ОАО "Российские железные дороги" возвращают в строй все электровозы 2ЭС10 "Гранит". Локомотивы, два месяца назад отставленные от эксплуатации, отныне вновь перевозят грузы, пытаясь наверстать убытки, которые ОАО "РЖД" понесло в связи с их вынужденным простоем. Тем не менее, гарантий того, что подобная ситуация не повторится в будущем, у железнодорожников нет. Напротив: по словам специалистов, у электровозов этой серии осталось немало "слабых мест". 1 февраля электровозы отправились на отстой по одной причине: на бандажах колесных пар "Гранитов" обнаружился серьезный дефект - сквозная трещина. Дело в том, что изначально электровозы 2ЭС10 "Гранит" (как и родственная им модель - 2ЭС6 "Синара") комплектовались бандажами, произведенными в Нижнеднепровске (Украина) на заводе концерна "Интерпайп". Однако в июне прошлого года в ходе эксплуатации на украинских бандажах начали обнаруживаться сколы. В результате несколько "Гранитов" и "Синар" впервые были отстранены от эксплуатации. Комментируя ситуацию в прессе, вице-президент и руководитель дирекции тяги ОАО РЖД Алексей Воротилкин возложил ответственность за дефект на украинских производителей. В конечном итоге производитель заменил поставщиков бандажей колесных пар. Однако новые бандажи (произведенные на ОАО "ЕВРАЗ НТМК", Нижний Тагил) показали себя также далеко не с лучшей стороны. Уже в начале этого года на них обнаружили не сколы, а целые сквозные трещины. Именно после этого руководством РЖД было принято решение отстранить от эксплуатации все "Граниты" до устранения проблемы и соответствующего заключения экспертной комиссии.
Большинство 2ЭС10 направились в моторвагонное депо Санкт-Петербург - Московское. Только там находился уникальный на тот момент в России станок "Hegensheidt MFD". В свое время он выручил "Сапсаны", чьи бандажи, разработанные концерном Siemens, также оказались не вполне надежными. Теперь на нем проводились работы по расточке бандажей у "Гранитов" - ради этого локомотивы проделали путь длиной в 2 тыс. км. "Актуальной стала и проблема опасных сколов колёсных пар", - рассказывает главный инженер Свердловской железной дороги Игорь Набойченко. - Как только её решили, обнаружились более сложные повреждения - изломы бандажей, опасные трещины. В результате, от работы был отстранён весь парк 2ЭС10 СвЖД, а это - 44 электровоза. Вопрос по бандажам до сих пор не решён. Мы тщательно анализируем каждый, даже самый незначительный факт, и уже установили основные зоны риска - те места, где именно разрушаются колёсные пары".
Сегодня проблема с бандажами у "Гранитов" считается решенной. Эксперты дали согласие на эксплуатацию, старший вице-президент ОАО РЖД Валентин Гапанович подписал соответствующее распоряжение.
Однако, по словам главного инженера Набойченко, у локомотива есть и иные проблемы - потенциально не менее угрожающие. "За более чем год опытной эксплуатации локомотивов нового поколения 2ЭС10 - машин, которые доставляют грузы через Уральские горы, - было выявлено сразу несколько существенных недостатков, - говорит он. - Самый распространённый и массовый - это бракованные резиновые шланги высокого давления. Кроме того, у новых электровозов в зимний период промерзает пневмосистема. Слишком часто приходится также менять накладки токоприёмников. Несмотря на то, что эксплуатация машин началась ещё в конце 2011 года, у них до сих пор не работает система гребнесмазывания. Список недостатков можно продолжать ещё долго..."
Тем временем, проблемы и перспективы эксплуатации 2ЭС10 "Гранит" активно обсуждают интернет-пользователи, указывая среди прочего и на уязвимые места в конструкции машины. Немалая часть посетителей тематических ресурсов сходится во мнении, что наименее надежной частью нового электровоза, наряду с упомянутыми бандажами, остается оборудование марки Siemens. В частности, достаточно проблемным оказался тяговый преобразователь производства "Siemens", который в течение года выходил из строя 36 раз (15% от общего числа неисправностей). В целом же 51 отказ оборудования из 249 (общее число за год) приходится на узлы и агрегаты производства немецкой корпорации. Здесь было бы уместным вспомнить, что 2ЭС10 "Гранит" является совместной разработкой ЗАО "Группа Синара" и концерна Siemens. Таким образом, можно сказать, что немецкие разработчики также несут определенную ответственность за недостатки в конструкции локомотива.
Отзывы о работе другого совместного детища русских и немецких конструкторов - 2ЭС6 "Синара" по сей день неоднозначны. "Синара" на железных дорогах России эксплуатируется с 2006 года - и тем не менее, 18% приписного парка этих локомотивов на Свердловской железной дороге на 2012 год числились неисправными. По статистике, каждая из 250 существующих на конец 2012 года "Синар" за год вышла из строя 8 раз. По словам сотрудников Центра общественных связей "Группы Синара", количество отказов оборудования ежегодно снижается. Однако несмотря на работу по повышению надежности, "Синара", попадает к ремонтникам чаще, чем определено в технической документации. Это относится и к "Граниту". Участники тематических интернет-ресурсов говорят, что для устранения проблем с программным обеспечением электровозов 2ЭС10 на Урал лично приезжали немецкие инженеры, что косвенно подтверждает серьезность возникшей неисправности.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+