Скандал вокруг полученных депутатом Пономаревым от фонда Сколково 750 тысяч долларов обрастает все новыми подробностями и деталями. Порой довольно неожиданными. Во всяком случае, любопытна позиция и самого фонда, и аргументы героя скандала. И взгляд на ситуацию авторитетных российских ученых.
Как фонд "Сколково" оценивает работу Ильи Пономарева?
Прежде всего фонд недоумевает, почему единственным фигурантом этого дела оказался старший вице-президент Алексей Бельтюков, занимающий бескомпромиссную позицию к любым коррупционным нарушениям. Под его личным руководством в фонде создана жесткая система независимой экспертизы.
Что касается Ильи Пономарева, то с ним были заключены два договора. Во-первых, на исследование "Коммерциализация технологий и международное продвижение российских инновационных компаний". Полученные результаты фонд удовлетворили: они используются не только самим фондом, но и востребованы на рынке.
Кроме того, Илья Пономарев обязался организовать и провести цикл лекций, семинаров и других публичных мероприятий по популяризации идей перехода России на инновационную модель развития экономики, создания в стране принципиально новой среды для разработки и коммерциализации новых технологий. Согласно отчету Пономарева, он провел 10 мероприятий. Оснований не доверять депутату, возглавляющему Подкомитет по инновационному развитию Комитета по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Госдумы, у фонда не было.
В то же время фонд отмечает, что, согласно материалам Следственного комитета, Илья Пономарев включил в свой отчет ряд мероприятий, в которых он не принимал участия, нарушив свои договорные обязательства. Поэтому фонд потребовал от Пономарева дать дополнительную информацию о фактически выполненных им работах, а также запросил все учреждения, где согласно его отчету он проводил публичные мероприятия.
Когда фонд "Сколково" заключал с Пономаревым договор на научную работу стоимостью в сотни тысяч долларов, тот не имел высшего образования
Если информация о недобросовестности г-на Пономарева подтвердится, фонд будет требовать от него в арбитражном порядке возврата незаслуженно полученных денежных средств и возмещения причиненного вреда.
Илья Пономарев: За что я получил 750 тысяч долларов
Илья Пономарев особо подчеркивает, что для России он уникален. Без него вообще не было бы и Сколково. Он абсолютно уверен, что совсем не случайно именно его выбрали на эту миссию. "Я руководил госпрограммой по созданию технопарков в сфере высоких технологий, и больше никто в России просто не имел практического опыта создания чего-то похожего на сколковский проект. У меня есть как опыт успешного создания инновационных компаний (первую создал в 16 лет), так и инвестиционный опыт, плюс опыт государственного управления и опыт крупных частных структур: отечественного "ЮКОСа" и международной Schlumberger. Покажите мне еще таких людей в России, я их не знаю. А если найдете, я гарантирую, что они не возьмутся за такую работу за такие деньги".
То есть 750 тысяч долларов, по его мнению, это копейки. Что же за Гераклову работу он сделал? Аргумент Пономарева: "У всех госпроектов была ужасная репутация, инновации и Россия - вообще были понятия несовместные". То есть считает, что он ни много ни мало пробил для России инновационное окно в мир. А главное, сумел сагитировать иностранцев, и прежде всего Массачусетский технологический институт приходить в Россию.
"Начали мы с монументального труда, получившего название "Ярославский план 10-15-20". Это был первый этап работ, оцененный в 150 тысяч. Я сформировал на базе Нью-Йоркской академии наук рабочую группу из экспертов из 8 стран мира, в том числе нобелевских лауреатов по экономике", - заявляет Пономарев.
Что касается 30 тысяч долларов за лекцию, то Пономарев утверждает: так оценивать стоимость совершенно некорректно. Якобы мероприятий было гораздо больше, но фонд изначально предупредил, что надо отчитываться небольшим количеством. А именно теми, "которые проходили в открытом режиме, и это можно проверить. Однако многие мероприятия вообще носили закрытый характер, и ими невозможно отчитаться. Как объяснить проверяющим суть происходившего на семинаре с управляющими венчурных фондов Силиконовой долины, когда в одном помещении сидело эдак на 100 миллиардов долларов".
