Сделать стартовой  |  Добавить в избранное  |  RSS 2.0  |  Информация авторамВерсия для смартфонов
           Telegram канал ОКО ПЛАНЕТЫ                Регистрация  |  Технические вопросы  |  Помощь  |  Статистика  |  Обратная связь
ОКО ПЛАНЕТЫ
Поиск по сайту:
Авиабилеты и отели
Регистрация на сайте
Авторизация

 
 
 
 
  Напомнить пароль?



Клеточные концентраты растений от производителя по лучшей цене


Навигация

Реклама

Важные темы


Анализ системной информации

» » » Преподаватели о реформах науки и образования (1)

Преподаватели о реформах науки и образования (1)


15-04-2013, 11:39 | Политика / Размышления о политике | разместил: VP | комментариев: (7) | просмотров: (1 436)

Каныгин Владимир Владимирович

В цикле публикаций мы приводим мнения работников науки и преподавателей российских вузов о современных реформах образования.

Наш первый гость — Каныгин Владимир Владимирович, кандидат медицинских наук, ассистент кафедры нейрохирургии Новосибирского Государственного Медицинского Университета, сотрудник Нейрохирургического Центра Дорожной клинической больницы, нейрохирург высшей категории. Мы спросили Владимира Владимировича о том, что конкретно планируется изменить в системе высшей школы страны для перехода к Болонской системе. Развёрнутый ответ мы здесь публикуем полностью.

Как работала российская научная система

До последнего времени научная иерархическая структура в России серьезным образом отличалась от западной. У нашей двухуровневой системы научных степеней (кандидат наук, доктор наук) были очевидные достоинства. Она позволяла проводить адекватный отбор и фильтрацию всех желающих стать научными корифеями. Защита кандидатской — довольно хлопотное дело: приходится обучиться работе с литературой, освоить методологию научного поиска, суметь структурировать научный труд и приобрести навыки саморедакции. Кроме того, на этапе подготовки к защите диссертации необходимо было сдать экзамены кандидатского минимума — специальность, иностранный язык и философию. На экзаменах соискатель демонстрировал общий уровень своего образования и даже мировоззренческий потенциал.

Аналогично дело обстояло и с докторскими диссертациями, только требования повышались. Докторская работа должна была представлять законченный научный труд и даже нести в себе элементы открытия и/или формирования нового научного направления. Главное же — никто не мог стать доктором наук, не защитив сначала кандидатской диссертации. При этом изначально временной интервал после защиты кандидатской был не менее пяти лет (потом снизился до трёх, а во время перестройки вообще исчез).

Как видите, система была нацелена на обеспечение высокого качества научных кадров. Сама защита работ также была двухуровневой. Сначала — на Защитном совете вуза или НИИ (их число было ограничено), а затем работа рассматривалась и утверждалась в Высшей Аттестационной Комиссии (ВАК, Москва). В Защитный Совет входило не менее 10-12 докторов наук по соответствующей дисциплине (если это медицина, то — докторов медицинских наук). До Защитного совета работу изучали два оппонента, доктора наук. Требовался отзыв независимой организации, где имелся свой Защитный совет, но ни соискатель, ни его научный руководитель (тоже доктор наук по соответствующей дисциплине) в этой организации не работали. Председателя ВАК назначает премьер-министр.

Итак, в рамках этой системы около 60 лет работала вся советская наука, а в последние 20 лет — российская наука, что называется, по инерции. Результаты эффективности нашей системы распределения и достижения научных степеней говорили сами за себя. Но сама по себе она ещё не обеспечивает неумолимого развития науки. Главное, на чем всё это держалось — на идеальной составляющей, чувстве сопричастности к спасительному для человечества научному творчеству, к касте учёных Советского Союза. Если среди научных деятелей СССР рокфеллеров и не наблюдалось, то лауреатов наград, как отечественных, так и зарубежных, — было множество.

