Сделать стартовой  |  Добавить в избранное  |  RSS 2.0  |  Информация авторамВерсия для смартфонов
           Telegram канал ОКО ПЛАНЕТЫ                Регистрация  |  Технические вопросы  |  Помощь  |  Статистика  |  Обратная связь
ОКО ПЛАНЕТЫ
Поиск по сайту:
Авиабилеты и отели
Регистрация на сайте
Авторизация

 
 
 
 
  Напомнить пароль?



Клеточные концентраты растений от производителя по лучшей цене


Навигация

Реклама

Важные темы


Анализ системной информации

» » » Почему Европе нужны 'звездные войны' ("Foreign Policy", США)

Почему Европе нужны 'звездные войны' ("Foreign Policy", США)


14-09-2009, 10:37 | Политика / Размышления о политике | разместил: VP | комментариев: (1) | просмотров: (1 571)
Решение Обамы уменьшить программу восточноевропейской противоракетной обороны должно ослабить напряженность в отношениях с Россией, одновременно защищая от иранской агрессии - но, на самом деле, оно лишь угрожает региональной безопасности.

А. Весс Митчелл (A. Wess Mitchell), Джейми Флай (Jamie M. Fly), 09 сентября 2009
В конце прошлого месяца польская газета написала, что администрация Барака Обамы планирует отменить развертывание американских противоракетных щитов в Польше и Чехии. Взамен Белый дом, по слухам, собирается построить модифицированную версию ближнего действия на Балканах или в Турции. Администрация предполагает, что эта передислокация смягчит российское беспокойство, тем не менее, продолжая гарантировать эффективную защиту против угрозы растущей ядерной программы Ирана. Сторонники этого решения утверждают, что результатом станет усиление сотрудничества с Россией, вновь обретенное одобрение со стороны западноевропейских союзников, выступавших против щита, и - что лучше всего - возможность перенести внимание США от вздорного востока Европы на более крупные проблемы в других местах.

Если администрация и знает о политических издержках этого нового подхода, она, похоже, думает, что они будут ограничены незначительным трением в американо-польских и американо-чешских отношениях, которое можно будет легко исправить хорошим пиаром и утешительным призом. В конце концов, что такое немного задетых чувств двоих небольших союзников по сравнению с улучшенными отношениями с Москвой? Разве перспектива 'перезагруженных' отношений с Россией не стоит отхода США из Центральной Европы и отмены предыдущих решений по противоракетной обороне?

На самом деле, нет. Эти издержки очень реальны, и они простираются гораздо дальше простого пиара и включают в себя основные, долгосрочные стратегические интересы США. Давайте рассмотрим хотя бы эти четыре:

1. Дестабилизированный восточный фланг. С момента российского вторжения в Грузию центральноевропейские страны обнаружили себя на вновь активизировавшейся стратегической передовой. Противоракетная оборона смягчает их тяжелое положение, представляя видимое доказательство американского патронажа в сфере безопасности - доказательство, получить которое они бы так не стремились, если бы в 1990-х годах НАТО создала план действий в особой обстановке для обороны региона. Отказ от противоракетного щита не избавит регион от комплекса незащищенности, который просто-напросто проявится в более настойчивых призывах к территориальной обороне со стороны НАТО, увеличении расходов на региональную оборону и доступу к современным американским боевым комплексам. Все эти требования вызовут раздражение России не меньше, чем противоракетная оборона.

2. Более неконструктивная обстановка в НАТО. Существует широко распространенное мнение, что если США изменят свое решение по поводу противоракетной обороны, этот шаг смягчит трения внутри НАТО, успокоив выступавших против щита членов, таких как Германия. На самом деле, этот шаг лишь перенаправит политическую энергию центральноевропейских стран на поиск новых и, возможно, более спорных форм поддержки их безопасности. Представьте себе реакцию Германии на польский призыв увеличить расходы на оборону или на запрос балтийских стран на перенос баз НАТО в восточном направлении. Кроме того, потенциальные альтернативы для объектов противоракетной обороны ограничены, и по плану администрации может потребоваться, чтобы объекты были построены в таких странах как Германия,

где общественное мнение еще более негативно настроено к противоракетной обороне. Совокупным эффектом станет усиление, а не смягчение напряжения в, и без того натянутых, отношениях внутри альянса.

