Сделать стартовой  |  Добавить в избранное  |  RSS 2.0  |  Информация авторамВерсия для смартфонов
           Telegram канал ОКО ПЛАНЕТЫ                Регистрация  |  Технические вопросы  |  Помощь  |  Статистика  |  Обратная связь
ОКО ПЛАНЕТЫ
Поиск по сайту:
Авиабилеты и отели
Регистрация на сайте
Авторизация

 
 
 
 
  Напомнить пароль?



Клеточные концентраты растений от производителя по лучшей цене


Навигация

Реклама

Важные темы


Анализ системной информации

» » » Советское образование вскормило монстра

Советское образование вскормило монстра


17-04-2013, 09:32 | Политика / Размышления о политике | разместил: VP | комментариев: (10) | просмотров: (2 395)

О том, как учили в СССР и какое образование мы имеем сегодня – интервью с членом правления фонда "Центр стратегических разработок "Северо-запад" Петром Щедровицким.

 

"Yтро": Призрак советской образовательной системы не покидает страну. Что бы ни происходило в сфере образования, мы обязательно сравниваем с тем, что было в советские годы: финансирование, программы, уровень преподавателей. Каким было в реальности образование в СССР? Речь, конечно, о 60 – 80-х годах.

 

Петр Щедровицкий: Первое, что мы должны сегодня осознать: чрезвычайно важной стороной советского проекта было образовательное "МММ".

 

То есть?

 

Советское образование было самой настоящей пирамидой. Представьте себе обычного представителя третьего поколения советской индустриализации: его дед был крестьянином, отец – квалифицированным рабочим, а он сам – инженер. Это классическая структура. Как в этих условиях обычная семья воспринимает происходящее? Однозначно как социальный лифт. В 60-е и 70-е годы многие уже ощущали себя представителями советского "среднего класса", а перед следующим поколением открывались необъятные горизонты научно-технической революции.

 

Количество инженеров и дипломированных специалистов в послевоенный период неуклонно растет, вузы работают на их производство, получение высшего образования для детей становится главным в каждой советской семье. В этот момент никто не задает себе вопроса, что будет дальше, когда 100% выпускников школ станут инженерами. Почему я и говорю, что это пирамида. Дело в том, что такая модель может быть жизнеспособной только при одном условии: если одновременно происходит глобализация хозяйства по-советски и вот эти несколько десятков миллионов ученых и инженеров, живущих на территории Советского Союза, становятся "золотыми миллионами" для стран Азии, Африки, Латинской Америки и Восточной Европы. Для стран, которые в 70 – 80-е годы входят в цикл догоняющей индустриализации и берут социалистическую модель развития в качестве образца для подражания. Тогда модель работает.

 

Была ли перспектива у этой модели, на ваш взгляд?

 

По сути, у СССР и его системы образования мог быть только один сценарий развития: стать лидерской структурой некой глобальной мировой кооперации стран. В таком масштабе наиболее продвинутая часть населения СССР могла бы специализироваться на "высоких" видах деятельности – научных исследованиях, инженерной и конструкторский работе, высокотехнологических сервисах, а система образования – поддерживать качество человеческого капитала. Именно поэтому так важно было в этот период создавать СЭВ и "помогать" развивающимся странам в разных частях планеты.

 

Однако не стоит забывать, что этот процесс происходил в условиях постоянной и обостряющейся конкуренции с другим центром силы, который действовал похожим образом, – США. Конкурент гораздо быстрее понял, что продавать образ жизни важнее, чем продавать товары, что "либерализм" как идеология индустриализации более ходовой товар, чем "марксизм". И что образование, как канал к будущим успехам, выгоднее продавать у себя дома индусам и китайцам, чем дарить бесплатно, как этот делал СССР. Интеллектуальное обеспечение лидерских претензий США оказалось более эффективным, чем пропаганда "развитого социализма", а вместе с ним и советских инженерных решений в области космоса, авиации, атомной энергии и автомобилестроения.

 

А дальше?

 

А дальше, как мы знаем, конкуренция двух стран, одинаковых по претензиям на глобальное лидерство, заканчивается поражением одной из них. История проигрыша СССР еще никем не осмыслена и не описана, к сожалению. Это дело будущего. Важен результат: в тот момент, когда Союз оказался в положении проигравшего, все обеспечивающие и поддерживающие его системы были обречены. В том числе, и система образования.