Пономарев утверждает, что исключительно благодаря его неутомимой деятельности удалось привлечь в Россию MIT - ведущий мировой университет. "Нигде в мире такого больше не было и с тех пор нет. Он всегда кадры тащил к себе, и впервые в истории он выделил свои кадры, причем для проекта в другой стране", - настаивает он. Словом, Илья Пономарев - наше инновационное все. Мы говорим Сколково, подразумеваем Пономарев.
Кстати, когда фонд заключал с ним договор на научную работу стоимостью в сотни тысяч долларов, он не имел высшего образования. Он закончил 4 курса физфака МГУ. Уже позже он стал выпускником Российского государственного социального университета.
Прямая речь
Геннадий Месяц, вице-президент РАН:
- Наш выдающийся физик Виталий Гинзбург получил за свою "нобелевку" 250 тысяч долларов, так как премиальный миллион был поделен между тремя лауреатами. В Россию приезжают читать лекции нобелевские лауреаты, они получают по несколько тысяч долларов, то есть в десять раз меньше, чем депутат. Я сам читал лекции в США и Японии, там каждая оценивалась от 1000 до 2000 долларов. Словом, ученым до Пономарева далеко.
Ирина Халеева, ректор Московского государственного лингвистического университета:
- Приглашенный иностранный профессор получает у нас за лекцию около 120 евро. У него бесплатное проживание, питание, часто мы платим и за билет на самолет. Оплата российского профессора за академический час составляет 2400 рублей.
Константин Северинов, профессор Университета Рутгерса (США):
- Профессор американского университета получает за лекцию 200-500 долларов. Конкретная сумма зависит как от самого университета, так и от "имени" ученого.
Александр Кутузов, ректор Московского городского педагогического университета:
- Иностранные профессора за академический час получают у нас не более 5000 рублей. Что касается российского профессора, то его оплата до 3000 рублей.
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
История вокруг высоких гонораров, полученных депутатом Государственной думы РФ Ильей Пономаревым за лекции в Сколково, обрастает новыми подробностями. Работа, за которую Пономарев получил просто баснословный гонорар, не стоила и десятой доли, пишет сегодня в свежем номере "Московского Комсомольца" доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник Института экономики РАН Никита Кричевский.
Так, Пономарев утверждал, что деньги он получил за подготовку доклада. Но теперь выясняется, что доклад этот Пономарев вовсе не готовил, а просто... присвоил авторство, выдав чужой труд за свой. А значит, и деньги эти он не заработал, а точно так же - забрал у кого-то, присвоил.
Напомним, Следственный комитет РФ расследует законность трат фондом "Сколково" бюджетных средств на сумму 24 млн рублей. Под подозрением - выплаченные им Илье Пономареву 750 тысяч долларов. Ранее в интервью "Московскому Комсомольцу" Пономарев уверял, что деньги ему заплатили за работу под названием "Коммерциализация и международная система инноваций".
"На выполнение этой работы в сентябре 2010 года был заключен договор на 750 тысяч долларов и он реализовывался до ноября 2011 года, когда был подписан последний акт. В рамках этого направления было 4 этапа, то есть 4 типа деятельности. На каждом этапе были предусмотрены и публичные выступления, и сбор информации, и аналитическая работа. Если вас интересует опубликованный доклад, то это "Ярославский план 10-15-20: 10 лет пути, 15 шагов и 20 предостережений. Дорожная карта строительства инновационной экономики", вы его в сети легко найдете", - рассказал он в интервью.
По словам депутата, распечаток лекций у него нет, потому что "каждая лекция была уникальна", а число самих лекций так мало (в договоре стоит 10, Следственный комитет считает, что реально прочитано было только 2) потому, что часть была закрытой по желанию присутствовавших на них американских венчурных финансистов. "Чтобы потом не мучиться с проверяющими органами мы вставляли в отчетность только массовые открытые лекции", - поясняет он.
