|
Юрий Оленев |
Родился в 1990 году в Ленинграде. Студент философского факультета СПбГУ. Интересы: политика, мифология, гносеология, социальная метафизика.Читаю журнал Однако с 2009 года. Журнал - http://somebody15.livejournal.com/ |
Итак, в отличие от американцев, наша цивилизация ориентирована не на внешние формы, а на внутреннее содержание, и это – главная черта того Образа, который мы действительно можем, а значит, необходимо должны создать. Выражается это в том, что акцент должен быть сделан не на качество потребления предметов, вещей и услуг, а на качество бытия, личности самого человека, и выражается в вопросе «Каким мне быть?»
Как быть? То есть, каким быть, что делать? Это и есть русская совесть, Гоголь, Щедрин и Достоевский – все бились на этим. «В чем смысл жизни?» – разве не инвариант этого вопроса? И часто ли задают такой вопрос именно в такой форме в других цивилизациях?
Понятно, что самый общий ответ на это вопрос может быть только один. Каким быть? – Надо быть хорошим. А вот раскрытие содержания этого «наилучшего бытия» требует конкретных решений в связи с конкретными ситуациями.
Но прежде всего нужно осознать, что образ, который может предложить Россия миру – это Образ самого Человека, каким он должен быть. Он должен брать не внешней яркостью, а внутренним же обаянием и именно своей действенностью, своей явно выраженной направленной на внешний мир преобразующей активностью. Образ Человека должен быть образом прежде всего его внутреннего мира, его души; органического единства рождающихся в нем переживаний, суждений, идей – и тех поступков, действий, решений, в которых они отливаются в жизни.
Это образ Человека, который борется за свои идеалы, который работает не за зарплату, а за совесть, потому что верит в свой труд, потому что воплощает через него некую мечту, вносит вклад в некое Общее Дело. Человек, растущий над собой – вот наш идеал; становящийся умнее, образованнее, приобретающий новые навыки, избавляющийся от вредных привычек, заводящий новых друзей, мирящийся с врагами или побеждающий их, преодолевающий трудности, получающий удовольствие от своей работы. Человек, строящий семью, заботящийся о близких, любящий родных, внимательный к окружающим, спорящий иногда в сердцах о том, что для него дорого и значимо, но стремящийся к тому, чтобы быть спокойным, справедливым и объективным, стремящийся к правде и истине. Кроме того, человек, приносящий реальную пользу своим трудом и уважаемый за это всеми.
Итак, что мы продвигаем, – примерно ясно. Как продвигаем – тоже ясно. Вопрос в том, кто и как это будет делать. Современная культура постмодерна для этого не подходит, потому что в ее основе – хаос, относительность, отсутствие ценностей. Наше время – это уходящее время технических приемов и средств, которые подменили в творчестве идеи и содержание. Наступает новое время – время смыслов, которые соберут все это в новом творческом синтезе, выберут то, что действительно помогает выразить суть, а остальное будет безжалостно выброшено на помойку истории, как мусор. Новое творчество потребует давления. Мы из своего опыта, из самой истории знаем, что внешнее и пустое, бессмысленное и примитивное – лучше маскировать спецэффектами. Суть же за ними тушуется и блекнет, профанируется, сводится к попсовым псевдофилософским штампам. А внутреннее, духовное, психологическое лучше всего выражает реализм, как это ни парадоксально. И чем более строг, даже жесток диктат реалистического жанра, тем больше поводов проявиться истинному таланту, дабы прорваться сквозь эти узкие рамки, и через намеки, с помощью тончайших выразительных средств, почти контрабандой пронести Смысл.
Уходящее время – время постоянного производства новизны, которая вошла в замкнутый круг. Но круги нельзя накручивать вечно, рано или поздно даже самым отсталым становится ясно, что «ничего нет нового под луной». И наступает новое время, время перехода от новизны ради новизны к обновлению того материала, что уже накоплен, к скрупулезному труду его очищения, выявления в нем зерен смысла и красоты, придания всему этому все более и более совершенной формы. Пока не явятся новые титаны и не отольют эту очищенную от примесей медь в прекрасные и вечные образы.
Есть время описывать быт и есть время описывать свершения. Быт есть вырождение, инфляция смысла. Когда наступает новая эпоха, когда здесь и сейчас созидается новый мир, нужны большие художники, большие поэты, которые широкими мазками, штрихами, большими ударами молота и зубила вытачивают землю под ногами и небо над головой, инструментом должен стать эпос. Именно эпос как нельзя лучше подходит для описания мысли, которая непосредственно, под стать цельной натуре переходит в дело. Но эпос нравственный, исходящий из приоритета души – вот наша цель. Этика, а не эстетика, чистота и ясность нравственного поступания, а не брутальность прикида и сила кулаков – вот что нужно. Не ретушировать реальность, не концентрировать уродство, не растягивать серые текстуры, не запускать компьютерные фантомы в дымке, не натягивать людям на глаза резиновую бутафорию, а показывать, как человек живет в делании, как жизнь ставит перед ним задачу, и он ее решает, преодолевая с горем пополам трудности. И как он растет над собой при этом, меняет свое внутреннее качество.
Почву надо возделывать. Прилагать к ней усилия. Чтобы получилось море пшеницы или ржи, его нужно вспахать, засеять, удобрить, удалить сорняки. И если будут дождь и солнце – семена взойдут и будет хлеб. Источник: odnako.org.
Рейтинг публикации:
|