Постсоветское обрушение и эрозия науки

Звание доктора наук было и оставалось столь престижным, что в перестроечные годы масса бизнесменов, политиков и просто проходимцев всеми силами пыталось его заполучить. Естественно, не ради доплат (от 1.5 до 8 тыс. руб. в месяц), но ради авторитета учёного, выражением которого в общественном сознании являлось — и, представьте, остаётся! — звание доктора наук. В условиях всеобщего отречения от научной и профессиональной чести это породило коррупцию. Прежде всего, в Высшей Аттестационной Комиссии (ВАК), состав которой всем известен. Увы, бездуховность, регресс и культ золотого тельца при издевательских зарплатах в науке — не давали надежд на моральную стойкость членов ВАК.

Где есть спрос — там есть и предложение. Сегодня в интернете можно легко найти объявление: докторская под ключ за соответствующую цену (порядка 2 млн.руб). Не стану описывать чувства моих коллег, возникающие при виде подобной мерзости. Как ощущает себя научное сообщества, читая периодически: «Вячеслав Володин — доктор юридических наук», «Владимир Пехтин — доктор технических наук», ... , «Владимир Жириновский — доктор философских наук». В полной мере весь позор происходящего могут оценить только «уравненные в званиях».

Сами по себе эти феномены характеризуют итоги и приватизации, и монетизации, и демократизации всего, что нас окружает. В итоге статус учёного, благодаря которому и формировался преступный спрос, катастрофически девальвируется.

Что делать?

Казалось бы — напрашивается вывод: чтобы развивать науку и делать ставку на учёных, помимо повышения выплат и создания приемлемых условий для исследований, необходимо создать атмосферу общественного уважения. Речь идёт, как минимум, о восстановлении престижности научного звания, общественном признании высокой роли науки в жизни страны вообще и уж тем более — в декларируемых стратегических начинаниях. Здесь в большей степени, чем во всех других сферах общества, наглядно проявляется очевидное: нельзя исцелить миллиардами (пусть даже чудом «нераспиленными», дошедшими до точки приложения) многолетний социокультурный регресс. Без избавления от скверны «проданного первородства», без восстановления Идеального в общественном сознании, и, конечно, в сознании людей, желающих заниматься наукой, ни о каком возрождении России речи быть не может.

Что делается

Однако, что делает власть? Приписывая Сталину изобретенную лжецом-перестройщиком А.Рыбаковым фразу «есть человек — есть проблема, нет человека — нет проблемы», наша повсеместно окопавшаяся либеральная «элита» поступает с российской наукой точно в соответствии с этим принципом. В рамках закона об образовании предлагается привести всю имеющуюся научную структуру в точное соответствие западной. А западная система понимается весьма специфически.

За предшествующее 20-летие в России введено звание магистра, которое присваивается всем выпускникам вузов по прохождении 2-летней магистратуры со сдачей экзаменов. Фактически, это — углубленный образовательный курс, который в целом не выходит за рамки студенческого режима обучения. Так вот. Звание магистра отныне остаётся единственной ступенью к защите диссертации доктора наук. Кандидатские диссертации упраздняются. То есть фактически любой молодой человек, отучившийся 6 лет в вузе (или немолодой человек, получивший справку о «магистратуре»), может претендовать на получение научной степени доктора наук.

Сама процедура получения степени столь трансформируется, что впору говорить о собеседовании. Судите сами. ВАК — теперь уже плохой и коррумпированный — вообще ликвидируется. Создаются межвузовские научные советы в регионах РФ. В каждый из них входит определенное количество ведущих научных специалистов ... отнюдь не в той сфере, в которой трудится соискатель! Тут тебе и биологи, и агрономы, и медики, и физики, и лирики. И начинает у нас «сапоги тачать пирожник». На этом фоне Жириновский с Володиным будут выглядеть не то, что докторами наук — основателями научных школ!

