблема — резистентность к антибиотикам, к туберкулостатикам. Сегодня резко расцветает туберкулёз, который раньше затрагивал семьи бомжей, а сегодня поражает даже элитные семьи. Всё потому, что человечество потребляет плохую пищу. Например, курятину сегодня выращивают так: чтобы курицы не гибли, всех сплошь пичкают антибиотиками. И мы потребляем эти антибиотики… на обед и ужин.
Американцы дошли до того, что в своё время начали использовать мужские половые гормоны, андрогены, чтобы бычки вырастали до 400-500 килограммов.
А в погоне за прибылью позже обнаружилось, что количество полных американцев людей в Америке резко стало увеличиваться, что количество импотентов среди мужского населения резко возросло, как и бесплодие. Чего они детей по всему миру скупают?
Надо питаться, чтобы еда была как можно проще. Что бы она не была синтетической. Мы сегодня уничтожаем свой иммунитет испорченной системой питания.
"Макдональдс" наводнил весь мир. Даже бедных китайцев уже подсадили. А ведь у себя американцы стали постепенно снижать число таких заведений. Потому что понимают, что питание должно быть максимально естественным.
Теперь смотрите. Чем мы дышим? Чита стоит в котле. Неправильно питаемся. Малоподвижный образ жизни ведём. И ко всем этим "радостям" ещё и курим! А потом к врачам: "Дайте мне здоровья"…
*
СТО РАЗ ОТЖАЛСЯ И ВСЁ ПРОЙДЁТ
— Собираются запретить даже электронные сигареты и жевательные табачные смеси. Тут о пассивном курении речи нет. Чем электронные помешали?
— Думаю, что сразу всё не запретят. Считаю, что электронная сигарета — это определённый компромисс настоящей — "вредной" сигарете. В ней нет никотина, но она сохраняет подсознательный рефлекс, который для курильщиков порой важнее, чем само насыщение организма никотином.
— Но иногда запреты доходят до абсурда, когда мультик "Ну, погоди!" объявляют вредным из-за "сцен насилия" и запрещают показывать до 23.00… А теперь курящий волк вовсе уйдёт с экран… Неужели так плохо действуют на сознание людей мультяшный герой с сигаретой?
— Думаю, что всё надо делать очень постепенно. Резких решений не надо. Ладно, волк из мультика пусть покурит. Но когда мы смотрим фильм художественный, где очень авторитетный герой, авторитетный артист, на которого люди ориентируются, садится и пьёт водку, не вынимает сигарету изо рта… Или сотрудники полиции в боевике садятся за руль пьяные, курят беспрестанно… Ну, что это? Зачем?
— Но бывают и другие примеры — когда по сюжету ночное дежурство, следователь обдумывает сложное дело, переживает, и вполне объяснима тогда в кадре полная пепельница… Чем человеку компенсировать психическое напряжение?
— Встал из-за стола, сто раз отжался от пола, и всё пройдёт! И мышцы размял, и не покурил. Двойная польза.
— В Германии для борьбы с подростковым курением ввели пластиковые карточки для покупки сигарет в автоматах. В Бутане категорически запрещено курить и продавать сигареты всем без исключения. Как же наш бизнес сдался так легко? Закон прошёл благополучно второе чтение…
— Мне это тоже радостно и удивительно.
Сегодня Россия, к сожалению, избрана международными и наркомафией, и алкогольным лобби, и табачными монополиями… Страна — как какая-то помойка. Мы же гибнем, у людей здоровье ужасное. Тратим огромные деньги на лечение всего этого.
Так давайте вести правильный образ жизни! Сегодня быть здоровым, честно вам говорю, выгодно: сохраняешь деньги себе и государству, увеличивается средняя продолжительность жизни. Известный факт: каждый курящий укорачивает себе жизнь примерно на 8-12 лет. Нормально это что ли? Средняя продолжительность жизни мужчин в Забайкалье — 57 лет…
— Давайте и молодых мам тогда напугаем…
— Да уж… Ходят с колясками и дымят — травят своих детей. Рожают неполноценных. Молодые врачи проводили исследования в роддомах Читы. Наблюдали женщин, которые употребляли алкоголь, пиво в частности, даже в период вынашивания беременности. Выяснилось, что таких женщин среди наших рожениц — 14%! Беременная пила, пришла в роддом и даже там умудряется бутылочку пива пропускать. А кого такие мамы произвели на белый свет? В течение года мы наблюдали за детьми: в 52% случаях пьющие женщины родили больное потомство. А те кто не пили, не курили — только в 4% случаях имели какую-то акушерскую патологию. Есть разница — 52% и 4%? Каждая вторая пьющая, курящая мама произвела на свет неполноценного ребёнка. И главным образом эта неполноценность касается недоразвития мозга.
