Ведомство Антона Силуанова подготовило поправки, которые позволят отправлять глав регионов в отставку за безответственную финансовую политику
Фото: Сергей Мамонтов
Министерство финансов подготовило поправки в законодательство, усиливающие персональную ответственность глав регионов за проводимую ими долговую политику. Если они будут приняты, то губернаторов и глав муниципальных образований, которые довели вверенные им регионы и города до долговой ямы, президент сможет отправлять в отставку в связи с утратой доверия.
Впервые о необходимости ужесточить ответственность глав регионов за безответственную финансовую политику, из-за которой целый ряд областей оказались в долговой яме, заявил в сентябре прошлого года глава Минфина Антон Силуанов.
— Мы предлагаем ужесточить требования к губернаторам, если субъект федерации допускает неисполнение своих обязательств или превышение доли долговой нагрузки по сравнению с теми параметрами, которые указаны в Бюджетном кодексе, — заявлял министр.
Эта инициатива получила продолжение, и Минфин уже подготовил поправки в Бюджетный кодекс, а также в два федеральных закона: 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ и 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления».
— Эти поправки «направленны на повышение ответственности руководителей субъектов РФ (глав муниципальных образований) за проведение долговой политики, — сообщили «Известиям» в Минфине.
Законопроектом предусматривается, что в отношении субъектов РФ, не исполняющих своевременно долговые и бюджетные обязательства, должны приниматься меры по восстановлению платежеспособности субъекта РФ, отмечают в ведомстве. Если решения и действия региональных госорганов не приведут к снижению просроченной задолженности перед центром, то это может стать основанием для инициирования процесса отрешения от должности руководителя субъекта РФ в связи с утратой доверия президента либо для отправки главы муниципального образования в отставку — такое положение также закрепляется в законопроекте.
Как уточнили в Минфине, в ближайшее время подготовленные ведомством поправки обсудит правительство. По итогам первого полугодия ведомство также планирует подготовить доклад в правительство о состоянии долговой нагрузки субъектов.
Беспокойство у Минфина вызывают регионы, имеющие государственный долг в размере более 50% от своих налоговых и неналоговых доходов. По данным Минфина, на 1 января 2013 года таких регионов оказалось 33. При этом уровень госдолга отдельных регионов приближается к 100%. Наибольший объем госдолга — у Москвы (188,4 млрд рублей), Московской области (97,9 млрд), Республики Татарстан (85,9 млрд), Краснодарского края (73,9 млрд), Нижегородской области (45,8 млрд). В Мордовии долг составляет почти 100% от доходов региона, в Белгородской области — 84%, Тверской — 74%, Вологодской — 92%. По данным Минфина, в 2012 году госдолг и муниципальный долг субъектов вырос на 15,3%, почти до 1,6 трлн рублей. Просроченная кредиторская задолженность регионов перед бюджетом составила на начало 2013 года 16,2 млрд рублей.
По мнению экспертов, инициатива Минфина правильная, но к санкциям в отношении губернаторов нужно подходить индивидуально.
Так, по словам замзавкафедрой государственных финансов Высшей школы экономики Дмитрия Камнева, мера по отстранению губернаторов от должности будет правильным решением не во всех случаях, потому что регионы занимают не от хорошей жизни, пускают кредиты на решение в том числе социальных вопросов.
— К каждому субъекту необходим индивидуальный подход, целесообразно создать экспертную группу при Минфине, которая проанализирует ситуацию в каждом проблемном регионе — на какие цели ушли бюджетные средства и эффективно ли они были использованы, — говорит Камнев. — Новый закон может стать инструментом дополнительного давления на губернаторов, которые станут избегать заимствований, необходимых для развития.
Вице-президенту Центра политических технологий Алексею Макаркину также не слишком нравятся планы Минфина по усилению влияния на регионы.
— Это законодательные меры усилят зависимость губернаторов от центра, — говорит политолог. — Теперь их можно будет отрешить от должности с формулировкой «в связи с утратой доверия» не только по коррупционным основаниям (как после вступления в силу закона о выборности губернаторов в 2012 году), но также и за долги.
В самих регионах ранее уже высказывали недовольство желанием Минфина сделать «крайними» руководителей регионов.
— В Красноярском крае долг растет только за счет того, что решениями федеральных органов власти была уменьшена доходная часть бюджета, а также появились дополнительные расходы, которые были предписаны федеральными органами власти, — отмечал сенатор от Красноярского края Вячеслав Новиков. — Когда же мы все-таки прекратим залезать в бюджеты регионов и после этого рассказывать, какие у нас плохие губернаторы, которые не умеют вести финансовую политику? Источник: izvestia.ru.
Рейтинг публикации:
|