|
Анатолий Аббасов |
1962 г.р. г. Химки, МО, РФ. Образование высшее, физик. Изобретатель. |
В 1718 году неграмотный плотник Ефим Никонов подал челобитную царю, в которой извещал об изобретении «потаенного судна». Сам Петр I присутствовал на его испытаниях. В 1881 году императору России Александру III Степан Карлович Джевецкий продемонстрировал построенную по собственному проекту подводную лодку. В 1952 году лейтенант Вадим Викторович Мацкевич не без труда, но дошел до Сталина, распорядившегося оснастить воевавшие в Корее самолеты устройством, которое, по оценкам историков, позволило (ни много ни мало) уберечь СССР от ядерного уничтожения. А как сейчас?
Кто только не говорит сегодня о модернизации и инновациях, кто только не ратует за соскакивание с нефтегазовой иглы! Говорят первые лица государства, говорят политики, говорят бизнесмены. Говорят по-разному: кто-то респектабельно-конструктивно, кто-то недоверчиво-издевательски, кто-то серьезно. Последние многим кажутся наивными. В самом деле, много ль примеров прорывов? Когда можно начать не бояться падения цен на нефть? Вот Сколково придумали. Даже дорогу туда отремонтировали! Правда, кто-то подсчитал, что за эти деньги можно было ее золоченой плиткой вымостить, и даже утверждалось, что это не фигура речи, а экономико-математический факт. Видимо, этот кто-то был не из Счетной палаты и тема растворилась…
Назревает вопрос: где взять эти самые инновации, которыми надо заполнять уже спроектированные, уже частично построенные такие инновационные научные корпуса? Придумали, что можно сначала попробовать заполнить их разными умными людьми, учеными, разной молодежью, но непременно стремящейся к самореализации. Гастарбайтеров из стран бывшего потенциального противника, говорят, позвать надо. Сколково надо!
Сколково – атрибут! Сколково – базис, возможно, даже реактор, который при правильном обращении и ток давать будет, и не бабахнет. Не потому ли мы пока не видим массовых инноваций, что Нью-Наукоград еще на режим не вышел? Или есть и другие причины?
Давайте вообразим, что возникла какая-то, скажем, инновация в чьей-то отдельно взятой голове, а лучше – в двух. Что делают эти головы? На первом этапе они непременно себя ломают. Ломать голову – удел тех, кого так и зовут – «голова»! Поломав головы бессонными ночами, они начинают мучить бумагу, которая все терпела еще до нашествия компьютеров. Так вот, бумага… Получается на ней, вроде, очень неплохо, даже верить страшно – так хорошо получается. Значит, опять бессонные ночи: где же взять средства, хоть осколок от сколкова? Исхитрившись, убедив семью и друзей, изымаем из их оборота средства на изготовление модели. Опять бессонные ночи, опять возбуждение от подтверждения, опять вопрос: что дальше?
Эврика! Просто надо вспомнить тех, кто про инновации-то нам… Они же ждут, им же этого как раз и хотелось! Надо просто письмо написать: мол, вы говорили, а мы вот сделали. Не до конца пока, но ведь и заводики-то не все успели… Вот и пишем вам, это ж вы инноваций хотели и даже критиковали некоторых за старое мышление.
Странно, так хотел, а не отвечает. Очень странно. Хотя, может, занят, может, горным воздухом здоровье поправляет или письмо не передали почему-то. Ладно, список-то тех, кому надо – о-го-го какой! Через некоторое время выясняется, что вообще никто не отвечает. Никому не интересно! Но ведь мы академикам-профессорам ЭТО показывали, одобрили они... Ведь ЭТО армии очень надо, гражданским – не меньше, экспортный потенциал колоссальный. Или тем, кто письма читает, не объяснили, что страна нуждается в инновациях?
Так есть ли то окно, в которое можно постучать и увидеть заинтересованное , хоть и по долгу службы, лицо? Пусть в этом окне не сидит специалист во всех «науках и техниках», но пусть он прочтет слово «хорошо» за подписями авторитетных специалистов и направит туда, где не затеряется рациональное зерно. Или опять, как всегда: строили-строили, а получилась лесопилка?..
Скажете: зачем же так? Ведь созданы фонды, ассоциации, да и предприятия, в которые можно обратиться, если они «по профилю», никто не отменял.