Еду на работу на троллейбусе мимо "Удокана". Едут студентки политехнического техникума. Худенькие, маленькие. Вышли из троллейбуса и тут же закурили! Глупые: главная причина женского бесплодия — именно курение. Ведь сейчас это тоже проблема — женщины не могут забеременеть. А она прокурила своего будущего ребёнка за углом педколледжа или лесотеха… Или родила, да неполноценного.
— А Вы равнодушный прохожий? Мимо спешите или останавливаетесь и читаете лекцию?
— С трудом себя сдерживаю от этого. Но понимаю, что слушать не станут. Может, запрет курить в общественных и других местах будет сильнее слов… Люди должны понять, наконец, что сегодня… круто быть здоровым. Медицина не всегда доступна для граждан. Поэтому выгодно быть здоровым. Выгодно популяризировать здоровый образ жизни в своей семье, среди своих сотрудников, потому что тогда реже будут ходить на больничные, быстрее выздоравливать, полноценнее трудиться. Надо делать доплату тем, кто не курит. Давать на неделю больше отпуска. Ты не куришь? — тебе отпуск 36 дней. Ты куришь? — тебе 26.
Во многих странах так и делается. Американцы уменьшили количество курящих примерно на 37% за 5 лет. Это поразительный результат. И вдруг впервые в цивилизованном мире мы видим, как снизилось количество больных с инсультами и с инфарктами, и смертей от болезней системы кровообращения стало меньше. А у нас идёт увеличение. Мы самоубийцы. Всё, что плохо, берём. Это, конечно, связано с кризисом 90-х годов. Когда страну внезапно бросили в совершенно иные ценностные ориентации. То, что было плохо в 80-х, стало популярно в 91-м. Насаждение культа насилия, наживы, секса… Всё это было единовременно с потерей идеологического стержня, развалом производства, когда стало непонятно, за что держаться в этом мире, на что ориентироваться и как — по большому счёту — жить…
P.S. Мы ещё долго говорили с Николаем Васильевичем о ситуации в стране и Забайкалье. О массовой миграции, которая сама по себе — болезнь региона. О здоровье тех, кто остался и кто родится ещё на забайкальской земле. О том, как молодые талантливые врачи ищут лучшей доли за пределами края. А те, кто трудится здесь, просят ставить их только в ночную, потому что нет мест в детских садах, нет социального жилья… Говорили о цифрах, которые редко озвучиваются, хотя может, и нужна нам уже именно шоковая терапия, чтобы спохватиться, задуматься, наконец. И честное слово, от многих реалий подумаешь: как тут не закурить-то?!
Но закончили разговор на позитивной ноте: один из комментаторов "Чита.Ру", глядя на жизнь, как-то высказался с горькой иронией. Смысл такой: люди, а давайте назло нашей власти бросим пить, курить и будем жить долго и счастливо. А тут и власть за наше здоровье взялась…
Может, правда — ну, её в урну, эту сигарету?
Беседовала Светлана Завьялова
Источник
***
ЧИТА: ПРЯМАЯ ЛИНИЯ С НИКОЛАЕМ ГОВОРИНЫМ
Илья (24 октября 2012). Николай Васильевич, как бросить курить? Подскажите, пожалуйста, какой-нибудь весомый аргумент?
Уважаемый Илья! Привожу Вам несколько научно обоснованных фактов о вреде курения:
1. В год в России гибнет 148.000 человек от онкологической патологии, непосредственно обусловленной курением (рак легких, гортани, глотки, пищевода).
2. Риск инфаркта миокарда у курящих мужчин в 15 раз!!! Выше, чем у некурящих
3. Риск развития эндартериита ( поражения внутренней оболочки артерий) у курящих в 10 раз выше, что приводит к импотенции и в тяжелых случаях к ампутации нижних конечностей.
