Культура
Интересный собеседник. Лариса Голубкина: «Как можно жить, не любя свою страну?!»
30 апреля 09:10
НИНА КАТАЕВА
Ларису Голубкину, неувядаемую Шурочку из «Гусарской баллады», знают зрители всех поколений. Эта роль удалась молодой актрисе как на сцене (спектакль «Давным-давно» в Театре Российской армии, где она служит с 1964 года), так и в кино. Сегодня народная артистка России Лариса Голубкина – гость «Файла-РФ».
|
Лариса Голубкина. Фото ИТАР-ТАСС.
|
Среди её театральных работ роли в пьесах Островского, Чехова, А. Н. Толстого, современных драматургов. В настоящее время актриса занята в «Волках и овцах». Играет также в спектакле Театра имени Пушкина «Девичник Сlub» и в «Пигмалионе» агентства «Арт-партнёр XXI».
Актриса вела телепередачи «Артлото», «Утренняя почта», «Добрый вечер, Москва!». Сыграла Элизу Дулитл в «Бенефисе Ларисы Голубкиной» Евгения Гинзбурга на ТВ по сюжету «Пигмалиона». Выступила как исполнительница русских романсов в телепроекте «Поют звёзды театра и кино». После этого началась её активная концертная деятельность. Недавно побывала с концертами в Заполярье, выступила с творческим вечером в Гатчине.
Лариса Голубкина в роли Шурочки в фильме «Гусарская баллада».
1963 г. Фото © РИА «Новости».
– Лариса Ивановна, какое событие из вашей творческой жизни недавнего времени считаете самым ярким?
– Наверное, концерт в «Русском Доме» в Париже, который состоялся в ноябре прошлого года в связи с 200-летним юбилеем Отечественной войны 1812 года. Я пела старинные романсы, а слушали меня потомки участников той самой войны – русские и французы, живущие как в России, так и во Франции. Враги, так сказать, если рассуждать категориями того времени, но на нашем вечере царила дружба.
– А как началась ваша концертная деятельность? И что для вас было важнее – эстрада или кино?
– После «Гусарской баллады», не окончив институт, я стала актрисой и работала на эстраде. Пела с оркестрами Утёсова, Горбатых, Бориса Мандруса, Льва Оганезова, с ансамблями Терлецкого и Тартаковского. Причём вышла на эстраду, особо того не желая, но меня очень поддерживал Давид Ашкенази, один из лучших пианистов того времени. Это он сказал мне, что мой голос «годится» для романсов, хотя тогда на исполнительниц романсов я смотрела, как на «тётушек в нафталине», и думала: «Как бы мне не попасть в эту паутину». В Советском Союзе исполнение романсов считалось пошлостью, а на самом деле, это – прелесть и красота. Так что способности к эстраде у меня были всегда, но я не заострила на этом внимание, играла в театре, снималась в кино, можно сказать, разбрасывалась.
– Но диск-то у вас в Америке вышел?
– Напишите, что к этому диску Голубкина не имеет никакого отношения. Дело было так: в 1993 году я, действительно, записала диск с оркестром Осипова, и, видимо, его кто-то стащил, увёз в Америку и там издал. Потому что до меня время от времени стали доходить сведения, что мой диск можно купить в Америке и Канаде. Вот и всё. Не будем, конечно, считаться, но никаких цивилизованных отношений в связи с этим диском я не видела. Точно так, вот уже 25 лет, торгуют Андрюшиными (актёр Андрей Миронов – муж Ларисы Голубкиной. – Ред.) записями, вначале кассетами торговали, теперь дисками. Иные из «издателей» приходят ко мне с букетиком за «разрешением», а в основном просто «уведомляют», и этим всё ограничивается.
В конце прошлого года с оркестром Сергея Жилина я записала диск со старинными романсами «Всё, как прежде». Хочу, чтобы реальный мой диск все-таки существовал в России.
– Помните ли вы свой первый успех?
– Пела с двух лет. Но была очень стеснительная. На публику не выходила.
Лариса Голубкина в роли Царицы в фильме «Сказка о царе Салтане».
1965 г. Фото © РИА «Новости» / Сергей Лидов.
– Как вы считаете, что предопределило феноменальный успех «Гусарской баллады»? Вспомнить только, с каким воодушевлением встречал зал в Гатчине ваше появление с песенкой «Меня зовут юнцом безусым»?
– Прекрасная тема, и немаловажно, что фильм – костюмный. Сама пьеса «Давным-давно» потрясающе написана Александром Гладковым. Такая удивительная ловкость в языке, и так тепло это сделано, что, мне кажется, не может быть забыто. С удовольствием вспоминаю съёмки, Рязанов был молодой, шумный, проходило всё очень весело. Мы были на лошадях: два месяца весной и два – летом! Меня, конечно, сразу повели в спортивное общество «Урожай», и я научилась сидеть – красиво села, правильно, и после этого ещё лет шесть ездила.
