Согласно Первой поправке к Конституции США, одобренной в рамках "Билля о правах" в 1789 году, гражданам гарантируется "свобода слова, свобода религии и свобода прессы, а также свобода собраний и подачи жалоб в правительство". Эта поправка не зря стоит на первом месте: уже третье столетие она является определяющей статьёй основного закона, регулирующей отношения государства и общества. Трепетность, с которой большинство американцев относятся к защите своих прав и свобод, во многом объясняет тот ажиотаж, который каждый раз поднимается вокруг дел о свободе слова или свободе прессы.
В этом месяце разыгралось сразу два подобных скандала. Так, в середине мая стало известно о прослушке, которой подверглись сотрудники информационного агентства Associated Press со стороны министерства юстиции. Самим журналистам не объяснили о целях слежки, однако, они сами связывают её с утечкой секретной информации, благодаря которой широкой общественности стало известно о предотвращении теракта на борту самолёта, летевшего из Йемена в США. Тогда проблемы возникли у главы ЦРУ Джона Бреннана, который был вынужден оправдываться перед следствием по поводу утечки.
Пока неясно, сколько человек подверглись прослушке, однако известно, что она длилась примерно два месяца — с апреля по май 2012 года, а в этот период в офисах, которые находились "под колпаком", работало не менее 100 человек. Президент Associated Press Гэри Прюитт обратился с возмущённым письмом в министерство юстиции, в котором потребовал возвращения всех записей разговоров и уничтожения их копий.
История двухнедельной давности неожиданно получила продолжение вчера, когда в прессе появились сообщения о слежке, которую ФБР вела за руководителем вашингтонского бюро телеканала Fox News Джеймсом Розеном в 2010 году. По данным следствия, Розен вместе с сотрудником Госдепартамента США Цзинь-У Кимом организовали утечку секретной информации о возможности дополнительного ядерного испытания КНДР, подтверждаемого данными разведки. На данный момент Цзинь-У Ким находится под следствием и ожидает передачи своего дела в суд.
Помимо прослушки телефонных переговоров Розена с Кимом, сотрудники секретного ведомства отслеживали его физическое присутствие на территории Госдепартамента по базам данных, а также перехватывали электронную почту. Руководство Fox News уже заявило, что рассматривает этот эпизод как нарушение свободы слова.
Сообщения о прослушке журналистов стали ещё одним болезненным ударом по правительству Обамы, которое только начало оправляться после другого громкого скандала, связанного с незаконными проверками республиканских организаций со стороны налоговой службы. Тогда Обаме пришлось отправить руководителя налоговой Стивена Миллера в отставку, чтобы сохранить репутацию. На этот раз ситуация может оказаться сложнее.
Впрочем, если в истории с проверками всё было довольно однозначно, то в отношениях государства и прессы куда больше нюансов. Первая поправка действительно запрещает цензуру, что было подтверждено, например, в процессе "New York Times против Соединённых Штатов" 1971 года, когда Верховный суд подтвердил право издания на публикацию нелицеприятных сведений о правительстве Ричарда Никсона. Тем не менее, в Белом доме, как правило, разделяют понятия "критика" и "утечка": если критика – это неотъемлемое право каждого гражданина, то утечка является уголовно наказуемым преступлением.
Большая часть дел о разглашении сведений, представляющих государственную тайну, возбуждаются в соответствии с "Актом о шпионаже" 1917 года: именно в соответствии с этим актом судили Дэниэля Эллсберга, организовавшего утечку секретных данных из Пентагона в 1971 года, который в итоге был оправдан судом присяжных. В соответствии с "Актом о шпионаже" сейчас судят и бывшего информатора Wikileaks Брэдли Мэннинга – в случае, если он будет признан виновным, ему грозит пожизненное заключение.
Дело в том, что после терактов 11 сентября 2001 года власти США приняли так называемый "Акт о патриотизме", который позволяет сотрудникам спецслужб осуществлять слежку и прослушивать переговоры граждан, действия которых могут угрожать национальной безопасности Соединённых Штатов. Несмотря на значительную оппозицию в обществе – многие считают, что он нарушает Четвёртую поправку к Конституции, гарантирующую неприкосновенность частной жизни – Акт о патриотизме действует, позволяя осуществлять прослушку практически любого человека без ордера суда.
Публикации закрытых данных зачастую ведут к раскрытию агентов, от которых эти данные поступили. По этой причине современное американское законодательство зачастую трактует раскрытие таких данных как угрозу национальной безопасности. При этом уголовное преследование журналистам не грозит – на скамье подсудимых обычно оказываются "анонимные источники", снабдившие их секретной информацией. Так что говорить о наступлении на свободу прессы пока рано, а о неприкосновенности частной жизни, похоже, уже поздно. Источник: Вести.ру.
Рейтинг публикации:
|