4. Курение убивает от 350.000 до 4000.000 человек в год в России и является одним из важнейших факторов демографического кризиса за счет смертности населения трудоспособного возраста ( от пьянства гибнет более 700.000) человек. А в целом, мы сами себя уничтожаем за свои же деньги. А ведь здоровье не купишь, оно обусловлено на 75% образом жизни, генетикой и экологией и только на 25% зависит от медицины.
Если Вы не можете бросить курить сами, надо обратиться к врачу психотерапевту и подобрать индивидуальную программу снижения патологического влечения к табаку.
*
Предприниматель (23 октября 2012). Николай Васильевич, здравствуйте. Как сегодня обстоит дело с принудительным лечением? У меня работники, некоторые — золотые руки, но зар. плату хоть не плати, выплатил — 2/3 коллектива на 2-3 дня потерялись, половина на неделю, 1-2 навсегда.
Уж и при жене пытался выплачивать (не всегда получается, у некоторых нет жен) и перед получкой к наркологу отправлял. Это не решение проблемы, помогает лишь некоторым, да и то ненадолго.
Ума не приложу что делать, жалко их, если увольнять за пьянку можно смело почти всех уволить, да и где других нанять. Вот и приходится няньчиться, а толку нет. Ни один за ум не взялся, хотя стараюсь платить достойно, чтобы держались.
Среди больных алкоголизмом нередко бывают очень талантливые люди, однако по мере прогрессирования болезни и нарастающей деградации, особенно в моральной сфере, их профессиональные качества снижаются. Как же важно всем нам бороться за этих людей.
Трагедия заключается и в том, что в современной России смертность мужчин трудоспособного населения выше, чем в Африканских странах: 40% мужчин в России не доживают до пенсионного возраста (в Европе это показатель 5%, в Конго — 34%, в Забайкалье — 52% !!!).
Главная причина этих показателей — алкогольная сверхсмертность. Если мы все вместе не остановим алкогольную эпидемию, мы потеряем страну, алкоголизм сегодня — это угроза нашей национальной безопасности.
Поэтому, принудительные меры при лечении алкоголизма нам необходимы. Алкоголизм — это психическое расстройство, которое сопровождается утратой критичности, а потому спасать больного надо и порой без его согласия. Правовые механизмы этих мер нами разработаны и представлены проектом Федерального закона "О наркологической помощи", закон внесен в Гос. Думу, где и затерялся. Я встречался в июне 2012 года с председателем Думы С.Е.Нарышкиным, в том числе и по этому поводу, надеюсь, что скоро состоится его обсуждение в рамках парламентских слушаний.
*
Иван Иваныч (22 октября 2012). Здравствуйте. Насколько эффективен такой способ борьбы с алкоголизмом, как вшивание капсулы (или что там вшиваю, точно не знаю). Как это действует, и многим ли помогло?
На самом деле существует такой способ, когда лекарство имплантируется (вшивается) в мышцу. Такой препарат способен снижать алкогольное влечение и изменять физиологические реакции на алкоголь, напоминающие порой выраженную аллергию. Ни один способ лечения алкоголизма, как очень тяжелого и хронического заболевания, не дает 100% эффект. Способ лечения надо подбирать к пациенту как ключ подбирается к замку, т.е. очень индивидуально.
*
Дарья С. (20 октября 2012). Как отучить мужа пить! Почти каждый день приходит домой с работы пьяный. На работу ходит, деньги домой приносит, но с приятелями на работе — это уже ритуал — каждый рабочий день заканчивается попойкой. Говорит жизнь такая, единственный способ снять стресс после напряженного рабочего дня. Боюсь настанет день день что и стресса не будет из-за отсутствия работы, а ритуал останется навсегда.
Даша, если муж на самом деле Вам дорог, надо сделать все возможное и невозможное, чтобы получить консультацию врача психиатра. Сделать это можно анонимно. У Вашего мужа, вероятно, уже имеется психологическая зависимость от алкоголя и это обязательно закончится алкоголизмом, лечить который очень большая проблема, а с годами исчезает критика и нарастает деградация. Зная индивидуально-психологические особенности мужа, найдите к нему подход и приведите на консультацию. Это можно сделать в нашем психотерапевтическом центре при медицинской академии. Позвоните по т. 32-05-34 и запишитесь на консультацию, можно ко мне или доценту Сахарову.
