В этот день в 1907 году родился Ефремов Иван Антонович, русский писатель-фантаст, любитель социальных утопий. Сегодня, наверное, многим странно, но в этих его мечтаниях нет банкиров, биржевых спекулянтов, нефтяных магнатов, чиновников-коррупционеров и бесполезных клерчат. А ведь именно за ними, как сейчас оказалось, было «светлое будущее» его и нашей страны! Такая вот у нас получилась «конвергенция» - прямо триумф социальной эволюции/деградации!
Ну, а прекрасные утопии остались в книгах Ивана Ефремова ...
Жизнь
Согласно записи в метрической книге, родился в семье вырицкого лесопромышленника в 1908 году, однако ещё в юности Ефремов добавил себе год, чтобы раньше начать работать, поэтому обычно в своих автобиографиях он ставил годом рождения 1907-й.
Способности Ефремова проявились достаточно рано: в четыре года он научился читать, в шесть — познакомился с творчеством Жюля Верна и полюбил книги о землепроходцах, мореплавателях и учёных.
В 1914 году его семья переехала в Бердянск, где он поступил в гимназию. Во время революции родители развелись, и в 1919 году мать с детьми перебралась в Херсон, вышла замуж за красного командира и уехала с ним, оставив детей тётке, которая вскоре умерла от тифа. Иван прибился к красноармейской автороте, вместе с которой «сыном полка» дошел до Перекопа. При бомбардировке Очакова был контужен, и с этого времени начал немного заикаться. В 1921 году, демобилизовавшись, уехал в Петроград с твёрдым намерением учиться и, благодаря бескорыстной помощи учителей, окончил школу за два с половиной года.
Учёбу пришлось совмещать с заработком на жизнь: Ефремов работал грузчиком, пильщиком дров, помощником шофёра, затем шофёром в ночную смену. В 1923 году он сдал экзамены на штурмана каботажного плавания при Петроградских мореходных классах и, после окончания школы, весной 1924 года уехал на Дальний Восток.
К палеонтологии Ефремов пришёл, познакомившись с академиком П. П. Сушкиным, который открыл для него эту науку и помог сделать в ней первые шаги. Отплавав в 1924 году матросом навигацию на Тихом океане, будущий палеонтолог вернулся в Ленинград и поступил в университет на биологическое отделение. С середины 1920-х годов его жизнь проходит в экспедициях, приносящих многочисленные ценные находки и открытия.
Маршруты палеонтологических экспедиций Ивана Ефремова пролегали по Поволжью, Уралу и Средней Азии; в первой половине 1930-х он участвовал в геологических экспедициях по Уралу, Сибири и Дальнему Востоку.
В 1935 году Ефремов экстерном окончил Ленинградский горный институт. В том же году он стал кандидатом, а в марте 1941 года — доктором биологических наук.
В начале войны был эвакуирован в Алма-Ату, оттуда — во Фрунзе. Там перенёс тяжёлую форму лихорадки, получив тяжёлую болезнь сердца.
Ефремов был женат трижды. Сначала — на Ксении Свитальской, дочери академика Свитальского, с 1936 года на Елене Дометьевне Конжуковой, которая сама была известным учёным-палеонтологом. От их брака у Ефремова появился сын Аллан Иванович Ефремов. После смерти Елены Дометьевны в 1961 году Иван Антонович женился в 1962 году на Таисии Иосифовне Юхневской, с которой прожил последние 10 лет жизни. Ефремов умер 5 октября 1972 года, не дожив до окончания публикации своего четвёртого романа — «Таис Афинская», посвящённого другу и жене, Таисии Иосифовне Ефремовой. Похоронен на кладбище в Комарово под Санкт-Петербургом.
Через месяц после смерти писателя сотрудники КГБ СССР провели в его квартире обыск. Существуют сведения, что писатель и его жена подозревались в шпионаже в пользу Великобритании[2]. По факту смерти КГБ СССР было заведено уголовное дело, которое было прекращено 4 марта 1974 года.
Научная деятельность
В 1935 году (в 22 года) в соавторстве с А. П. Быстровым опубликовал монографию по остеологии и анатомии эотриасового лабиринтодонта, за которую авторы впоследствии будут удостоены почётных дипломов Линнеевского общества (Англия).