Однако эксперты подвергают сомнению слова депутата. Так, Никита Кричевский отмечает, что упомянутый Пономаревым доклад был подготовлен не столько Пономаревым, а Нью-Йоркской академией наук к 20 августа 2010 г. и представлен на Мировом политическом форуме в Ярославле 8-9 сентября того же года. "У доклада объемом 127 стр. 3 автора, столько же соавторов и 36 участвовавших в опросах экспертов (в их числе и сам г-н Пономарев), - пишет он. - Кстати, экспертам вознаграждение обычно не выплачивается, но здесь, похоже, особый случай". При этом непонятно, добавляет он, какое отношение имеет "Сколково", у которого вообще-то несколько иные задачи к научной работе, приуроченной к Ярославскому политическому форуму, организованному в соответствии с распоряжением президента РФ Дмитрия Медведева №86-рп от 14 февраля 2010 г.?
Что касается информации о том, что Илья Пономарев прочел 10 лекций за гонорар в 30 тысяч долларов за каждую, то тут, пишет Кричевский, "вскипает ярость благородная" не только у интеллектуальной элиты Гарварда или Кембриджа, но и у российских профессоров, получающих за один мастер-класс также до 30 тысяч. Но рублей".
"Если сравнить деньги, которые заплачены по этому контракту с суммой, которую взяли бы в McKinsey & Company на разработку аналогичных бумаг и какая-нибудь пиар-компания на публичные мероприятия, то я думаю, что сделал эту работу раз в 10 ниже рыночной цены", - говорит Пономарев в интервью "МК". На что Кричевский замечает, что один из крупнейших инвестиционных банков мира Goldman Sachs взялся в течение трех лет и всего за 500 тыс. долл. "подтянуть" инвестиционный имидж всей России.
"И еще, для сведения депутата: во-первых, рыночных цен на научно-исследовательские работы ввиду уникальности не существует, а во-вторых, сравнивать себя с McKinsey, мягко скажем, некорректно", - добавляет экономист.
"Любые предположения, как именно Пономарев отработал гонорар, уводят нас в самые неприглядные подозрения, даже не по себе становится. Но мы попробуем выстроить эти домыслы в логические схемы", - пишет в "Независимой газете" директор Центра политической информации Алексей Мухин.
Во-первых, считает он, могла иметь место банальная "откатная схема", закамуфлированная или под расточительство, вообще свойственное распорядителям государственного бюджета, или под инновационный проект, требующий расходов особого порядка.
Во-вторых, если менеджмент фонда "Сколково" так высоко оценил знания и опыт Ильи Пономарева, то к уровню компетентности этого менеджмента также должны возникнуть вопросы.
В-третьих, политическая риторика Пономарева сильно контрастирует с его научной деятельностью: если оппозиционер руки не подает чиновникам-"золотым кренделям", то почему использует бюджетные средства и услуги чиновников, распределяющих их?
"Распыление выделенных госсредств таким образом точно не приведет к росткам инновационности в отраслях российской экономики, зато может привести к повышению уровня благосостояния "приближенных" к проекту деятелей. Что уже, простите - коррупция в самом чисто виде, - пишет Мухин. -
Никому не надо напоминать, что идейным отцом сколковского проекта является премьер Медведев, который видит в нем некий модельный прототип коммерциализации инноваторства в масштабах всей страны. Пока же - так себе "моделька" вырисовывается".
Через четыре года после начала реализации проекта почти никаких инновационных результатов не видно, зато деньги "успешно" осваиваются, а скандалы день ото дня множатся, добавляет Кричевский. "Удручающая, безвыходная картина,- пишет он. - Не оставляющая власти иного выбора, кроме как скорейшего выявления и публичного наказания виновных".
http://www.regnum.ru/news/polit/1652273.html#ixzz2RIiDJNu1