Вероятно, с этого момента можно уже не беспокоиться о возрождении России, потому как будет «окончательно решён» научный вопрос, то есть вопрос нашего исторического будущего.

Высшая школа

Но если бы только это! Закон об образовании предусматривает не менее революционные — а точнее, контрреволюционные потрясения и для сферы высшей школы. Здесь вновь придётся апеллировать к советскому прошлому, чьими отголосками мы и были живы эти годы.

Преподавание в наших вузах базировалась на структуре кафедр. Каждая кафедра — небольшой научно-педагогический коллектив, который обучает студентов, готовит узких специалистов из выпускников, проводит циклы усовершенствования по определённому направлению. В зависимости от величины вуза, в нём насчитывалось от нескольких десятков до сотен кафедр. Кафедры объединялись в несколько факультетов.

Каждый факультет готовил своих специалистов. Например, для медицинского вуза на лечебном факультете проводили подготовку по специальности «Лечебное дело», на педиатрическом — «Педиатрия» и так далее. Кроме того, каждая кафедра занималась научными разработками. Сотрудниками кафедры, как правило, являлись люди с научными степенями — кандидаты и доктора наук. Для структурирования работы и распределения нагрузки, а также оценки роли специалиста в каждом конкретном направлении преподавательской деятельности существовали научные звания (не путать с научными степенями).

По сути, это были педагогические звания: ассистент кафедры (преподаватель дисциплины в группах), доцент кафедры (проведение занятий и чтение лекций студентам) и профессор (чтение лекций, разработка пособий для преподавания, занятия со специалистами, приобретающими или повышающими квалификацию). Научные звания коррелировали с научными степенями. Доцентом мог стать лишь кандидат наук со стажем преподавания и соответствующий ряду требований. Профессором мог стать доктор наук, также обладающий рядом заслуг в преподавании. С учётом научных званий оплачивался преподавательский труд на кафедрах. Возглавляли кафедры заведующие из числа работавших профессоров.

Описанная выше «перестройка» системы научных степеней неизбежно скажется и на преподавательской структуре вузов. Разработчики закона не удосужились проработать вопрос об эквивалентной замене научных званий, но при этом с осени 2013 года решено отменить все выплаты за звания и степени (далее — я не утрирую!) — ДО РАЗРАБОТКИ И ПРИНЯТИЯ НОВЫХ ПРИНЦИПОВ ОПЛАТЫ ТРУДА. То есть оплата преподавателей вузов, и без того далёкая от западных стандартов, ещё более упадёт. При этом преподаватели являются последней нитью, связующей советскую разгромленную высшую школу — с сегодняшней, требующей не конвертации, а реанимации.

А ведь вся эта «перестройка» затеяна с единственной целью — перевод образования в рамки так называемых Болонских соглашений, согласно которым наше высшее образование станет КОНВЕРТИРУЕМЫМ! То есть каждый выпускник сможет искать работу в Европе с российским дипломом, не сдавая экзаменов подтверждения, как сейчас. Ровно также могут поступить и преподаватели, которым понижают зарплату. Видимо, это первоочередная задача для РФ, правительство которой печально констатирует продолжающуюся «утечку мозгов».

Аккредитация вузов

Однако готовящаяся реформа предусматривает не только процесс обнищания преподавателей вузов. В конце концов, стремление «о-насекомить» учителей — это визитная карточка 20-летнего режима.

В законе об образовании предусматриваются регулярные «аккредитации» вузов. Новосибирские вузы столкнулись в этом году с аккредитацией, словно с приближением астероида. Что же это за процесс? В первую очередь, это перечень бюрократических требований к вузу, неукоснительное исполнение которых только и может дать путевку в завтра. Ключевым является наличие вороха бумаг и правильно заполненных электронных форм. Об объёме судите сами: только одна достаточно небольшая кафедра формирует более 12 гигабайт документов для аккредитации.

