Вердикт главного санитарного врача о трансгенной кукурузе NK603, от которой погибают крысы, - это безопасно. К такому выводу российские специалисты пришли в течение 2,5 месяцев, проведя «анализ научной информации».
Как стало известно Biosafety.ru, в канун Нового года Главный санитарный врач РФ Геннадий Онищенко вернул россиянам возможность есть сомнительную ГМ-кукурузу.
В недавнем письме Роспотребнадзора (от 28 декабря 2012 г.) о возвращении на рынок ГМ-кукурузы NK603 утверждается, что за весь период использования неблагоприятного воздействия генетически модифицированной кукурузы NK603 на здоровье человека выявлено не было.
Этот вывод российских специалистов сомнителен, так как никакого реального пострегистрационного мониторинга влияния трансгенной продукции на здоровье людей не проводится. Одна из причин – практическое отсутствие маркировки о содержании ГМО на продуктах питания, из-за чего потребители в России просто не могут знать о том, что покупают такие продукты и как-то связывать их наличие в пище с состоянием здоровья.
В конце сентября Роспотребнадзор временно приостановил ввоз в Россию трансгенной кукурузы NK603, произведенной компанией Монсанто, а также оборот этого продукта на территории страны.
В сентябре в научной прессе была опубликована информация об эксперименте французских ученых по скармливанию животным трансгенной кукурузы NK603, устойчивой к гербициду раундап, от компании «Монсанто». Эксперимент привел разрушению почек, печени, образованию опухолей и преждевременной гибели. К такому результату приводило даже минимальное употребление трансгенного корма. В исследовании участвовало 200 крыс, оно продолжалось 24 месяца. http://www.biosafety.ru/index.php?idp=23&idnt=4&idn=1929
Biosafety.ru
*************
ну, чтоб не быть голословным - статья 2010 года:
Революция гена
Геннадий Онищенко вступился за биотехнологии
Благом для нашей страны назвал вчера генно-модифицированные продукты и биотехнологии Главный государственный санитарный врач Геннадий Онищенко. Это заявление он сделал на заседании Международного клуба агробизнеса в Москве.
Свою позицию Онищенко мотивировал следующим образом. Во-первых, биотехнологии позволяют в очень короткие сроки изменять живые организмы так, как это выгодно человеку. Во-вторых, около 40 процентов мяса на российском рынке - импорт, а в Америке (Южной и Северной) сельскохозяйственных животных откармливают соей, а она почти вся в мире генно-модифицированная. И, наконец, в-третьих, "науку все равно остановить нельзя".
Стало понятно, что, по мнению Геннадия Онищенко, альтернативы ГМО в России нет. "Конечно, если мы готовы всем дать "органик фудз", то давайте дадим", - предложил он, хорошо понимая, что "органик фудз" - экологически безупречную пищу - мы всем дать не готовы.
При этом Геннадий Онищенко признал, что видоизменять генную природу организма можно не только во благо человеку, но и во вред. А потому важнейшая задача - обеспечить адекватный контроль за свойствами генно-модифицированных механизмов и продуктов, которые поступают на рынок. В этот момент члены Международного клуба агробизнеса определенно пришли к выводу, что контроль за ГМО будет осуществлять Роспотребнадзор - ведомство Главного государственного санитарного врача.
"Вы сделали сенсационное заявление", - отреагировал президент клуба, председатель Комитета Госдумы по аграрным вопросам Валентин Денисов. "Какое? - удивился Геннадий Онищенко. - Я давно выступаю за генно-модифицированные продукты". Надо сказать, что в российской части международного клуба немного столь же безусловных сторонников ГМО. Они, однако, почли за благо не возражать Главному государственному санитарному врачу.
Геннадий Онищенко стал очень популярным человеком среди российских птицеводов после того, как с начала этого года запретил ввозить в Россию обработанное хлором мясо птицы. А так как эту технологию используют преимущественно в США, получилось, что американцы на время освободили свой сегмент российского рынка. И это позволило нашим бизнесменам реализовать накопившиеся у них запасы доморощенной курятины. Сейчас ввоз американских окорочков на территорию России возобновился. Птицеводам из США пришлось уступить требованиям Геннадия Онищенко и отказаться от использования хлора. Правда, глава Роспотребнадзора вчера напомнил еще об одном своем решении, которое явно не обрадовало международную часть клуба агробизнеса и продавцов мяса птицы из-за границы. С 1 января следующего года в России будет запрещено производить полуфабрикаты из замороженного мяса птицы. А разрешено - только из охлажденной курятины. Таким образом, импорт опять оказывается за бортом. Во всяком случае, в одном из важных сегментов российского рынка.