 

Безусловно, подобные катаклизмы не происходят одномоментно. На наших глазах советские институты умирают уже более 25 лет и будут умирать дальше. Важно, что пирамида рухнула. Ей не для кого стало готовить всех тех специалистов, которых она выпускала для мегапроекта глобализации по-советски. И новая власть – не важно, какая – вынуждена была в какой-то форме обналичивать проблему. Сначала она говорит: "Нам не нужно столько инженеров". Затем: "Нам не нужно столько юристов и экономистов".

 

Юристы и экономисты в невероятном количестве – продукт первых постсоветских лет. Так называемые "менеджеры" – продукт 2000-х. Наши вузы, рассчитанные на совершенно другие масштабы и перспективы развития, в 90-е годы под видом образования стали продавать людям, теряющим работу, некий пакет мифов. Бывших преподавателей научного коммунизма назвали преподавателями маркетинга, недоучившихся психологов сделали специалистами в кинематографе...

 

Это же маразм...

 

Не маразм, а самосохранение системы. Любая система стремится выжить. А поскольку у людей в голове живет старая советская модель социального лифта, они своих детей традиционно видят выше себя: "я инженер, а он должен быть управленцем". Только не понятно, чем они все будут управлять, эти 20 – 30 миллионов управленцев.

 

В 90-е годы почти все вузы создали огромное число филиалов в регионах, предлагая полубезработным людям модное "образование": экономическое, юридическое, управленческое. Это торговля воздухом, по сути. Система начала сохранять себя, паразитируя на остаточных социальных настроениях: "Наши дети должны жить лучше нас". А какой способ жить лучше? Образование. Какое образование? Идеологи быстрого перехода к "капиталистической модели развития" говорят, что юристы и экономисты. А как их готовить? Мы же раньше этого не делали. Отсюда – социальная мимикрия: оставшиеся не у дел преподаватели научного коммунизма, читающие курс менеджмента и маркетинга, резкое ухудшение качества образования. А также порядковое увеличение числа вузов и их филиалов, фактически – продажа дипломов и обман потребителя.

 

И что можно было бы сейчас предпринять?

 

Думать. Эта проблемная ситуация включает в себя, по крайней мере, два уровня. Первый: может ли быть передовое образование в стране, проигравшей глобальную конкуренцию? Представьте себе, что я простой человек и хочу заниматься развитием авиации. Но я же вижу, что самолеты, на которых летает российская авиация, – иностранные. Если в этой области даже запускаются какие-то проекты, то это проекты на нишевых рынках: например, военная и транспортная авиация еще сохранила позиции.

 

Может ли быть хорошее образование в стране, где нет хорошей промышленности? Нужно четко понимать, что образование, во многом, это индустрия создания образа будущего. Престиж и социальный статус играет в сфере образования не меньшую роль, а может быть, большую, чем его технологически-содержательная основа. Подготовка, как важнейший технологический процесс в сфере образования, неотрывна от производственной практики и участия студентов в реальных проектах. Поэтому не может быть реформы образования вне формирования промышленной политики и определения места страны в глобальных цепочках разделения труда и кооперации.

 

А второй уровень этой проблемы?

 

И второй момент: образование оно потому и "образование", что для того, чтобы образовывать, надо человеку давать картину мира, его образ. Слово "образование" идет из средневекового лексикона христианской педагогики. А картина мира – это то, что в философии называется "онтология", то есть – представление о том, как устроен мир.

 

В СССР эту функцию – картины мира – выполнял марксизм. Мы сейчас не обсуждаем, хорошая она или плохая, но она была. В ней объяснялось все: и политическое устройство, и экономические перспективы, и конкуренция мировых сил. Был исторический материализм, диалектический материализм и даже "химическая форма движения материи". Это была настоящая онтология – стройное представление о том, как устроен мир. Она была разрушена. А новая картина мира не сложилась.

 

Ведь картина мира – это, в том числе, основа ценностей. Какие могут быть инструменты без ценностей? Чему мы теперь учим? Где ответ на вопрос о природе тех или иных явлений, о причинно-следственных связях, которые пронизывают окружающий нас мир? Вместо этого – набор случайных данных, надерганных из популярной литературы вперемешку с гороскопами. Какое в этих условиях может быть образование? Образование – это путь к образу чего-то. Мы попали в ситуацию "идеологического", как сейчас говорят, – но на самом деле не идеологического, а онтологического вакуума.