В 1940-е годы Ефремовым разрабатывается новая отрасль знания, тафономия — учение о закономерностях сохранения остатков ископаемых организмов в слоях осадочных пород. Рукопись «Тафономия» была завершена в 1943 году, но опубликовать её удалось только в 1950 году («Тафономия и геологическая летопись»); в 1952 году автор был удостоен Сталинской премии. Общее признание новая отрасль получила лишь в 1970-е годы, однако выводы своей науки Ефремову удалось успешно применить ещё во время экспедиции в монгольскую пустыню Гоби, принёсшей богатейший материал. Экспедиция, руководимая заведующим отделом древних позвоночных Палеонтологического института И. А. Ефремовым, работала в Монголии в 1946, 1948 и 1949 годах, и о ней написана документальная повесть «Дорога ветров».
В честь Ивана Антоновича Ефремова назван саблезубый хищник середины пермского периода (около 267 млн лет назад) - ивантозавр. Известен из отложений середины пермского периода (около 267 млн лет назад) в Очёрском районе Пермской области, в районе деревни Ежово (очёрская фауна). Описан П. К. Чудиновым в 1983 году по остаткам фрагментов черепа.
Творчество
Во время войны И. А. Ефремов начал писать свои первые «рассказы о необыкновенном», в которых сочетается научная фантастика и приключения. В этих рассказах он предсказал открытие алмазных месторождений в Якутии и голографию. Небольшой повестью «Катти Сарк» он непосредственно повлиял на судьбу знаменитого британского парусника, ныне отреставрированного энтузиастами и стоящего на берегу Темзы.
В пустыне Гоби, в экспедиции за «костями дракона», у Ефремова родился замысел создать произведение о космическом будущем, о Великом Кольце миров Вселенной, о красивых, «ненасытных в подвиге» людях, подлинных человеческих отношениях и планете, превращённой её жителями в цветущий сад. Таким произведением стал роман «Туманность Андромеды», вышедший в 1957 году. Будущее, описанное в книге, коммунистическое — без частной собственности, рынка и профессиональных органов власти.
Второй роман писателя, «Лезвие бритвы», стал ответом на проблемы, возникшие перед страной к началу 1960-х годов, когда «осадный социализм» прежних лет ушёл в прошлое, требовались новые подходы к управлению обществом и воспитанию, развитие наук о человеке, объединение всех людей планеты в борьбе за ядерное разоружение и подлинный социализм. Всё это Ефремов и стремился показать в форме приключенческого романа «в несколько хаггардовском вкусе».
Однако реальные тенденции мирового развития становились иными, всё более тревожными, и к концу 1960-х появился роман-предупреждение «Час Быка». Писатель предупреждал о грозящей социальной, экологической и нравственной катастрофе. В книге светлому миру Земли, продолжающему линию «Туманности Андромеды», противостоит мрачная антиутопия планеты Торманс, управляемой олигархией. Распространённое мнение о том, что роман представляет собой карикатуру на СССР, некорректно: хотя писатель отразил тупиковые тенденции развития «реального социализма» (роман был воспринят как «клевета на советскую действительность», изымался из библиотек и не переиздавался до конца 1980-х), герои романа Ефремова так и не пришли к однозначному выводу, из какого общественного строя возникла олигархия Торманса — из «муравьиного лжесоциализма» (маоизма) или из «гангстеризующегося капитализма». В 1969 году в письме американскому коллеге писатель говорит о «взрыве безнравственности», за которым последует «величайшая катастрофа в истории в виде широко распространяемой технической монокультуры».
Смысл
Кем же был Ефремов? Английским шпионом, как анекдотично уверяла отечественная разведка, устроив обыск после его смерти, ученым, который был признан всем мировым сообществом, писателем, произведения которого уже давно являются памятником не только научно-фантастической, но и философской мысли? Кем прежде всего был этот таинственный, но вместе с тем простой и ясный человек, воспитанный ротой красноармейцев в гражданскую, хлебнувший горя, но не растерявший собственного достоинства и независимости взглядов?
Он был Человеком. Прежде всего. Свободным человеком, для которого не имели значения ранги и субординация, который в советское время не гнался за партбилетом, но и не был в восторге от американского образа жизни, как многие “диссиденты”. Человеком, не шаблонно воспринимающим любую теорию, но пытающимся анализировать и имеющим собственное мнение по всем вопросам.