Представьте, что творится с педагогами, которые, помимо собственно работы со студентами, должны также сами разработать программы обучения, системы контроля, отчетность и планы (смешно полагать, что этим хоть отчасти занимается минобразования). Словом, кафедрам вуза, готовящегося к аккредитации, отныне вообще не до студентов. Успеть бы документы оформить... Времени мало — год-полтора максимум! И вот тут-то лежит главная мина процесса: сама проверка касается большей частью студентов, проходящих обучение за год-два до аккредитации, то есть на пике подготовки к ней. Причем путем тестирования по неизвестным программам и неведомым никому вопросам, присылаемым в вуз за 15 минут до начала тестирования по электронной почте.

Из всех возможных способов оценки вузов выбран наименее целесообразный, наиболее унизительный для преподавателей и прямо отчуждающий их от содержания деятельности — обучения и работы со студентами. Аккредитация направлена на разрушение высшей школы, и это очевидно всем моим коллегам.

Ну, а чтобы ещё более впечатлить читателя, могу рассказать о мероприятиях, так сказать, в масштабах страны. Вуз лишается аккредитации (то есть права преподавания), если по одной из так называемых укрупненных групп специальностей аккредитация не получена. Такая укрупненная группа включает в себя 6-7 десятков дисциплин, преподаваемых на разных кафедрах ВУЗа. Вероятность обнаружения проблем на одной из кафедр весьма велика. А апеллировать не к кому — только к Минобру! И главное, в состав аккредитационных комиссий входят отнюдь не профильные специалисты. Производится случайная выборка — тут могут быть и ветеринары, проверяющие медиков, и биологи, аккредитующие химиков, и агрономы, тестирующие психологов... Dura lex — sed lex.

Борьба с качеством... и количеством

Чтобы не утомлять читателя другими, не менее дикими, но более специальными подробностями, резюмирую. При анализе намечаемых изменений напрашивается вопрос — зачем же это всё? К повышению уровня преподавания в вузах это не имеет ни малейшего отношения. Скорее — наоборот. Если мы хотим повысить уровень образованности нашего народа, то при чём тут разрушение высшей школы? Напротив, качество преподавания (а не качество бюрократической отчётности!) вузов надо повышать и завлекать молодёжь учиться.

Тут стоит прочесть подробнее нормативные документы. В них всё сказано предельно ясно и цинично. В РФ — переизбыток студентов и преподавателей вузов. Оказывается, наш народ, не до конца развращённый перестройщиками, всё ещё стремится получать высшее образование — представляете? Ну, а изводимое под корень преподавательское сообщество всё ещё пытается формировать образованных людей. Поэтому пора положить этому процессу конец. До 2018 г. необходимо на 40% сократить количество студентов в ВУЗах, на 25-30% — число преподавателей вузов, и количество самих вузов — чуть не вдвое. Это реальные цифры имеющиеся в печати. Причём даже без объяснений причин сего феномена! Хотя чего их объяснять? Да и кому? Населению оккупированных территорий?



Источник: eot.su.

Рейтинг публикации:

Нравится1



Комментарии (7) | Распечатать

Добавить новость в:


 

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

  1. » #7 написал: svi1960 (16 апреля 2013 01:03)
    Статус: Пользователь offline |



    Группа: Посетители
    публикаций 0
    комментариев 439
    Рейтинг поста:
    0
    Цитата: sidvk
    Отсюда и непонятки с Фурсенко-Ливановым.