Источник: utro.ru.

Рейтинг публикации:

Нравится10



Комментарии (10) | Распечатать

Добавить новость в:


 

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

  1. » #10 написал: erborgr (17 апреля 2013 18:38)
    Статус: Пользователь offline |



    Группа: Посетители
    публикаций 0
    комментариев 1789
    Рейтинг поста:
    0
    Поддерживаю многие комментарии привожу пример из личного. Учился в сельской школе, если в 5-7-х классах в школе было около 50 учеников, то в 8-м (уже один класс стал) осталось, 25 учеников, остальные пошли в ПТУ добровольно, принудительно - родители отправили, так как с учёбой были не в ладах. А школу окончило вообще 17 человек, это при том, что собрали всех детей в округе (шесть сёл, учились в интернате) из них поступили в ВУЗЫ 15 человек и то не сразу, не все смогли с первого раза сдать экзамены на проходной балл. Окончившие школу в разных классах трудоустроены были все, кто на кого учился, там и пригодился, применительно своих талантов и способностей. А рынок труда сам заставит молодых людей поступать в те ВУЗы, после чего гарантировано трудоустройство, сейчас явный перекос в менеджерах и юристах, и как оказалось, не дают гарантий трудоустройства, а есть потребность в инженерах, значить и сюда скоро начнут поступать. Только мне кажется, что ЕГЭ мешает поступать действительно достойным в ВУЗы, нужны обыкновенные, проверенные временем, экзамены.
    Далее, верно тут замечено, есть производства с высокой насыщенностью сложной техники, вот я работаю на радиопередающем центре, так тут пожалуй 70% инженерный состав, а остальные как раз такие рабочие как: водители, уборщицы, обслуга коммунальная, и ещё сторожа.

       
     


  2. » #9 написал: XOKKA (17 апреля 2013 14:24)
    Статус: Пользователь offline |



    Группа: Посетители
    публикаций 0
    комментария 922
    Рейтинг поста:
    0
    ГПТУ,СГПТУ-это действительно квалифицированные рабочие,окончившие либо 3 года,или год после 10.
    Сам токарь и работал на военном заводе в Ростове,на"приборе".Учился в СГПТУ.Затем техникум-горный техник шахтостроитель.Жена закончила СГПТУ,швея,закройшица,портная и ещё куча таких специй что и не снилась нынешним модельерам.
    Вся статья бестолковая и высосанна из пальца или просто без анализа всего.От фонаря.
    Если закончил на инженера или ещё кого и не получилось,то с задатками что дали в вузах-можно кем угодно если не прокурил учебники,а учился и практиковался.
    У меня брат учился на политехе,так он в свободное от работы время,подрабатывал на разгрузке вагонов или на стройке(прям шурик из операции"ы") и работал геолог и все горы облазил,в экспедициях пока не успокоился главным геологом.
    Зато сейчас-одни менеджеры,юристы друг на дружке и учатся,платят,но подрабатывать не будут.Папы и мамы обязанны и выходят неучами,и мало того что юристов до фига,да ещё бестолковых и ещё жалуются что практики нет.Да вы сперва поработайте от малого,а потом выйдете на высший уровень.
    Неее-зарплата чтоб 70 тысяч(это не только про юристов,ещё бухгалтеры,и разные вот такие специалисты),квартира,машина-а нет то власть никудышная и бееедненьких обижают и гноят.
    А ведь нужны наладчики квалифицированные,токари,фрезеровщики,слесари-но не царское это дело ковырять,вот и придёт такой спец дуб дубом и смешно смотреть на такого вузовца.
    Пень пнём-а амбиции хоть отбавляй и уходит такой спец от пендаля,кому они нужны платные недоросли.

       
     


  3. » #8 написал: Hampy (17 апреля 2013 13:46)
    Статус: Пользователь offline |



    Группа: Посетители
    публикаций 0
    комментариев 412
    Рейтинг поста:
    0
    При советах рабата на заводе или КБ, давала прочный фундамент для стабильного развития семьи. В 90-е, инженеры стройными рядами шли в коммерцию или к бутылке т.к. из-за отсутствия заказов заводские помещения выгодней было сдавать в аренду, чем заниматься научной или производственной деятельностью.