Ефремова, прежде всего, интересовало не столько степень осуществимости конкретной фантастической идеи, сколько «общечеловеческий смысл» ее возможной реализации. Тем более, что профессиональная подготовка писателя обеспечивала ему точные прогностические попадания: на Алтае давно уже найдена ртуть (рассказ «Озеро Горных Духов»), в рассказе «Алмазная труба» (1945) им предсказано открытие месторождения алмазов в Якутии, а сюжет другого рассказа «Тени минувшего» (1945) подтолкнул советского ученого Юрия Николаевича Денисюка (1927-2006) к изобретению голографии. Только вот таинственного Олгоя-Хорхоя, червеобразного обитателя пустыни Гоби, ученые пока еще не поймали…
Источник 1
Источник 2
Источник 3
Произведения И. А. Ефремова + статьи о нём: http://noogen.su/iefremov/ Источник: aftershock.su.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 213
Рейтинг поста:
Вот что писал Иван Антонович по поводу предсказанной им алтайской ртути:
«Со времени опубликования «Озера горных духов» на Алтае действительно открыто ртутное месторождение при иных, не связанных с картиной Г. И. Гуркина, обстоятельствах. Это совпадение, а не пророчество, потому что, зная геологию Алтая, я был убежден, что там будет найдено не одно месторождение ртути. Однако среди алтайских геологов родилась легенда, соответствующая содержанию рассказа… »
Но, к счастью, имели место и приятные исключения: создатель голографии советский физик Ю. Н. Денисюк признавался, что на мысль о голографии его навел рассказ Ивана Ефремова «Тень минувшего».
Случайны ли столь точные научные пророчества и предвидения Ефремова? Нет, конечно. Первая научная работа Ефремова была опубликована еще в 1927 году, когда автору исполнилось, фактически, всего 19 лет. Через восемь лет, ему без защиты диссертации была присуждена степень кандидата биологических наук, на основании 35 ранее опубликованных работ. И только по прошествии двух лет он экстерном окончил Ленинградский горный институт и получил диплом о высшем образовании.
Ефремов не был «кабинетным» ученым: первую самостоятельную палеонтологическую экспедицию он провел в 1926-м году, в восемнадцать лет! С 1929 года он принимал участие во многих геологических экспедициях (в том числе и в регионах будущего БАМА). Огромный практический опыт геолога и палеонтолога, постигнутые в эти годы закономерности привели Ефремова к созданию в 1950 году капитального труда «Тафономия и геологическая летопись», который был отмечен Государственной премией. В словарях тафономия определяется как разработанная И. А. Ефремовым отрасль палеонтологии, изучающая процессы образования местонахождений ископаемых животных и растений в слоях земной коры.
Еще до публикации своего труда Ефремов применил положения тафономии на практике, возглавив три палеонтологические экспедиции в Монголии. В пустыне Гоби на основе своих теоретических разработок Ефремов открыл крупнейшие скопления костей динозавров и млекопитающих кайнозойской эры, многие из которых относились к ранее неизвестным видам. Некоторые основы тафономии Ефремов популярно изложил в своей книге «Дорога ветров», в которой подробно рассказано об экспедициях в Гоби, об идеях и предположениях, которыми он руководствовался во время поиска останков древних гигантов.
Но не только палеонтологией и геологией занимался Иван Антонович в полупустыне Гоби. В одной из заключительных глав «Дороги ветров» Ефремов описал обнаруженные его экспедицией древние могильники. Археологические раскопки не входили в число задач, поставленных перед палеонтологической экспедицией, но Иван Антонович, понимал, что неизвестно когда ученые вновь попадут в этот труднодоступный уголок Гоби, к речке Харганаик-гол («Речка черных обрывов»). Вот как Ефремов описал этот эпизод:
«…Машины выстроились в ряд у подошвы широкого склона, по которому вверх, к гранитным скалам тянулись могильники. Меня осенила счастливая идея. Двадцать один человек – состав нашего отряда – представляли собою серьезную рабочую силу, и ее можно было использовать для раскопки одного из могильников…
…Мы наметили большой кольцевой могильник около тридцати метров диаметром, с четырьмя огромными вертикальными глыбами, установленными против стран света по периметру круга. В центре лежал маленький холмик замшелых камней.
