16 мая 2013 г., в Генеральной прокуратуре Российской Федерации прошло заседание коллегии, на котором рассмотрен вопрос организации прокурорского надзора за исполнением федерального законодательства органами местного самоуправления. В заседании коллегии приняли участие члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы, представители Администрации Президента РФ, Министерства регионального развития РФ, Всероссийской общественной организации «Всероссийский Совет местного самоуправления».
На заседании проанализирована деятельность прокуроров по взаимодействию с муниципальными органами в целях успешной реализации ими вопросов местного значения.
С докладом выступил начальник Главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства Генеральной прокуратуры Российской Федерации Анатолий Паламарчук.
Прокуроры выработали различные формы сотрудничества с муниципальными органами и общественными организациями. На межведомственных совещаниях с участием представителей региональных органов власти, муниципалитетов, Общероссийской общественной организации «Всероссийский Совет местного самоуправления», советов муниципальных образований субъектов Российской Федерации определили комплекс мер по совершенствованию дальнейшей работы.
Активизировалось участие прокуроров в нормотворческом процессе, проведении антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов. В 2012 г. мнение прокуроров учтено при принятии 90% таких актов, что позволило предупредить нарушения прав граждан. Работники прокуратур принимали участие в юридическом просвещении и повышении профессиональной квалификации муниципальных служащих.
Меры прокурорского реагирования побудили к созданию официальных сайтов в ряде муниципальных образований и формированию региональными органами государственной власти регистров муниципальных нормативных актов.
Вместе с тем, результаты работы прокуроров свидетельствуют о ежегодном увеличении числа выявленных нарушений в деятельности муниципальных органов. В 2012 г. установлено свыше 1,3 млн. таких нарушений, более 180 тыс. незаконных нормативных правовых актов, принесено более 170 тыс. протестов, внесено свыше 225 тыс. представлений, в суды предъявлено 152 тыс. заявлений, более 25 тыс. должностных лиц предостережены о недопустимости нарушения закона. По требованиям прокуроров к дисциплинарной ответственности привлечено свыше 152 тыс. муниципальных служащих, к административной – более 24 тыс. лиц. В следственные органы направлено 1719 материалов проверок для решения вопроса об уголовном преследовании, по которым возбуждено 1052 уголовных дела. По результатам проверок приведено в соответствие с федеральным законодательством около 125 тыс. муниципальных актов.
Муниципальные органы не всегда соблюдают требования законодательства при формировании и исполнении местных бюджетов, установлении местных налогов и сборов, размещении заказов, исполнении муниципальных контрактов, распоряжении муниципальным имуществом. Выявлены случаи использования муниципальными служащими своего должностного положения для получения незаконной выгоды. Так, руководством МУП г. Пскова «Управление капитального строительства» в нарушение порядка совершения крупных сделок принято решение о передаче в собственность дочери заместителя главы администрации Пскова квартиры стоимостью 2,5 млн. руб. По материалам проверки прокуратуры в отношении указанного должностного лица возбуждено уголовное дело по ст. 285 УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями).
Установлены факты хищений бюджетных средств, их нецелевого и неэффективного расходования, сговоров на рынке закупок и иных коррупционных проявлений. Так, должностные лица муниципального образования Кизилюртовский район Республики Дагестан необоснованно включили в акты выполненных работ недостоверные сведения о выполнении работ по восстановлению аварийных дорог, после чего присвоили денежные средства в размере свыше 10 млн. руб. По материалам прокурорской проверки возбуждено уголовное дело по ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество), ч. 3 ст. 285 УК РФ и ч. 2 ст. 327 УК РФ (подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков).
В 2012 г. привлечено к уголовной ответственности 178 депутатов (членов) выборных органов местного самоуправления,183 главы муниципальных образований, 61 руководитель местных администраций.
Распространены нарушения законодательства в жилищно-коммунальной сфере. Не всегда муниципальные органы соблюдают жилищные права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ветеранов Великой Отечественной войны, инвалидов на беспрепятственный доступ к объектам социальной и транспортной инфраструктуры, не реализуют иные социальные права граждан, нуждающихся в государственной защите.
До настоящего времени не во всех муниципалитетах обеспечен доступ к информации о деятельности органов местного самоуправления.
В то же время органы государственного контроля допускают многочисленные нарушения закона при осуществлении контрольно-надзорных полномочий в отношении органов местного самоуправления. Нередки случаи дублирования проверок несколькими контролирующими органами, неправомерного расширения предмета проверки, незаконной выдачи предписаний. Предъявляемые ими требования зачастую связаны со значительными материальными затратами либо являются заведомо неисполнимыми. В 2012 г. только в муниципальных органах Приволжского федерального округа проведено более 26,5 тыс. контрольно-надзорных мероприятий, половина их которых – внеплановые. По их результатам более 6,4 тыс. служащих привлечены к административной ответственности, из них более 700 – повторно.
Прокурорам поручено исключить факты истребования от органов местного самоуправления информации, опубликованной в общедоступных источниках или в сети Интернет, не допускать направления запросов с установлением необоснованно коротких сроков исполнения, усилить надзор за исполнением федерального законодательства органами государственного контроля (надзора) при проведении проверок в отношении муниципальных органов, прекратить практику дублирования прокурорами функций органов контроля.
По итогам заседания выработаны дополнительные меры по повышению эффективности взаимодействия прокуроров с муниципальными органами и улучшению надзора за исполнением ими федерального законодательства. Источник: genproc.gov.ru.
Рейтинг публикации:
|