3. Осмелевшая Россия. Москва вряд ли интерпретирует передислокацию противоракетной обороны так, как на это надеется Обама, - как повышающую доверие меру, призванную стимулировать российское сотрудничество на других фронтах. Вместо этого российские лидеры выучат простой урок: когда Америке и ее союзникам угрожают, Вашингтон отступает. Россия уже увидела, как администрация Обамы снизила американскую поддержку Грузии и отказалась от продвижения украинского членства в НАТО. Третье отступление менее чем за год наверняка повлечет за собой типичную реакцию России на отступление: дополнительную агрессию. Москва, видящая, как ее многократные требования о выделении ей сферы влияния сегодня молча удовлетворяются, завтра будет дерзче в своих настойчивых требованиях признать эту сферу.

4. Обесцененные альянсы. Вероятно, самой суровой долгосрочной расплатой за новый план станет эффект, который он окажет на американские альянсы. В расчете на душу населения поляки и чехи предоставили больше материальной и политической поддержки политике США, чем большинство более крупных союзников Америки, опровергнув старое утверждение о том, что новые члены НАТО будут бесплатно пользоваться благами американской программы безопасности. Решение оставить политиков, выступавших за противоракетный щит, ни с чем, может привести к тому, что другие лидеры из стран атлантического альянса дважды подумают, прежде чем идти на политические риски в пользу Америки. И это касается не только Центральной Европы, но и других маленьких и небольших государств, включая те, что испытывают угрозу со стороны режимов-изгоев вроде Ирана и Северной Кореи.

По всем этим причинам перенос систем противоракетной обороны из Центральной Европы не сыграет на руку интересам США. Более двух лет лидеры в Варшаве и Праге трудились с наилучшими намерениям, проводя множество трудных переговоров, чтобы гарантировать безопасную и политически надежную территорию для строительства систем противоракетной обороны, которая защищала бы союзников США и усиливала внутреннюю безопасность США. Ничто так не повредит международному доверию к США, чем появление американского президента рядом с российским президентом Дмитрием Медведевым на встрече в ООН, которая пройдет позже в этом месяце, чтобы объявить о джентельменском соглашении по передислокации систем противоракетной обороны.

Как и каждый другой случай, когда Соединенные Штаты бросали Центральную Европу в погоне за соглашениями с крупными державами, подобный шаг приведет в движение геополитические последствия, с которыми американские дипломаты будут бороться и десять лет спустя. Давайте надеяться, что, прежде, чем Обама сделает этот опрометчивый шаг, он остановится и, как следует, подумает о расплате.

А. Весс Митчелл является президентом вашингтонского института Центр анализа европейской политики (Center for European Policy Analysis), занимающегося изучением Центральной Европы. Джейми Флай является исполнительным директором неоконсервативного мозгового центра 'Внешнеполитические инициативы' (Foreign Policy Initiative). С 2005 по 2009 год он работал в Министерстве обороны и в Совете национальной безопасности США.


Источник: inosmi.ru.

Рейтинг публикации:

Нравится0



Комментарии (1) | Распечатать

Добавить новость в:


 

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

  1. » #1 написал: VP (14 сентября 2009 12:04)
    Статус: |



    Группа: Гости
    публикаций 0
    комментариев 0
    Рейтинг поста:
    0
    Битва за ПРО – в чем победа? Федор Лукьянов

    В дискуссии по поводу размещения третьего позиционного района противоракетной обороны Соединённых Штатов в Центральной Европе наметился поворот. Похоже, в Белом доме и Пентагоне всерьез допускают возможность отказа от соглашений, которые администрация Джорджа Буша заключила в 2008 году с Чехией и Польшей .

     

     

    В Белом доме допускают возможность отказа от соглашений, которые США заключили в 2008 году с Чехией и Польшей

    "В Белом доме допускают возможность отказа от соглашений, которые США заключили в 2008 году с Чехией и Польшей"

     

     

    Верным признаком вероятности перемен является даже не позиция Барака Обамы и его окружения, а активность компаний ВПК США, которые участвуют в проекте противоракетной обороны. Трезво оценивая экономическую (кризис) и политическую (жесткое сопротивление России) ситуацию, они приступили к поиску альтернатив, нацеленных на сохранение и продолжение программы ПРО.