*
Менеджер среднего звена (19 октября 2012). Николай Васильевич, а как вы относитесь к новомодному явлению — призывом работать, работать, и работать. Президент призывает работать как рабы на галерах, олигархи хотят увеличить трудовой день и возраст, прочая Едина Россия и вся страна при этом хлопает в ладоши.
А когда же заниматься спортом, Я работаю, например, по 15 часов в сутки, сил после работы хватает только до кровати доползти, уж не до спортзалов тут да и не работают они поздно вечером, выходных почти не бывает, какие уж футболы с лыжами. Вот и получается что способов расслабиться: во время работы перекурить, да раз в пару недель в баре несколько кружек пива выпить, на все остальное нет ни времени ни сил. Уходить на другую работу? Так там то же самое — работать до ночи, без выходных и отпусков.
Дак как тогда сочетать работу и активный образ жизни? Или у нас такой будет лозунг: спорт — спортсменам, работу — рабочим?
Во всем должно быть чувство меры, в том числе и важности иметь выходные и возможность реализовать свои интересы в рыбалке, например, в спорте, путешествии. В тоже время, чтобы достичь в жизни чего-то, в том числе материального благополучия, конечно же надо много работать.
Я не совсем согласен с Вами, что подавляющая часть людей сегодня трудятся "как рабы", нередко я вижу наличие серьезных проблем у тех, кто очень рано имеет нетрудовой достаток (родители богатые) и тогда, если человек не занимается творчеством, у него и начинаются разные поведенческие отклонения — кризис желаний.
Конечно, мы живем в очень непростое время, когда в обществе много несправедливости, грязи. Как важно формировать вокруг себя зону психологического благополучия — надежных друзей, создание крепкой семьи, интересной и адекватно оплачиваемой работы и, конечно же, здорового образа жизни. А те люди, которые своим трудом и упорством достигают в жизни успехов, значительно чаще воспринимают себя более счастливыми.
*
Гость (19 октября 2012). Николай Васильевич, а что у нас в городе реально делается для того чтобы популяризировать спорт, активный и здоровый образ жизни. Множество соревнований спортивных проходит, есть и секции и кружки, и клубы по увлечениям, это все есть. Но посмотришь телевизор — один криминал и политика, откроешь интернет — вообще жить не хочется.
А вот узнать где например секции по дзюдо для детей или по гимнастике проводятся — нет источников. Чтобы получить такую информацию (если краем уха не услышал от знакомых) это надо весь город объездить, и где-то, в каком-нибудь "комитетишке" "тетенька достанет амбарную книгу" и чего-нибудь найдет, это если повезет, "звезды лягут правильно" так сказать.
А как людям не спиваться, если из всех СМИ только и слышно: убили, ограбили, изнасиловали, посадили, раскрыли преступление; а на фоне этого — певцы поют, политики переизбираются, олигархи покупают футбольные клубы и острова в океанах (хоть геи парады не проводят и на том спасибо).
По вопросу популяризации спорта в Чите Вам лучше задать вопрос в администрацию города, т.к. я не в полной мере знаю программу развития спорта в городе. При этом я убежден, что принципиально важно развивать не только спорт высоких достижений, но, главное, — массовый спорт совершенно на бесплатной основе. В каждом дворе, где это только возможно, должны быть спортивные площадки. Сегодня в нашем городе этого явно не хватает.
Что касается второй части Вашего вопроса, то согласен, что сегодня СМИ и, особенно телевидение, играют очень большую роль в формировании общественного сознания населения, системы ценностных ориентаций. При этом в настоящее время эта роль безусловно, носит деструктивный характер: насаждение культа денег, наживы, секса, пропаганда получения удовольствия любым способом, разрушение института семьи и одновременно сплошные боевики, кровь, садизм и т.д.
На этом фоне дефицит программ, возвеличивающих культ здорового образа жизни, истинных духовных ценностей, человечности и порядочности. Этих программ практически нет.
Главный кризис современного общества — это кризис духовности, когда душа нищая, тогда и появляются проблемы сплошного балдежа, культа потребления, пьянства и потребления наркотиков.
Без решения этой главной проблемы — проблемы духовного возрождения нашего народа, мы не сможем успешно бороться с современными вызовами.