    ...есть на сей счет некие домыслы. Для домыслов годится формат притчи - иносказательный. Притчи про того самого Сизифа.. Но - нашенского. Нынче ведь и рек для очистки конюшен не напасешься, и навозец-то (таки удобрение!) есть резон пристроить к делу...так вот.
    С некоторых пор, дабы расчистить авгиевы конюшни, унавоженные допутинским "призывом" ретрансляторов наглицкой "Книги о вкусной и здоровой пище" (каков стол - таков и стул!), министров (и не только "социалки") подбирают...как бы "на заклание" или "на амбразуру". Мол держите цель ребята, в остальном - карт-бланш, памятник при жизни не гарантирован, но в беде не бросим... Негласный вектор, тренд и цель - обратить зло в добро (таки - изнанка!), "убив" при этом сразу пару-тройку "зайцев". И - "без шума и пыли", дабы "смотрящий" раньше срока не очнулся... А то ведь даже старушка Европа - континентальная, замечу, Европа - все менее импозантно прогибается под наглицкого "кавалера". Как тут устоять! Ведь на кавалере и голливудский прикид, и макияж от Рона Хаббарда, и амбре от Нью-Эйдж... Французская маска жеманилась дольше прочих... Дальше - больше. Девственность Римского права повержена наглицким "правилом прецедента". И вот уже леди-Европа искушена во всех изысках садо-мазохизма... Лужайка "правового поля" (танцпола!) вполне "легитимно" колосится порослью соответствующих "законов"... Сорняки? Извольте надеть очки - тонированные сугубо личной и корпоративной идентичностью, инкрустированные шорами в стиле оптического прицела. Что? Людей не видно? Так их и нет! Эти? Так это лишь инструменты воплощения твоих желаний... Правда, моих? А как же кавалер? Ну да - он ведущий...он - хозяин...он твой бог! И я желаю, я желаю, чтобы эта поляна превратилась…правильно – в полигон, в арену сугубо креативной конкуренции!
    Но вернемся к нашим «овцам». Ключевой селективный критерий - адекватность министра текущим задачам. Вот некто - мсье Ягодицын - был призван расшатать коренной зуб дидактики высшей школы. Помните, его якобинский клич о свободе посещения лекций и прочее… Фигура – вполне адекватная поставленной цели – расшатать. Он – из поколения шестидисятников… Резюме и главный выхлоп (к сожалению) этого симпатичного социального феномена соответствующий: куняевское (?) «Добро должно быть с кулаками!». Зуб расшатали. Вставили фарфоровый… «ведь я этого достойна!»…
    Миссия коллеги В.М.Филиппова (недавно его вполне резонно «бросили» на ВАК) – причесать наш надежный нордический «полубокс» (некогда инвестированный континентальной Европой, в основном «немчиной») на манер наглицкого «пробора» с укладкой от дяди Сэма модели 70-х. Именно укладка – основной инструмент дебилизации студиозусов («обучающихся»), инструмент выведения искомой породы креаклов – универсальных рабов в проекте «нового порядка». Среди прочего, эта «фомка» обеспечивает инверсию традиционной дидактической стратегии – от простого к сложному, от знания к пониманию, - выворачивает ее наизнанку. То есть? Если «на пальцах», - у нас сначала принято постигать картинки, потом – книжки с текстом и картинками, далее – текста все больше, а картинки сублимируются в графики, диаграммы, все более сложные символы. Заокеанская дидактическая модель «инкубатора креаклов» категорически настаивает на инверсивном порядке: уровень магистра достигается элегантным возвратом (регрессией) от комиксов с весьма лапидарной текстовой канвой – к анимированным картинкам. Традиционный вектор от знаний и умений – к пониманию (встраивание свежих информационных единиц в линейный и нелинейный контекст) и навыку – кастрируется «тестилковым» секатором… Именно Владимир Михайлович «по долгу службы» ректора «Лумумбы» подходил на прискорбную роль цирюльника. Он – старой закалки…смотрел «сквозь пальцы» на прогнозируемый и вполне эффективный «тихий саботаж» на местах по отношению к болонскому фарсу… Вопреки распространенному мнению, выворачивали руки и ломали об колено не только нас, но и континентальную Европу. Ломали в угоду некогда альтернативной англо-саксонской модели, «усовершенствованной» умельцами из Ленгли…
    Фурсенко предстояло подравнять (аппроксимировать) вполне фатальные демографические кривые к прогнозируемым кривым обучающегося контингента (работодателей наших!) и обучающих (ППС)… Параллельно – почистить систему образования от шлаков образованческого бума 90-х, сбалансировать высшее и среднее специальное, до – и послевузовсий сегменты несуразного уродца. Вообще, - он из моего «помета» - доперестроечных вузовских работников с «коммунистическим» отношением к труду, обремененных вполне «лоховскими» качествами деликатности, человечности и… конформизма. Он не справился. И честно в том признался на Селигере, когда в сердцах обронил про «квалифицированного потребителя» - как текущий госзаказ. Мол полюбуйтесь граждане на мое ярмо, а я тем самым «умываю руки»…
    Ливанов – из следующего помета (как и Медведев). Становление этого «типажа» разворачивалось на моих глазах. В те годы, когда формировалось поколение Ливановых-Медведевых как свежая поросль вузовских тружеников (середина и конец 80-х), бытовало вполне себе преступное кредо: «Если они делают вид, что нам платят, - мы будем делать вид, что мы работаем!». Многие ребята, кто больше, кто меньше, - заразились этим вирусом родом из «инкубатора креаклов» дяди Сэма. И теперь мы имеем – что имеем… А имеем мы ту или иную степень социопатии (диссоциального расстройства личности). Под функцию «резать по живому» объективно нужен социопат Ливанов. Нужен персонаж, воспринимающий живых людей разменной монетой кадровой «политики», тасуемой в угоду жупела финансовых потоков, аранжируемых фискальными росчерками стека по голенищу. Ливанов справился с тем, что не смог сделать Фурсенко. Дорожная карта и образования, и академической науки – уже в работе. Следующий персонаж будет подбираться под «очеловечивание» этой неизбежной экзекуции, как и под ожидаемый, просчитанный лоцманом (таки Сизиф!)спиральный вираж - осторожный ретроспективный крен. Нечто подобное мы уже видели в случае с персоналиями Сердюкова и Шойгу…