    В этом с автором статьи я согласен, образовательная система того периода перестала быть адекватной, стала конъюнктурной. Т.е. перестала выполнять государственный заказ на подготовку специалистов, по вине отсутствия такого, и стала выполнять общественный, обоснованный только умозрительным заключением народа России о ситуации в стране и месте себя и своих детей в её системе. И эшелоны не узкоспециализированных экономистов/юристов, которые могли заниматься чем угодно в своей сфере, только не развитием, влились в экономику.


    --------------------
    Все без исключения революции кончаются кровью, говном и рабством. Из века в век меняется только пропорция.
    «Вы хоть понимаете, что натворили?»©
    «Дебилы, ....ь»©

       
     


  4. » #7 написал: manch77 (17 апреля 2013 12:44)
    Статус: Пользователь offline |



    Группа: Посетители
    публикаций 0
    комментариев 2509
    Рейтинг поста:
    0
    Цитата: Яблоневый город
    ПТУ (Профессионально трудовые училища) где учили и подготавливали квалифицированных рабочих

    Профессионально-технические училища
    Цитата: espanola
    Нужна образовательная система, где должно быть учтено всё:и нужды страны в специалистах, и способности человека, да и многое другое. Просто раньше все шли на инженеров, учителей и докторов, а теперь на адвокатов, менеджеров, банкиров.

    Просто в стране должно быть стратегическое планирование с гос заказом на подготовку кадров.


    --------------------
    Успех в войне решают два фактора: ружье нового образца и школьный учитель. - Отто фон Бисмарк

       
     


  5. » #6 написал: I am (17 апреля 2013 12:04)
    Статус: Пользователь offline |



    Группа: Посетители
    публикаций 0
    комментариев 307
    Рейтинг поста:
    0
    Какой УЖАС !!!! Да мы все до сих пор проедаем Советское наследие, в т.ч. и результаты Советского образования !!!! Автора статьи надо за подстрекательство - в зашей гнать !!!! Заводы инженеров найти не могут, а он это браед пишет !!!! Полностью согласна С "Редактор Damkin" - статью можно не читать. Вражеская пропаганда !!!

       
     


  6. » #5 написал: Damkin (17 апреля 2013 10:59)
    Статус: |



    Группа: Гости
    публикаций 0
    комментариев 0
    Рейтинг поста:
    0
    Можно было бы не читать статью, зная ее источник опубликования. Вражье утро, кроме продолжения вбрасывать информационные гранаты делать другого не может. Вроде, соответствует действительности, но на самом деле надо добить мысли о лучшем советском. В том числе и образовании.
    Что там пишет чудак Щедровицкий?
    Думать. Первый: может ли быть передовое образование в стране, проигравшей глобальную конкуренцию?

    1. Манипулирует и внедряет в сознание молодых, штамп, который сразу вызывает негативные и прочные ассоциации: Советское образование - пирамида МММ. Все стальные слова -прикрытие этих
    2. Вышеприведенная цитата построена таким образом, чтобы не сразу было понятно об образовании какого периода идет речь: О Советской системе образования или нынешней Российской? Могло ли быть передовым образование в СССР, "проигравший глобальную конкуренция".
    И здесь подсовывается утверждение, что СССР "проиграло конкуренцию", но ни слова не говорится, что не - "проиграла конкуренцию", а было развалено, "побеждено" предательством и триллионами долларов, потраченных на подкуп и разложение общества. Через 20 с небольшим лет, каждый уже сам видит, как можно сделать из белого - черное, ценности обычной семьи превратить в ценность семейной пары из геев.
    Лично мне жаль, что на Око тиражируются статьи врагов России.

       
     


  7. » #4 написал: olgiz (17 апреля 2013 10:49)
    Статус: Пользователь offline |



    Группа: Посетители
    публикаций 0
    комментариев 1425
    Рейтинг поста:
    0
    Для развития и внедрения инноваций (без чего невозможен переход на новый технологический уклад)нужны качественные научные исследования. Их не может быть без соответствующих кадров. Их готовят ВУЗы. Поэтому вопрос не в количестве выпускников и инженеров, а в КАЧЕСТВЕ подготовки. Но. Пока наш "бизнес" будет ориентирован только на извлечение прибыли в свой оффшорный кармашек, инновационный процесс останется несбыточной мечтой: ведь затраты на исследования и внедрение окупятся не скоро. А значит, не будут востребованы кадры. Замкнутый круг.Эффективно и целенаправленно заниматься инновациями могут или крупные государственные компании, или иностранные концерны. Поэтому все разговоры об "эффективности частной собственности" - лапша на уши: на это способны только крупные монополии, в основном контролируемые государством.