*
Продвинутый (19 октября 2012). Антиалкогольная компания в СССР была одной из причин народных волнений в стране, что и привело к ее развалу. Не кажется ли вам, что запрет на курение, антиалкогольные компании сегодня могут привести к тому же результату?
При проведении антиалкогольной кампании Горбачевым в 1985-1987 гг., на мой взгляд, были некоторые перекосы в части борьбы с самим алкоголем, когда уничтожались виноградники, был создан резкий дефицит спиртного. В тоже время, в стране резко снизились показатели смертности и за 2 года было сохранено 1млн. 200тыс. человеческих жизней, почти в 10 раз уменьшилось число острых алкогольных психозов. В 1987 году показатель смертности населения в РСФСР был на уровне средних показателей Европейских стран. Такого больше не было никогда! После преступных реформ 90-х смертность в РФ возросла почти в 2 раза и алкогольный вклад в это является ведущим.
Поэтому меры государства и общества в усилении мер борьбы с пьянством, алкоголизмом, наркоманией и табакокурением должны проводиться системно, комплексно с реальным улучшением качества жизни простых людей и с акцентом первичную профилактику всех болезней зависимости среди детей и подростков. При этом должны быть жесткие меры государства, направленные на недобровольное освидетельствование пьянствующих, принудительное лечение тех, кто пьет, издевается над своей семьей, склонен к совершению преступлений, причем порой очень жестоких.
Я убежден, что все здравомыслящие граждане такие реформы будут поддерживать. При этом никто не собирается вводить сухой закон, а государство — власть должны гарантировать качественный алкоголь для своих граждан, который будет продаваться в магазинах, но не в подворотнях и киосках. Нам будет полезен опыт борьбы с пьянством, который уже многие годы проводится в Скандинавских странах.
*
Ирина Александровна (19 октября 2012). Николай Васильевич, пассивное курение опасно? Какой вред оно может приносить?
Пассивное курение также опасно для человека, как и активное. Существуют убедительные научные доказательства о существенном повышении риска заболевания раком легких, гортани и желудка в семьях, где имеются курильщики, причем этот риск больше распространяется на детей.
*
Н. В. (18 октября 2012). Белая горячка правда бывает?
Белая горячка бывает на самом деле. Это острый алкогольный психоз или алкогольный делирий, который проявляется помрачением сознания, различными галлюцинациями, страхами, двигательным возбуждением и может приводить к отеку головного мозга и смерти. Это состояние, которое требует неотложной медицинской помощи.
*
Инна П. (18 октября 2012). Николай Васильевич, а как вы считаете, возможно ли в нашей стране изменить ситуацию с пьянством? И сколько для этого потребуется времени?
Ситуацию с пьянством в России надо изменить, как говорят врачи — "по жизненным показаниям", иначе население, особенно молодежь, окончательно деградирует и страна погибнет. Ситуацию изменить можно и для этого нужен целый комплекс системных мер:
1. Надо изменить концепцию государственной алкогольной политики, собрав экспертов по этой проблеме и проведя ГОССОВЕТ при президенте.
2. Должна быть монополия на производство и оборот алкогольной продукцией, т.к. частный бизнес продолжает поставлять для производства водки спирты низкого качества (гидролизные, синтетические). Алкогольная сверхсмертность населения в России, а это 700.000 в год, т.е. ежедневно около 2000 человек, причем преимущественно трудоспособного возраста мужчин, главным образом связана с этим.
3. Нужен новый технический регламент на алкоголь.
4. Ограничение времени продаж и точек продаж алкоголя.
5. Запрет на рекламу любой алкогольной продукции и т.д.
Но главное, широкое информирование населения об алкогольной угрозе и системная первичная профилактика, особенно в молодежной среде. Культ здорового образа жизни!!!
Это далеко не весь комплекс мер, который мы предлагаем.
*
Михаил (18 октября 2012). Николай Васильевич, а пиво действительно вредное? Можно ли каждый вечер выпивать по бутылке пива, чтобы расслабиться после работы?
Уважаемый Михаил! Пиво является алкогольным продуктом, т.е. в его состав входит этиловый алкоголь, который также содержится в любых алкогольных напитках. Именно этиловый алкоголь, вмешиваясь в обменные процессы мозга, постепенно приводит к алкоголизму. При этом темп развития алкоголизма зависит от многих факторов: от наличия алкогольной наследственности, от количества потребляемого алкоголя, в том числе пива, от качества напитка.