       
     


  2. » #6 написал: sasha1959 (15 апреля 2013 16:32)
    Статус: Пользователь offline |



    Группа: Эксперт
    публикаций 10006
    комментария 10542
    Рейтинг поста:
    0
    ***********************************

    От Gopman: Комментарий удален как банальный флуд

       
     


  3. » #5 написал: nelena (15 апреля 2013 14:34)
    Статус: Пользователь offline |



    Группа: Посетители
    публикаций 0
    комментариев 217
    Рейтинг поста:
    0
    ivpap,
    За некоторые вузы и их студентов (а еще больше за преподвателей) очень стыдно. За 4-5 лет учащиеся приобретают не знания, а умение покупать оценки, а как итог - диплом за деньги.
    Аккредитацией и прочими контролирующими вопросами похоже занимаются те самые чиновники, у которых диплом вуза, а способности к аналитике = 0. Так что свои контролирующие органы вузы сами и воспитали.

       
     


  4. » #4 написал: sidvk (15 апреля 2013 13:05)
    Статус: Пользователь offline |



    Группа: Эксперт
    публикаций 0
    комментариев 1211
    Рейтинг поста:
    0
    Цитата: Редактор Damkin
    во главе с Путиным,

    В том и дело, Игорь. Отсюда и непонятки с Фурсенко-Ливановым. И падение рейтинга ВВП. И многое другое, что на первый взгляд не заметно. Но аукнится буквально через год-полтора.
    И самое плохое-чувство бессилия- не сдвинуть, не смотря на большие усилия, как отдельных(и довольно влиятельных) групп, так общественности в целом(не говоря уж об учителях в школах и о преподавателях ВУЗов).
    И это только по одному направлению-образованию.
    А если присмотреться -то почти по всем вопросам. Возможно кроме оборонки.
    И мне не понравилась суть интервью Пескова Соловьёву. Хотя какой с Пескова спрос-вопросы то были о Путине.