     

    На ежегодной конференции по космической и противоракетной обороне, которая прошла на минувшей неделе в Хантсвилле, Boeing, например, представил проект мобильных ракет-перехватчиков, оперативно доставляемых к месту дислокации и разворачиваемых в течение 24 часов. Lockheed и Raytheon работают над наземным вариантом установок морского базирования Aegis, оснащенных перехватчиками SM3. В качестве возможных мест размещения объектов ПРО рассматриваются теперь также Турция или Балканы.

     

     

    Американские стратеги, судя по всему, уже не рассчитывают на старую Европу

    "Американские стратеги, судя по всему, уже не рассчитывают на "старую Европу"

     

     

    Все сценарии будут изложены в обзоре американской политики в ядерной сфере, который ожидают в ближайшие недели. На открытии сессии Генассамблеи ООН в конце сентября Барак Обама собирается познакомить с выводами экспертов Дмитрия Медведева.

     

    Перспектива изменения подхода к ПРО встревожила многих в Центральной и Восточной Европе и в самих Соединенных Штатах. Характерно, что среди аргументов против иранская угроза фигурирует лишь на третьем месте. Важнее «невиданное предательство» самых надежных европейских союзников (Польши и Чехии) и тем самым разрушение принципа атлантической солидарности, а также, как сказано в одной из появившихся на днях статей, «позорное умиротворение все более агрессивного режима» и потворствование «пропагандистской победе России». Подобная иерархия причин наглядно раскрывает логику замысла ПРО в Центральной Европе и подтверждает сомнительность утверждений, что планируемые объекты связаны исключительно с Ираном.

     

    Приверженцы этой идеи настаивают, что именно отказ от нее станет угрозой атлантизму, хотя справедливо и обратное – договоренности с Польшей и Чехией в обход западноевропейских союзников нанесли удар по солидарности внутри НАТО. Но в реальности американские стратеги, судя по всему, уже не рассчитывают на «старую Европу» как на военно-политическую опору, возлагая надежды на Европу «новую».

     

     

    Польское правительство лояльно к США, но все же более диверсифицировано, чем антиевропейски настроенный кабинет братьев Качиньских...

    "Польское правительство лояльно к США, но все же более диверсифицировано, чем антиевропейски настроенный кабинет братьев Качиньских..."

     

     

    Как бы то ни было, Бараку Обаме предстоит тяжелое сражение с оппонентами в американском истеблишменте. Допустим, Обама добьется своего. Станет ли это действительно крупной победой России?

     

    Символическое значение неоспоримо. Идея разместить третий позиционный район в странах, еще недавно служивших форпостами Москвы, носит демонстрационный характер и призвана еще раз напомнить, кто кому проиграл.

     

    Посему Россия имеет основания утверждать, что отказ от ПРО в Чехии и Польше доказывает рост российских возможностей. Но именно по этой причине Вашингтону придется компенсировать имиджевые потери. Хотя стратегическая роль Европы для Америки уменьшается, Соединенные Штаты, конечно, не могут допустить снижения влияния в Старом Свете, а наиболее эффективным его проводником являются посткоммунистические страны. Между тем, ситуация медленно меняется и там.

     

    Скажем, еще два года назад всеми тремя балтийскими странами руководили политики, сформировавшиеся в Северной Америке, – Валдас Адамкус, Вайра Вике-Фрейберга и Томас Ильвес. Сейчас остался только эстонский президент, а бывший еврокомиссар Даля Грибаускайте, победившая на выборах в Литве как минимум столь же ориентирована на Брюссель, как на Вашингтон. Да и польское правительство, конечно, очень лояльное к США, все же более диверсифицировано, чем антиевропейски настроенный кабинет братьев Качиньских. Стоит вспомнить, как долго Варшава торговалась на переговорах о ПРО в прошлом году и, возможно, делала бы это еще дольше, не случись российско-грузинской войны.

     

    Для укрепления позиций Вашингтону придется подтвердить приверженность прочному союзу с бывшими советскими вассалами. Они не доверяют НАТО, считая единственной гарантией своей безопасности непосредственное присутствие американских объектов и военных на своей территории. В той или иной форме это присутствие, скорее всего, будет оформлено и расширено, что, безусловно, совсем не порадует Москву.