Что касается пива, то опасность его систематического потребления заключается в том, что , во-первых,
в нашей стране практически нет качественного (настоящего) пива и в его производстве используются синтетические добавки, т.е нарушается процесс естественного брожения. Таким образом, в большинстве своем люди потребляют не пиво, а пивной напиток.
Во-вторых, при производстве пива используется хмель, в состав которого входят фитоэстрогены, т.е. женские половые гормоны. Их систематическое употребление (даже по одной бутылке в день) приводит к гормональной перестройке организма и мужчин, и женщин. У мужчин уменьшается уровень мужских половых гормонов, появляются внешние признаки женоподобия: животик, округлые плечи, наступает атрофия яичек и снижается половое влечение, формируется бесплодие.
В третьих, систематическое потребление пива приводит к жировому перерождению печени (синдром мускатной печени) и циррозу печени. В Германии, где потребляется много пива и оно там куда более качественное, чем у нас, смертность от пивного цирроза — огромная медицинская проблема.
Так, что Михаил подумайте: надо ли Вам все эти проблемы покупать за собственные деньги, превращая себя в импотента и инвалида?
*
DGIN (16 октября 2012). А я считаю в жизни надо все попробовать, особенно пока молодой. А то в старости уже здоровье не позволит, тока и останется молодых поучать: не пить, не курить, не... не... не... А на самом деле это всего лишь зависть нереализованных желаний.
См. предыдущий ответ.
*
Любопытный (16 октября 2012). А вы сами курите, пьете? А в молодости?
Я никогда не курил и почему-то с детства имел отвращение к запаху дыма. Проблем с алкоголем у меня тоже никогда не было, в том числе и в молодости. Я активно в школьные годы занимался спортом, уже в школе имел 1 спортивный разряд по лыжным гонкам, был инструктором по туризму, занимался спортивным ориентированием и многократно участвовал в соревнованиях, посещал спортивную секцию по шахматам. Поэтому в школьные годы, особенно в старших классах, было столько положительных эмоций и возможности самореализоваться, что и теперь я считаю этот период очень счастливым в своей жизни. В период обучения в медицинском институте много времени уходило на учебу, приходилось "зубрить", при этом надо было и работать, чтобы содержать себя, проживая в общежитии.
За годы института я был и кочегаром, и сторожем, и медицинским братом в больнице. При этом находил время заниматься спортом, посещал секцию по спортивной гимнастике, участвовал в спартакиадах и соревнованиях по лыжным гонкам. Конечно, в среде студенческой встречались ребята, склонные к употреблению алкогольных напитков. Ни один из них не стал успешным человеком, кто-то погиб от пьянки, кто-то и теперь, утратив здоровье, доживает свой век.
Есть хорошая русская пословица "Время камни разбрасывать и время их собирать", т.е. в молодые годы важно сохранять и укреплять свое здоровье, чтобы затем не расплачиваться за бурно проведенную молодость.
*
Любитель вредных привычек (16 октября 2012). Николай Васильевич, добрый день. Вот считается что алкоголь это плохо. А вот футболисты с хоккеистами пьют и на чемпионаты европы, мира ездят. Так где правда?
Во-первых не факт, что все футболисты и хоккеисты пьют и являются успешными спортсменами. Во-вторых, надо проследить в динамике за судьбой пьющих спортсменов. Убежден, что их спортивная судьба очень короткая, а исходы всегда трагические. Я знал лично одного спортсмена, бывшего Олимпийского чемпиона по легкой атлетике, который жизнь закончил в психиатрической клинике в Москве с диагнозом алкогольного слабоумия.
*
Мария (15 октября 2012). Николай Васильевич, с тех пор, как был создан церковно-общественный совет по защите от алкогольной угрозы, изменилась ли ситуация в крае в лучшую сторону? И каки конкретные мероприятия были проведены за это время?