    и еще: советское образование вскормило новый класс - когнитариат. простой факт: в 84 году пришла после ВУЗа на завод. В цехе - высокоточные станки с программным управлением. Возле них не токари стояли - наладчики с образованием не ниже техникума. Наладчик был способен читать перфоленту, на которой была записана программа обработки сложной детали, и вводить необходимые коррективы в программу. Весь цех представлял собой участки с токарными, фрезерными и шлифовальными станками с программным управлением.

       
     


  8. » #3 написал: Moroz50 (17 апреля 2013 10:16)
    Статус: Пользователь offline |



    Группа: Публицист
    публикаций 3966
    комментариев 2959
    Рейтинг поста:
    0
    Может ли быть хорошее образование в стране, где нет хорошей промышленности?

    Разве для промышленности, которая существует в стране не нужны инженеры и техники? И если не будет соответствующего высшего образования, то не будет и промышленности. Тогда не будет и России. И кто решил что наша промышленность плохая? Мне кажется что единственным монстром, которого родило наше образование,это П.Щедровицкий. Если он чувствует себя побежденным и рабом, то это не значит что это чувствует весь народ, я по крайней мере, не считаю себя побежденным, а только слегка отступившим на новые позиции.

       
     


  9. » #2 написал: espanola (17 апреля 2013 10:05)
    Статус: Пользователь offline |



    Группа: Посетители
    публикаций 0
    комментариев 335
    Рейтинг поста:
    0
    Яблоневый город,
    Полностью согласна с Вами. Вот только не "образование в разы выше было, чем сейчас", а УРОВЕНЬ образования. В статье есть некоторые моменты, где говорится, что все шли на инженеров, и это правда. Нужна образовательная система, где должно быть учтено всё:и нужды страны в специалистах, и способности человека, да и многое другое. Просто раньше все шли на инженеров, учителей и докторов, а теперь на адвокатов, менеджеров, банкиров.

       
     


  10. » #1 написал: Яблоневый город (17 апреля 2013 09:47)
    Статус: Пользователь offline |



    Группа: Посетители
    публикаций 0
    комментариев 355
    Рейтинг поста:
    0
    В СССР обучали не только на инженеров, всегда были ПТУ (Профессионально трудовые училища) где учили и подготавливали квалифицированных рабочих, техникумы. Даже некоторые школы были переоборудованы и раза два, со всего района, туда приходили учащиеся школ для прохождения практики на рабочие специальности: слесарей,сварщиков, поваров, кондитеров,продавцов и т.д. Да и образование в разы выше было, чем сейчас. Просто ужас испытываешь, когда читаешь комментарии молодежи, вообще не знают русский язык. А когда нет знаний, то и специалистов нет.

       
     






» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
 


Новости по дням
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Погода
Яндекс.Погода


Реклама

Опрос
Ваше мнение: Покуда территориально нужно денацифицировать Украину?




Реклама

Облако тегов
Акция: Пропаганда России, Америка настоящая, Арктика и Антарктика, Блокчейн и криптовалюты, Воспитание, Высшие ценности страны, Геополитика, Импортозамещение, ИнфоФронт, Кипр и кризис Европы, Кризис Белоруссии, Кризис Британии Brexit, Кризис Европы, Кризис США, Кризис Турции, Кризис Украины, Любимая Россия, НАТО, Навальный, Новости Украины, Оружие России, Остров Крым, Правильные ленты, Россия, Сделано в России, Ситуация в Сирии, Ситуация вокруг Ирана, Скажем НЕТ Ура-пЭтриотам, Скажем НЕТ хомячей рЭволюции, Служение России, Солнце, Трагедия Фукусимы Япония, Хроника эпидемии, видео, коронавирус, новости, политика, спецоперация, сша, украина

Показать все теги
Реклама

Популярные
статьи



Реклама одной строкой

    Главная страница  |  Регистрация  |  Сотрудничество  |  Статистика  |  Обратная связь  |  Реклама  |  Помощь порталу
    ©2003-2020 ОКО ПЛАНЕТЫ

    Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам.
    Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+


    Map