     

    Есть и другой аспект, чреватый осложнениями. Среди альтернативных возможностей упоминается Турция. Со стратегической точки зрения строительство там объектов ПРО стало бы крупным успехом Белого дома, поскольку Турция – влиятельная региональная держава на пересечении разнообразных интересов. Анкара, в определенной степени дистанцируясь от США, претендует на самостоятельный статус, чем спешит воспользоваться Россия. Но проблема ПРО резко повысит ставки, поскольку тогда Вашингтон приложит большие усилия, дабы восстановить прежние тесные отношения с Анкарой. С учетом важности Турции для конкурирующих энергетических проектов накал страстей может оказаться не меньшим, чем в случае Польши и Чехии.

     

     

    России стоит приложить максимальные усилия для того, чтобы вернуться к идее совместной системы ПРО

    "России стоит приложить максимальные усилия для того, чтобы вернуться к идее совместной системы ПРО"

     

     

    Наконец, главный вопрос заключается в том, против чего, собственно, борется Россия? Против радара и 10 ракет-перехватчиков на территории бывшего Варшавского блока или против самой идеи противоракетной обороны, реализация которой избавит Соединенные Штаты от неотвратимости ответного удара? Первое имеет важное символическое значение, второе затрагивает базовый принцип стратегической стабильности. Если отказ от первого обеспечит дальнейшее воплощение в жизнь второго, можно считать, что для Вашингтона это выгодная сделка, что, очевидно, понимают компании-производители.

     

    Естественно, это не секрет и для Москвы. Еще при прежней администрации и президент Владимир Путин, и министр иностранных дел Сергей Лавров говорили о том, что проблема заключается не столько в местоположении третьего позиционного района, сколько в том, что за ним неизбежно последуют четвертый, пятый и т.д. Но тогда любые российские возражения воспринимались одинаково безразлично, теперь же готовность прислушаться больше. Как велик и для России соблазн добиться яркого символического успеха, показав свои возможности в «зоне интересов». При этом понятно, что политический лимит уступок у Белого дома ограничен, и если дело все-таки дойдет до сворачивания центральноевропейских планов, тем насущнее будет потребность доказать, что это пошло на пользу самому проекту антиракетного щита.

     

     

    На сессии Генассамблеи ООН Барак Обама собирается познакомить с выводами экспертов Дмитрия Медведева

    "На сессии Генассамблеи ООН Барак Обама собирается познакомить с выводами экспертов Дмитрия Медведева"

     

     

    В этой ситуации Москве стоило бы, во-первых, по возможности воздержаться от громкого ликования в связи с «капитуляцией» Америки, ограничившись выражением удовлетворения тем, что победил здравый смысл. Во-вторых, приложить максимальные усилия для того, чтобы вернуться к идее совместной системы противоракетной обороны, в том числе развив предложения, которые делались раньше. Вполне вероятно, что они не приведут к успеху. Зато будет создан более благоприятный дипломатический фон для того, чтобы впоследствии аргументы России против ПРО (а согласие Москвы с национальной американской системой представить себе трудно) звучали более убедительно.


       
     






» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
 


Новости по дням
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Погода
Яндекс.Погода


Реклама

Опрос
Ваше мнение: Покуда территориально нужно денацифицировать Украину?




Реклама

Облако тегов
Акция: Пропаганда России, Америка настоящая, Арктика и Антарктика, Блокчейн и криптовалюты, Воспитание, Высшие ценности страны, Геополитика, Импортозамещение, ИнфоФронт, Кипр и кризис Европы, Кризис Белоруссии, Кризис Британии Brexit, Кризис Европы, Кризис США, Кризис Турции, Кризис Украины, Любимая Россия, НАТО, Навальный, Новости Украины, Оружие России, Остров Крым, Правильные ленты, Россия, Сделано в России, Ситуация в Сирии, Ситуация вокруг Ирана, Скажем НЕТ Ура-пЭтриотам, Скажем НЕТ хомячей рЭволюции, Служение России, Солнце, Трагедия Фукусимы Япония, Хроника эпидемии, видео, коронавирус, новости, политика, спецоперация, сша, украина

Показать все теги
Реклама

Популярные
статьи



Реклама одной строкой

    Главная страница  |  Регистрация  |  Сотрудничество  |  Статистика  |  Обратная связь  |  Реклама  |  Помощь порталу
    ©2003-2020 ОКО ПЛАНЕТЫ

    Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам.
    Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+


    Map