Вскоре после создания в Забайкальском крае церковно-общественного совета "Общее дело" по защите населения от алкогольной угрозы был создан общественный совет при Губернаторе по противодействию пьянству, алкоголизму и наркомании. При этом большинство членов этих советов оказались одними и теми же людьми и поэтому регулярные заседания (один раз в квартал) мы проводим совместно. Привлечение административного ресурса за счет включения в Совет глав администрации районов края оказалось весьма полезным.
В настоящее время нами разработана методология мониторинга алкогольной ситуации в Забайкальском крае и мы получаем более объективную информацию, но главное то, что главы администраций персонально отчитываются на заседаниях Совета о результатах своей деятельности по конкретным показателям. Нами также разработано методическое пособие для первичной профилактики потребления психоактивных веществ в образовательной среде, которое разослано во все школы вместе с информационным фильмом "Алкогольный террор”, автором которого я являюсь.
Нам еще много предстоит сделать и, главное, создать систему комплексных мер по профилактике алкоголизма и наркомании в нашем регионе.
*
Александр (15 октября 2012). Николай Васильевич вы сторонник здорового и активного образа жизни. Со здоровьем все понятно. А как вы пропагандируете активный образ жизни, в чем на ваш взгляд активность должна заключаться? И ведете ли вы сами активный образ жизни?
Мне кажется, что активный образ жизни понятие более широкое, чем здоровый образ жизни и включает, в первую очередь, активную жизненную позицию, позицию гражданина, который не только с утра и до вечера живет сугубо своими узкими интересами, но и интересами общества, его проблемами.
Сейчас много говорят о формировании в стране гражданского общества, создаются общественные советы при Федеральных структурах, что способствует гармонизации нашей жизни и уменьшает пропасть между властью и простыми людьми. Я достаточно активно занимаюсь общественной работой, например, возглавляю общественную организацию "Общество психиатров Забайкальского края", многие годы был членом общественного совета при краевом УВД, являюсь сопредседателем церковно-общественного совета "Общее дело" по защите населения от алкогольной угрозы. Важно при этом, чтобы активный образ жизни человека наполнялся еще и укреплением своего здоровья, т.е. здоровым образом жизни.
*
Джон (14 октября 2012). Активная "пропаганда" табакакурения велась у нас еще в СССР. Посмотрите старые советские фильмы, главный герой — тракторист или рабочий или милиционер - обязательно с папироской, то есть практически неотъемлемый атрибут. Можно ли как-то переломить эту ситуацию?
Очень правильная позиция. Надо постепенно менять в СМИ, на телевидении и в кино демонстрацию подобных сцен, т.к. по механизмам слепого подражания своим героям-артистам, многие начинают курить, или употреблять алкоголь. Кстати эти
сцены с пьянками в фильмах деформируют общественное сознание и формируют представление, что пьянство — это норма. В стране необходим закон о защите нравственности в СМИ, закон об этической экспертизе телевизионных передач.
*
Марина Викторовна (14 октября 2012). Проблема пьяных водителей на дорогах, из-за которых гибнут люди, сегодня особенно актуальна в нашей стране. На ваш взгляд, можно ли ее решить раз и навсегда? Какие для этого нужно принять меры?
Вся страна содрогается от этого нетрезвого беспредела на дорогах. Надо было стольким невинным людям погибнуть, чтобы наконец-то власть "зашевелилась". Нетрезвый водитель убивает человека и получает условный срок и лишение водительских прав на два года……Мне кажется, что это надругательство над жертвой и ее родственниками.
Что делать? Мне представляется, что должны быть приблизительно следующие комплексные системные меры:
а) За управление авто в опьянении впервые — штраф 50-100 тысяч и конфискация машины, лишение прав на 5 лет.
б) при повторном аналогичном нарушении уголовная ответственность (до 3-х лет лишения свободы) плюс штрафные санкции до 200 тысяч и лишение прав навсегда.
в) при ДТП в опьянении со смертельным исходом реальные сроки лишения свободы (наказания в ИТК) от 10 до 20 лет в зависимости от тяжести последствий.
В цивилизованных странах, на которые бы нам хотелось равняться, меры к нетрезвым водителям еще более жесткие.
*
Николай (14 октября 2012). Как уход в политику повлиял на вашу антиалкогольную кампанию? Единая Россия помогает?