       
     


  5. » #3 написал: ivpap (15 апреля 2013 12:43)
    Статус: Пользователь offline |



    Группа: Посетители
    публикаций 0
    комментария 203
    Рейтинг поста:
    0
    ...В них всё сказано предельно ясно и цинично. В РФ — переизбыток студентов и преподавателей вузов. Оказывается, наш народ, не до конца развращённый перестройщиками, всё ещё стремится получать высшее образование — представляете?...

    Это не цинизм, это горькая, но правда. И народ наш не стремится, его вынуждают. Посмотрите газету с объявлениями о вакансиях - требуются дворники и посудомойки с высшим образованием. Не важно скаким, лишь бы высшим. Вот и ломится молодежь во всякие псевдоВУЗы. А спрос, как известно, рождает предложение. Поэтому и плодятся "универститеты" да "академии" как тараканы в студенческой столовой.
    Есть городок в Нижегородской области - 7 тысяч население. На базе бывшего СПТУ забацали институт на 2 тысячи студентов. Так теперь еще и пиарятся на этом - 1-е место в Европе по количеству студентов на душу населения.

    ...До 2018 г. необходимо на 40% сократить количество студентов в ВУЗах, на 25-30% — число преподавателей вузов, и количество самих вузов — чуть не вдвое...

    Может и не на 40 и 30, но надо. Потому что эта часть студентов и ВУЗов не получают и дают образование, а тупо покупают и продают его. Так сказать, оборот денег без увеличения количества знаний.

    P.S. В целом я со статьей очень даже согласен. Только выводы однобокие не надо делать. Давайте оголять ВСЕ проблемы и решать их комплексно.

       
     


  6. » #2 написал: Damkin (15 апреля 2013 12:14)
    Статус: |



    Группа: Гости
    публикаций 0
    комментариев 0
    Рейтинг поста:
    0
    Полностью, согласен с автором. Если мне кто-то скажет, что данная политика на уничтожение принципов советского образования, не есть политика власти имущих во главе с Путиным, то значит мне возражает человек далекий от образования и системного анализа тех действий власти, которые она осуществляет.

       
     


  7. » #1 написал: manch77 (15 апреля 2013 12:01)
    Статус: Пользователь offline |



    Группа: Посетители
    публикаций 0
    комментариев 2509
    Рейтинг поста:
    0
    Снимаю шляпу перед умницей. Отличная аналитическая статья согласна на все 100%.


    --------------------
    Успех в войне решают два фактора: ружье нового образца и школьный учитель. - Отто фон Бисмарк

       
     






» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
 


Новости по дням
«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 

Погода
Яндекс.Погода


Реклама

Опрос
Ваше мнение: Покуда территориально нужно денацифицировать Украину?




Реклама

Облако тегов
Акция: Пропаганда России, Америка настоящая, Арктика и Антарктика, Блокчейн и криптовалюты, Воспитание, Высшие ценности страны, Геополитика, Импортозамещение, ИнфоФронт, Кипр и кризис Европы, Кризис Белоруссии, Кризис Британии Brexit, Кризис Европы, Кризис США, Кризис Турции, Кризис Украины, Любимая Россия, НАТО, Навальный, Новости Украины, Оружие России, Остров Крым, Правильные ленты, Россия, Сделано в России, Ситуация в Сирии, Ситуация вокруг Ирана, Скажем НЕТ Ура-пЭтриотам, Скажем НЕТ хомячей рЭволюции, Служение России, Солнце, Трагедия Фукусимы Япония, Хроника эпидемии, видео, коронавирус, новости, политика, спецоперация, сша, украина

Показать все теги
Реклама

Популярные
статьи



Реклама одной строкой

    Главная страница  |  Регистрация  |  Сотрудничество  |  Статистика  |  Обратная связь  |  Реклама  |  Помощь порталу
    ©2003-2020 ОКО ПЛАНЕТЫ

    Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам.
    Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+


    Map