Киргизия: меняем доллары на дружбу
Объявлено об очередном списании внешнего долга. На этот раз — Киргизии, которой простили 500 миллионов долларов. Любопытно, что всего за два месяца до этого, в начале марта, Россия перечислила этой небольшой горной республике 15,5 миллиона долларов за использование военных баз на ее территории. Откуда такая нелогичная, казалось бы, щедрость?
Использование долговых инструментов — важнейший инструмент мировой политики, который при умелом использовании приносит прекрасные результаты. Весьма богатый опыт в этом отношении имеют США, которые в недавнем прошлом держали под долговым и политическим контролем целый континет — Южную Америку.
В случае с Киргизией, очевидно, экономическая целесообразность уступила место политическому расчету. У этой страны с несформировавшейся в полной мере государственностью чрезвычайно выгодное геополитическое расположение и несколько месторождений уникальных полезных ископаемых, включая урановую группу. Три мировых державы — США, Китай и Россия соперничают, пытаясь получить рычаги влияния на руководство Киргизии, которое в свою очередь умело использует эту ситуацию. К примеру, России крайне не нравится функционирование американского так называемого центра транзитных перевозок — а по существу военной базы Манас недалеко от Бишкека.
Под обещание тогдашнего президента Бакиева убрать базу, Киргизии начали оформлять в 2009 году кредит в 1,7 миллиарда и успели перечислить 450 миллионов долларов. Однако Бакиева прогнали сами киргизы после микрогражданской войны, база осталась, а новое руководство потребовало уже от США увеличить арендную плату до 60 миллионов долларов в год, что и было сделано. К тому же США разово заплатили 32 миллиона долларов на "улучшение окружающей среды". Учитывая, что американцы крайне прижимисты, можно сделать вывод о том, что Киргизия и ее геополитический и ресурсные потенциал им кране интересны и не только в связи с оккупацией Афганистана.
Понятно, что такая политика США противоречит долгосрочным интересам России. И наша страна, в свою очередь, расширяет свое военное и экономическое присутствие в республике: функционируют военные базы, Интер РАО и Роснефтегаз осуществляют ряд крупных инвестиционных проектов в энергетике, рассматривается вопрос о вхождении Киргизии в Евразийское экономическое сообщество, не говоря уже о сотнях тысячах киргизов, ищущих заработка в России. Словом, достаточно убедительны и понятны резоны сделать жест доброй воли с политическим подтекстом, списав полмиллиарда долларов состоятельному, в общем-то, должнику.
Однако у этого действа, в частности, и проблеме внешних долгов России и их списания, в общем, может быть и второй план. Мало кто знает, что еще до преступной массовой приватизации и залоговых аукционов группа либеральных реформаторов не менее "успешно" и с колоссальной личной выгодой занималась так называемой конверсией внешних долгов.
Предварительно была проведена пропагандистская компания на тему "безнадежных долгов" стран третьего мира и в полной тайне начали продавать долги, формально — с большим дисконтом, неофициально получая громадные комиссионные или откаты. У Советского Союза безнадежных и безвозвратных долгов практически не было, исключая совсем уж бедные страны Африки и Азии. Широко известны манипуляции с советским долгом Анголы, к которым оказался причастен выходец из России израильтянин Аркадий Гайдамак (приговорен французским судом к 6 годам лишения свободы за незаконные поставки оружия в Анголу). В результате госдолг Анголы был уменьшен с 5 миллиардов до 1,5 миллиардов долларов, хотя эта страна достаточно богата нефтью, алмазами, кофе и некоторыми другими природными ресурсами.
Пресса писала и о махинациях с долгом Словакии, к которым оказалось причастно РАО ЕЭС во главе с Чубайсом. Меньше знают о "реструктуризации" долгов, в частности, четырехмиллиардного долга Йемена, которой занималось некое агентство "ФинПА", что расшифровывается как Финансы Петра Авена, министра внешних экономических связей в правительстве Гайдара… Стоит заметить, что тему внешних долгов в правительстве ведет в ранге заместителя министра финансов РФ близкий сподвижник А. Чубайса и А. Кудрина Сергей Сторчак, успевший отсидеть 11 месяцев в СИЗО Лефортово по обвинению в махинациях с долгом Алжира.
Эти факты заставляют по-новому оценивать побудительные мотивы государственных чиновников, которые обосновывают и готовят решения о списании того или иного внешнего долга для политического руководства страны. Учитывая традиционную черту Востока извлекать бакшиш из любого мало-мальски значимого дела, трудно избавиться от мысли, что вроде бы верный политический шаг в отношении Киргизии и некоторых других стран имеет целью банальный распил якобы невозвратного или проблемного долга.
А ведь полмиллиарда долларов — стоимость хорошей федеральной целевой программы, на развитие и строительство детских садов, к примеру, отпущено всего 80 миллионов долларов в этом году. И эти средства могли бы существенно поправить дела в социальной сфере России. И что касается политической выгоды в отношениях с восточными соседями… Не так давно СМИ сообщили, что Китай за долги забрал часть территории Таджикистана в Горно-Бадахшанской области. И уже начал заселять новую территорию своими гражданами. И ничего, дружбе с Таджикской республике это, кажется, не мешает. Может, стоит нашим соответствующим ведомствам повнимательнее изучить такой внешнеполитический опыт КНР?
Юрий Скиданов Источник: Правда.ру.
Рейтинг публикации:
|