Поясню на примере попыток двух изобретателей-соавторов, для которых попытки эти – вопреки известной поговорке – стали превращаться если не в пытку, то, по крайней мере, в серьезное испытание. Изобрели эти двое разновидность устройства, нынешний парк которого на планете превышает миллиард единиц, а ежегодный выпуск колеблется в раййоне двухсот миллионов штук. Уже первые прикидки обещали значительно лучшие технические характеристики (что подтверждают приглашенные на роль экспертов ведущие профильные специалисты), значительно более технологичный процесс производства и его (производства) удешевление раза в три, а то и в пять. Вот мы и решили, что тема вполне достойна внимания.
Итак, первое письмо было отправлено тогдашнему Председателю Правительства РФ Путину В. В. Почему сразу так высоко? Хотя бы потому, что масштаб предложения таков: внедрение сулит многомиллиардные валютные прибыли. Ведь пишут Путину о проблемах в ЖКХ, об отсутствии школы в какой-нибудь деревне и о подобных, безусловно, важных, проблемах, но которые должны решаться местным начальством. И Владимир Владимирович порой откликается, что нам и демонстрируют по ТВ. А мы-то не с жалобой обратились, с выгодным для страны предложением. Чубайс же не постеснялся премьеру лампочку для населения за 1000 рублей показать. И это безобразие еще и в главной информационной программе страны осветили. Принимается такой ответ?
Так вот мы-то ответа как раз и не дождались. А в письме писали про престиж страны, про внедрение инноваций, про высокие оценки профессоров, про многие миллиарды прибыли, повторюсь.
Следующее обращение уже было к президенту Медведеву Д.А. – главному идеологу инноваций и модернизаций в России. Молчание в ответ на первое письмо подсказало сделать в конце приписку с просьбой не обижать нас игнорированием, которую мы обратили к человеку, определяющему степень важности писем и их дальнейшие судьбы. Ответ был таков (цитирую): «Ваши предложения и пожелания, которые Вы высказали в обращении на имя Президента Российской Федерации, будут учтены при подготовке документов и в практической работе. Специалист-эксперт департамента письменных обращений граждан и организаций». Фамилию указывать не буду.
Раз уж до высших чиновников отправленные обращения не доводят, в профильные министерства и на предприятия не пересылают, мы попробовали напрямую обратиться к крупнейшему заводу в России, который производит продукцию того же назначения, что и предлагается нами. Ответ был примерно таков: мы загружены плановыми заданиями, а ваши предложения в планах не предусмотрены.
Хорошо. Есть в России весьма состоятельные граждане, не только фигурирующие в списках Forbes, но и имеющие интерес к «нашей» теме. Отправили по нескольку писем, а в ответ – тишина. К написанию писем, кстати, подходить пытались творчески – тексты составлялись с учетом особенностей адресата. Правда, оказывается, это совсем не важно, потому что до адресатов письма не доходят…
Показали как-то документальный фильм о нынешнем мировом экономическом (и не только) кризисе. Понравилась фраза: «Креативят только создатели софта: фейсбук вместо серпа, твиттер вместо молота». А ведь верно! Вот Цукерберг (руководитель Facebook) недавно приезжал в Россию. Так не только в МГУ с лекцией выступил, но и принят был Дмитрием Анатольевичем!
Странно, но подобные «финансовые пузыри», которые, если еще не внесли свою лепту вкризис, то вполне могут это сделать в ближайшее время, очень популярны у политической элиты. Видимо, считается, что это сближает власть с народом.
Зарегистрировался в твиттере и я, дабы попытаться списаться с заместителем Председателя правительства РФ Рогозиным Д.О. Верно ведь человек рассуждает о локомотиве в лице военпрома для всей российской экономики. К тому же, видел я, что отвечает Дмитрий Олегович на какие-то обращения (большинству из которых, правда, лучшее определение twitter – «чириканье»). Видимо, не станет неожиданностью, если я скажу, что на мои «серьезные чириканья» ответа тоже не последовало…
Еще были письма руководству Российской Венчурной Компании, мэру Москвы и т.д., и т.д. А время не просто идет – оно уходит и заставляет задуматься над вопросом: продолжать попытки или пора понять, что наше изобретение тут никому не нужно, и стоит, как это нередко бывало, обратить взор на Запад или на Восток? И только, вернувшись в виде готового товара или лицензий на право производства, наше ноу-хау может заинтересовать страну? Сдается все-таки, что в борьбе за модернизацию и инновации эти самые инновации только путаются под ногами, мешая продвижению. Не впервой за лесом не видят деревьев, а значит, лесопилка остается самым выгодным и востребованным инструментом… Источник: odnako.org.
Рейтинг публикации:
|