Должна вам сказать, что никогда не влияла на дочь Машу в этом смысле, но в девять лет она вдруг сказала – «хочу на лошадь». Для меня это было неожиданно, потому что я не видела, чтобы она была увлечена лошадьми, свой фильм ей не показывала и на актёрскую стезю не направляла. Когда привела её на стадион, и она села на лошадь, у неё ножки ещё до стремян не доставали. А сейчас до чего дошло – у нее своя лошадь! И она, имея двух детей, только сейчас мне сказала: «Мама, знаешь, я больше не буду носиться на лошади» и занялась верховой ездой – выездкой. Лошадь поставила в манеже на Планерной, где и я начинала. Одним словом, как говорит Маша, яблонька от вишенки недалеко падает.
– Каково ваше отношение к прототипу Шуры Азаровой – Надежде Дуровой?
– Достаточно сложное, это была жёсткая женщина, но при этом я – её поклонница. Как описывали её современники, она была высокого роста, некрасивая, с рябинами на лице. Пошла воевать, потому что не могла сидеть дома, когда шла война.
– Но бросить ребёнка…
– Слава Богу, с ним всё хорошо было, и сам царь устраивал его в кадетский корпус. Современники оставили трогательные воспоминания об общении Надежды Дуровой с Денисом Давыдовым. Любовь эта длилась у неё на протяжении нескольких лет, и во время войны многие не догадывались, что она – женщина. Поразительно. А она встречалась всё это время с замечательным своим другом. Не такой, видать, «плохой» была женщиной. При этом имела гражданскую позицию, была патриотом своего Отечества.
– А вы как к патриотизму относитесь?
Съёмки киноэпопеи «Освобождение». 1968 г. Фото ИТАР-ТАСС.
– Как всякий нормальный человек: как можно жить и не любить свою страну?! А то, помните, звучало во всеуслышанье, что патриотических чувств надо стыдиться. И это повторяли все друг за другом, никакого самостоятельного мышления. Вы думаете, французы, итальянцы, голландцы – не патриоты своей родины? Ещё какие, только у нас бесконечны дебаты на эту тему. А, между тем, по стране бегают брошенные дети, которые с пяти лет пьют и колются, родившиеся от таких же родителей
Мы пропустили уже два поколения, и никто не знает, что делать с этими детьми. Ведь телевизор невозможно включить – то услышишь: «Круто, ты попал на ТВ», то – как «друзья» напились и один убил и …съел другого.
Мне кажется, я знаю, где нужно искать корни таких дикостей, невольно обращаешься к временам отмены крепостного права, когда людям, которые умели только прислуживать барину, дали свободу, не объяснив, как ею пользоваться. Не внушив, что человек свободен по отношению к своей жизни и судьбе. Поэтому и не сформировалось у части людей понятие «мой дом», «мой город», «моя Родина». И они, получается, не знают, что дом нужно содержать в чистоте, а Отчизну любить. 150 лет – не такой большой срок, а, посмотрите, сколько революций и войн случилось за это время, и тот самый человек, перемолотый этими жерновами, и закабалённый новыми порядками, способен ли он испытывать настоящие чувства?
При этом у тех, кого принято называть интеллигенцией, всегда «моя хата с краю, ничего не знаю». По-моему, вновь настали времена миссионеров, когда нужно «идти в народ» и помочь ему разобраться в собственной жизни. И, конечно, это будет длительный процесс, и сменится не одно поколение, прежде чем что-то забрезжит впереди. А что касается «круто, ты попал на ТВ», уверяю вас, эта реклама негативно скажется на большой армии подростков. Они смотрят, как цацкаются с теми, кто «попал на ТВ», и завидуют им. И, уверяю вас, огромное количество девиц на этой почве просто погибнет.
У нас вообще всё как-то резко происходит – вот отпустили в своё время повода, и как же иные кинулись в грязь! Если в Амстердаме в советские времена нас специально везли в «розовый» район, чтобы по секрету показать, как работают проститутки, то в Москве, вспомните, какие толпы девиц, выстроившихся в линейку, можно было открыто наблюдать в конце 90-х в самых обычных районах. Впрочем, почему «было»… И как же далеки эти девочки от того, чтобы пойти и что-нибудь посмотреть в кино или театре. В число своих зрителей я их не зачисляю.
– Скажите, каков зритель за границей? Отличается от российского?
На съёмках кинофильма «Направление главного удара».
1971 г. Фото ИТАР-ТАСС.
