Президент СПбГУ Людмила Вербицкая: «Фундамент национальной идентичности закладывается на уроках русского языка и литературы»
24 мая 12:15
Сегодня, вспоминая святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, Россия и братские народы отмечают День славянской письменности и культуры – праздник, восходящий к церковной традиции X–XI веков.
|
Людмила Вербицкая. Фото ИТАР-ТАСС.
|
В соборе Владимирской иконы Божией Матери в Кронштадте по случаю торжества совершён чин освящения памятника первоучителям, передаваемого петербуржцами в дар жителям города-побратима Салоники по случаю 1150-летия начала просветительской деятельности их знаменитых земляков. Выставка «Кирилл и Мефодий: у истоков «литературной вселенной» открылась в Большом Петергофском дворце. Сегодня особенно важна духовная преемственность, убеждена президент Санкт-Петербургского государственного университета Людмила ВЕРБИЦКАЯ.
– Я абсолютно уверена, что нельзя сначала решить вопросы экономики, модернизации, а потом взяться за всё остальное. Культура и образование не менее важны. Именно они программируют все стороны нашей жизни. Мне очень понравились слова Владимира Путина, который в связи с 1150-летием зарождения российской государственности сказал, что на долгом пути мы не утратили самое главное: наши языки, традиции, культуру.
Укрепление духовных основ нашей общности – это ведь проблема национальной безопасности. Концепция обновления системы образования должна быть тесно связана со стратегическими задачами развития страны. К сожалению, мне кажется, нет ещё у нас понимания важности гуманитарной составляющей средней школы.
Вы посмотрите, что происходит: сокращается число часов русского языка и литературы, они заменяются уроками физкультуры. Конечно, очень важно физическое развитие нации, но не за счёт духовного!
Одним из предложений министерства образования стало проведение единого государственного экзамена по русскому языку после 9-го класса, чтобы в 10-м и 11-м о нём уже и не думать. Это недопустимо! В самом романтическом возрасте, когда человек наиболее восприимчив к поэзии, философии, когда он формирует отношение к жизни, когда впервые серьёзно задумывается о смысле бытия, о душе, наших детей лишают самого главного источника ответов на свои вопросы – литературы!
А ведь в условиях модернизации страны и развития гражданского общества именно гуманитарное образование закладывает фундамент национальной идентичности. Оно является гарантией становления активного человека, способного ответственно относиться к достижению личного и общественного блага, принимать эффективные управленческие решения во всех без исключения сферах жизни. Почётный гражданин Санкт-Петербурга академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв говорил: гуманитаризация образования – это путь к гуманизации общества.
Падение общего уровня культуры, в том числе речевой, прискорбно. Конечно, на то есть причины: снятие массы запретов предыдущей эпохи, свобода передвижения по миру, лёгкость получения информации… Но факт и то, что Россия перестала быть читающей страной. Очень грустно видеть итоги опросов ВЦИОМа: 35% россиян не читают книг вообще. А что остальные? На первом месте – боевики, детективы, потом идёт фантастика и «фэнтези», историко-приключенческие романы, и уже за ними – русская и зарубежная классика, на последнем месте – поэзия.
Сергей Петрович Капица, который, к сожалению, недавно ушёл от нас, очень тяжело это переживал. Потеря интереса к чтению, говорил он, заставляет задуматься над тем, что происходит с людьми. Один из результатов всего этого – на наших глазах скудеет богатый и яркий русский язык.
Просторечные пласты разрушают норму. Безграмотность, отсутствие логики в изложении, грубость, переходящая в ненормативную лексику, примитивный словарный запас – пугающие черты современной русской речи.
Между тем, язык – это форма сознания. Преобладание примитивных, агрессивных оборотов свидетельствует о соответствующем состоянии коллективного разума. Единственный способ справиться с этими проблемами – в изменении отношения к языку, в выработке в каждом из нас потребности в богатстве и красоте родной речи. Только способность пользоваться всем этим поднимает сознание на другой уровень. Все разговоры о толерантности, нравственности, воспитании чувств останутся пустыми до тех пор, пока люди слышат и используют тот язык, который в наши дни, к сожалению, является основной формой общения.
Степень современной раскованности в русской речи дошла до предела. Наша отечественная словесность, кажется, просто опьянела от ощущения предоставленной ей свободы. Правда, сейчас литературоведы говорят, будто бы понимание образности как вседозволенности пошло на спад, но пока это не так.
Даниил Гранин в книге «Тайный знак Петербурга» говорит о том, что непарламентские выражения, то есть предельное снижение стилистики, завладевают городом, подавляют его культуру. Это как сигнал неблагополучия в датском королевстве. Неформальный язык становится петербургским стилем настолько, что ни о каком другом и говорить не приходится.
Безусловно, свою роль играют средства массовой информации и кинематограф. «Бандитские» сериалы, криминальные репортёры, сочинители полицейских романов навязывают детям язык, представляющийся ущербным даже для общения в воровской среде.
Каждый человек, отмечал Владимир Соловьёв, должен владеть тремя стилями речи: высоким обращаться только к Богу, средним пользоваться в общении с окружающими, а низким, если в том есть нужда, разговаривать с самим собой.
К сожалению, высокого стиля у нас не стало, его место занял средний. А в общении с окружающими употребляется преимущественно низкий.
Более вульгарными стали даже слова-паразиты. Мы всё чаще слышим: «блин», «короче», «типа»… Эти словечки раньше были признаком низкого социального статуса. Теперь же они порой вырываются из уст людей, занимающих какое-то положение в обществе. С экранов телевизоров нас совершенно серьёзно просят «реально не заморачиваться».
Использование такого языка, к сожалению, свидетельствует о скудости мысли людей, претендующих быть властителями умов.
Нельзя не сказать и о том огромном количестве заимствований, которые внедрились в наш язык за последние 20 лет. Понятно, что в нашу жизнь вошли компьютерные технологии, возникли новые направления в науке… Не секрет, что русский язык вообще очень восприимчив – реформы Петра принесли нам много английских, голландских, немецких слов, которые сыграли определённую положительную роль. Но сегодняшняя американизация экономической или, например, музыкальной лексики не обогащает, а напротив, обедняет нас. А уж язык рекламы просто ни с чем не сравнить: пользоваться им, будучи в здравом уме, нельзя.
Поскольку если не всё, то очень многое приходит с экранов телевизоров, требуется самый серьёзный разговор о том, какова философия современных средств массовой информации. Нельзя пускать в эфир всё подряд.
Сейчас как раз такой момент, когда многое можно изменить. Думаю, что чистота речи должна находиться под постоянным контролем общества, всех людей с активной жизненной позицией, и таких должно быть больше. Если каждый, кто не равнодушен к тому, что слышит вокруг, будет обращать на это внимание, наша молодёжь, я убеждена, заговорит иначе.
А забота государства о духовном воспитании должна проявляться хотя бы в том, чтобы гуманитарные науки воспринимались обществом как один из приоритетов нашей страны. Источник: Файл-РФ.
Рейтинг публикации:
|