Я произнес короткую речь об археологических раскопках и постарался картинно расписать замечательные случаи находок драгоценных кладов. В каждом участнике экспедиции пробудилась душа кладоискателя. Через несколько минут рабочие, шоферы и научные сотрудники бешено раскидывали камни на холмике…
…Непосредственно под плитой в слое рыхлого песка оказался скелет мужчины громадного роста старше шестидесяти лет. Он лежал на спине головой на запад, с запрокинутым вверх лицом. Странным образом у скелета отсутствовали кисти обеих рук. Вместе с покойником не было найдено абсолютно ничего. Ни одного осколка посуды, обломка оружия, следов каких-либо украшений или одеяний, так как если бы человек был похоронен совершенно голым. Высказывались предположения, что тут похоронили какого-то раба или врага, но в таком случае все это гигантское сооружение было бессмысленным. Такие огромные плиты могли перетаскивать лишь доброй сотней человек, и то под кнутом…
…Мы взяли череп, бедро и необыкновенно массивные поясничные позвонки. Судя по черепу, покойник был не монголом, а представителем европейской расы. С большой осторожностью мы упаковали кости, пролежавшие под плитой около трех тысяч лет, и передали их впоследствии археологам экспедиции профессора С. В. Киселева…»
Более полувека прошло со времени экспедиций Ефремова в Гоби. За прошедшие годы стало ясно, что историки и археологи еще очень многого не знают об исчезнувших цивилизациях. Связь культур Евразии и Америки, загадочная общность Санскрита и языков Древних Славян, отголоски таинственных древних знаний, дошедших до наших дней, невольно заставляют вспомнить гипотезы о цикличности цивилизаций, столь популярные в конце девятнадцатого и начале двадцатого веков. Кто же был этот европеоид, обнаруженный последней экспедицией Ивана Ефремова в Гоби?!
Писатель В. Щербаков, написавший немало книг о загадках истории, предполагает, что Ефремов обнаружил останки одного из древних ариев. По версии Щербакова именно они, арии, мигрировали из Азии, через территорию современной Калмыкии и Северный Кавказ принесли цивилизацию в Скандинавию. Щербаков нашел множество доказательств того, что Асгард (обитель богов древних викингов) находился в Азии.
Сколько еще загадок таит в в себе Центральная Азия, столь манившая Николая Рериха и других пытливых ученых?! Так может быть находка Ивана Ефремова возле речки Харганаик-гол забыта незаслуженно?! Может быть раскопки других могильников, описанных Иваном Антоновичем, дадут ответы на множество вопросов, волнующих современных ученых?!
И все-таки главным наследием Ивана Ефремова являются его полные веры в Человека литературные произведения. Его повести «На краю ойкумены», «Сердце змеи», романы «Лезвие Бритвы», «Таис Афинская», «Час быка», и, конечно же, «Туманность Андромеды», стали настольными книгами не одного поколения читателей. Роман «Туманность Андромеды» вызвал многочисленные отклики и в западной печати. Буржуазными критиками в «утопическом романе» советского писателя были отмечены его гуманная направленность и «прозорливое предвидение лучшего будущего». Десятитомная серия «Шедевры мировой фантастики», изданная в 1970 году во Франции, открывалась «Туманностью Андромеды».
http://иванефремов.рф/publ/stati_ob_ivane_efremove/ivan_efremov/2-1-0-59
--------------------
Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем. (с) Еккл.1
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 862
Рейтинг поста:
http://noogen.su/iefremov/Academy/101-148.htm
1969 г.
[датируется по содержанию письма П.К. Чудиновым.]
Когда для всех людей честная и напряженная работа станет непривычной, какое будущее может ожидать человечество? Кто сможет кормить, одевать, исцелять и перевозить людей? Бесчестные, каковыми они являются в настоящее время, как они смогут проводить научные и медицинские исследования?
Поколения, привыкшие к честному образу жизни, должны вымереть в течение последующих 20 лет, а затем произойдет величайшая катастрофа в истории в виде широко распространяемой технической монокультуры, основы которой сейчас упорно внедряются во всех странах, и даже в Китае, Индонезии и Африке.
Слышали ли Вы когда-нибудь о книге Алана Сеймура "The coming of self-destruction of the USA"? [начало самоуничтожения США. - Прим. переводчика]. Она вышла в англии в мягкой обложке в издательстве "Раn", но у меня нет возможности ее достать, и я не знаю, что имел в виду автор. Может быть, Вы могли бы поискать ее. Стоит ли прислушиваться к этому предупреждению?"
Не позднее октября 1972 г.
[датируется по содержанию письма. - Ред.]
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 920
Рейтинг поста:
--------------------