– Да, сравнивать я могу, потому что смолоду начала ездить со своими фильмами за границу. Западный зритель, конечно, тоже изменился, но традиции там хранят лучше. Бывая в Германии, в Баварии, наблюдала, как по воскресеньям люди семьями идут в церковь и слушают проповедь. И, что меня поражало больше всего, в конце проповеди священник говорил им: «А теперь возьмите друг друга за руки». И сидящие в первом ряду оборачивались к тем, кто сидел сзади них, и так далее, пока не образовывался замкнутый круг, и тогда они все – просветлённые, с хорошим настроением выходили из церкви и отправлялись по своим делам.
– Если честно, вы любите бывать на фестивалях?
– Если работаю – да, вот на «Кинотавре» в Сочи и на «Золотом витязе» в Калуге я была в жюри, а в Выборге и Липецке, как и в Гатчине, на XIX Российском кинофестивале «Литература и кино», выступала с сольными концертами.
– В России отмечают сейчас 400-летие Дома Романовых, какие впечатления остались у вас от Гатчины, где на протяжении долгих лет жили русские монархи?
– Очень рада, что попала в Гатчину. Дело в том, что я поклонница Александра III, мне он нравится как мужчина – его рост, глаза, посадка головы. И в Большом Гатчинском дворце я обнаружила новую экспозицию – комнаты этого императора, в которые он переехал после убийства Александра II. В молодые годы я часто приезжала в Ленинград: бывала в Павловске, в Гатчине видела ещё дырявые после бомбёжек крыши дворца, застала период реставрации Царского Села. Сейчас, конечно, Гатчинский дворец приводят в порядок, в покоях Александра III увидела мебель работы французского мастера Жакоба, которую перевезла во дворец супруга императора Мария Фёдоровна. Я очень люблю старину, и точно такую мебель видела в интерьерах Павловского дворца.
Когда видишь эти пространства, возникает ощущение времени. А в марте, совсем недавно, меня приглашали выступать в Обществе памяти героев Отечественной войны 1812 года, оно возникло в Москве в 1913 году, собираются его члены и сейчас. В Общество входят представители многих знаменитых русских фамилий, например, потомки князя Гагарина. И, представьте себе, на этом вечере вышел на сцену человек, поразительно похожий на Александра III на портретах – такая же стать, высокий рост, форма и посадка головы: и, что вы думаете, оказалось, потомок императора...
Что сказать про Гатчину – тихий, славный городок, с удовольствием рано утром прошлась по нему. Но как много ещё предстоит сделать хозяевам города для его возрождения. Начать хотя бы, как везде, с дорог, большинство из них, увы, в рытвинах и ухабах.
– Вы можете представить Андрея Александровича Миронова в нашем времени?
– Могу. Думаю, ему бы это время понравилось своей свободой, тем, что можно делать всё, что ты хочешь. Можно открыть дело, можно поехать за границу, не чувствуя себя закомплексованным «руссо туристо», хотя у основной массы людей денег не стало больше. А те, у кого они появились, строят какие-то немыслимые трёхэтажные замки, наверное, в противовес тем коммуналкам, в которых жили раньше. Крайности всё это, и за границей сейчас превратное представление о русском человеке, потому что «русскими» называют всех, кто приезжает с территории бывшего Советского Союза. А Андрей сейчас, был бы, наверное, театральным режиссёром – он уже третий спектакль начинал делать.
– Что сделано в память об актёре, так любимом зрителями, в кино-театральной среде?
Андрей Миронов в фильме «Повторная свадьба».
1976 г. Фото ИТАР-ТАСС.
– В Театре Сатиры есть гримёрная Андрея, там его стол, за которым и сегодня гримируются артисты, и это нормально, как раз в этом и есть проявление памяти. Театральная общественность отмечала 60-летие и 70-летие Андрея Миронова, на телевидении была сделана передача «Чтобы помнили…». Но самый лучший фильм об Андрее снял документалист Алексей Габрилович, там есть редкостные кадры. Андрей умер, вы знаете, 14 августа 1987 года на гастролях в Латвии, а 17-го должен был состояться его концерт в городе Шауляе, в Литве, все билеты были проданы. И я договорилась с директором Дома культуры Ромасом, что время спустя, мы с друзьями Андрея Александром Ширвиндтом, Игорем Квашой и Григорием Гориным устроим вечер его памяти. Билеты не сдал никто. И мы приехали в 1990-ом году, и люди пришли по тем самым билетам. Алексей Габрилович снимал этот вечер. Кроме того, по традиции города, в память об Андрее мы поставили крест на Горе крестов.
– Какой из фильмов Андрея Миронова вам больше всего нравится?
– В фильме «Достояние республики» он самый лучший по возрасту и очень красивый. Но смотреть его картины я не могу, испытываю большую грусть.
– Что вы могли бы сказать о характере дочери?
– У Маши своя индивидуальность, сильный, экспрессивный характер, который необходим актрисе. Она – мать двоих детей, и я довольна тем, что у неё в полном порядке дом, и она всё умеет устроить самостоятельно. Источник: Файл-РФ.
Рейтинг публикации:
|