Я вовсе не уходил в политику, я разработал программу мер по снижению уровня алкогольной угрозы для страны, которую можно было реализовать на Федеральном уровне. Чтобы быть "услышанным" я и баллотировался в Государственную Думу. При этом я не являюсь членом никакой партии и представляю общественное движение — общероссийский народный фронт. Проблема, которая меня волнует, не может быть решена у меня в кабинете, или посредством моих научных публикаций — надо действовать и доносить всю правду тем, от кого на самом деле зависит ее решение.
*
Мирра (14 октября 2012). Николай Васильевич, а как Вы относитесь к тому, что люди в праздники выпивают пару-тройку бокалов вина или шампанского. Оказывает такой объем спиртного негативное необратимое влияние на организм?
Если праздники один раз в два месяца, то чисто символическое употребление, может и не навредить, если нет среди родственников больных алкоголизмом. Алкогольная зависимость передается по наследству, поэтому лучше не экспериментировать, особенно в молодом возрасте.
*
Ирина (14 октября 2012). Николай Васильевич, как вы относитесь к запрету курения в общественных местах?
Отношусь однозначно положительно.
Россия является уже лидером в мире по числу курильщиков, особенно высоким является прирост курильщиков-девушек, а ведь табачная зависимость — это один из основных факторов женского бесплодия. Как же можно нам мириться с этим,
когда нарастающий демографический кризис угрожает нашей национальной безопасности: дефицит людей трудоспособного возраста, сверхсмертность, нехватки призывного контингента, увеличение числа психически больных и т.д.
*
Алексей (13 октября 2012). Николай Васильевич, как за последнее десятилетие изменилась ситуация по количеству больных наркоманией у нас в крае. В девяностые годы по улицам разгуливали или в подвалах сидели подростки с пакетами с клеем или бензином. Сегодня такого нет, но проблема кардинально не решена еще?
В Забайкальском крае показатели по заболеваемости наркоманией всегда были заметно ниже средних показателей по РФ и СИБФО, особенно по тяжелым наркотикам. В тоже время, регион отличался более высокими показателями по токсикоманиям, т.е. когда формируется пристрастие к веществам, не включенным в перечень наркотиков, например, ингалянты (бензин, ацетон), или седативные препараты. По мере совершенствования наркологической службы в крае, а также улучшения диагностики и способов выявления потребителей наркотических препаратов, показатели заболеваемости наркоманией в Забайкалье имеют тенденцию к росту, особенно на начальных стадиях. Ситуация остается напряженной, особенно в подростковой среде. Источник: rossiyanavsegda.ru.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 0
комментариев 745
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 530
Рейтинг поста:
возможно это были легкие шахтера после тридцати лет стахановского труда и пораженная печень больного гепатитом...
еще не посещали?)
--------------------
Самая коварная ловушка - гипертрофированное самомнение: приходится мириться с тем, что живёшь в страшном мире состоящим сплошь из завистливых недоумков.(с)
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 1538
Рейтинг поста:
--------------------
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 530
Рейтинг поста:
дальше читать не стал...захотелось перекурить и выпить холодненького пивка...за пивом пока не пошел...чувствуете взаимосвязь?)))
прочитал-покурил-выпил-помер,вывод-по одному миллиону человек в год умирают от деятельности психиатов-фантастов.
интересно, а сии "яйцеголовые" знают сколько из этого миллиона (а это все сменившие этот мир на альтернативный за год ) погибло от старости и болезней от ГМО,профессиональных заболеваний,ежегодных инфекций и др.заболеваний,авто ,авиа и прочих катастроф,а также насильственно убитых согражданами и негражданами, и других разнообразных случаев преждевременного убытия в мир иной?
--------------------
Самая коварная ловушка - гипертрофированное самомнение: приходится мириться с тем, что живёшь в страшном мире состоящим сплошь из завистливых недоумков.(с)
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 77
Рейтинг поста:
На 90 процентов причины курения - социальные.
Сам курю.Если стресса нет - спокойно обхожусь сутки вообще без сигарет.Но на работе например, как раз за стресс и откупаются зарплатой, там курить не бросишь. НО. Работодателю - буржую теперь в руки дали ещё один законодательный кнут для курящих работников.
В комплекте с запретом следовало бы ОБЯЗАТЬ оборудовать в местах скопления курящих людей оборудованные помещения с принудительной вентиляцией для курящих. Нет помещения - Закон теряет силу, так было бы чесно. ИМХО.