Геннадий Онищенко сделал отчетливый акцент именно на санитарной стороне дела. Он сообщил, что охлажденное мясо птицы определенно полезнее мороженого. А потому и было принято решение не использовать мороженое сырье при изготовлении полуфабрикатов. Но для российских птицеводов это еще одно новое окно возможностей на рынке. Поэтому, кажется, они готовы согласиться и с ГМО.
Тем временем
Вчера министр сельского хозяйства, животноводства и снабжения Бразилии Вагнер Гонсалес и глава Минсельхоза России Елена Скрынник подписали меморандум о взаимопонимании в области сельского хозяйства. Бразилия поставляет мороженое мясо крупного рогатого скота, свинины и мяса птицы на российский рынок.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
К принятию Россией решения об использовании генетически модифицированных организмов (ГМО)
В целом, «ситуация с ГМО» сейчас все больше напоминает «ситуацию с Киотским протоколом». Точно так же как после обсуждения проблемы специалистами в области климата, стало ясно, что решение вопроса о целесообразности запуска механизмов Киотского протокола «вышло за рамки» метеорологии и стало проблемой экономической, социальной и экологической, решение вопроса об использовании ГМО также «вышло за рамки» биологической науки.
Возникновение любых новых форм, в конечном итоге, всегда определяется генетическими изменениями. В этой связи развитие современных технологий создания ГМО можно лишь приветствовать. Проблема возникает лишь при поспешных и широкомасштабных планах их выращивания в природе и использования в качестве продуктов питания. Определение сути проблемы и путей ее решения, предполагает оценку опасности использования ГМО для здоровья человека и среды и оценку обоснованности приемлемого риска.
Оценка опасности для здоровья человека и среды.
Исходя из общих соображений, трудно ожидать сиюминутного ярко выраженного негативного эффекта от использования ГМО для здоровья человека и здоровья среды. Тем более, что для оценки такого эффекта обычно используются достаточно грубые тесты на токсичность, которой в явном виде в данном случае быть не должно. Выявление сразу же явного негативного эффекта для здоровья человека и среды является скорее "счастливой" случайностью. "Счастливой" в смысле того, что осторожность в широком использовании таких организмов ни у кого не вызовет сомнений. Но число и таких примеров все возрастает (см. например, недавно вышедшую публикацию «ГМО - скрытая угроза России. Материалы к докладу Президенту РФ» М., 2004.)
С уверенностью можно говорить о том, что состояние самих новых организмов оставляет желать много лучшего. Введение новых генов обычно нарушает слаженную привычную работу генов (нарушение генетической коадаптации), вызывает изменение состояния организма, ставя под сомнение возможность длительного благополучного существования популяций таких организмов. Как известно из области эволюционной биологии, само появление искомой черты организма не итог, а лишь начало серьезных биологических процессов, а применительно к селекции и уж тем более к генной инженерии, большой работы по ее интеграции вплоть до восстановления необходимого уровня генетической коадаптации.
Главная опасность ГМО-технологий в отдаленных последствиях, выявление которых затруднено необходимостью длительных исследований. Причем их опасность для самих этих организмов, природных экосистем, где они существуют, и для здоровья человека крайне высока, при непредсказуемости масштаба последствий в каждом конкретном случае. Именно в такой ситуации необходим принцип предосторожности, согласно которому следует остерегаться технологий, последствия использования которых неопределенны.
Оценка приемлемости риска. Выработка верного управленческого решения предполагает оценку приемлемости риска. При определенных обстоятельствах, в случае необходимости, приходится идти на определенный уровень вполне очевидного риска. Процесс принятия решения по ГМО представляется одной из наиболее ярких моделей иллюстрации важности соотнесения всех "за" и "против" для оценки целесообразности определенного действия. При всей неопределенности современной ситуации, риск использования ГМО для здоровья человека и здоровья среды не вызывает сомнений. Он мог бы быть оправдан необходимостью "борьбы с голодом", если бы страна страдала от недостатка урожая основных сельскохозяйственных культур. Даже по официальным данным не менее 10 процентов урожая не убирается, что говорит в пользу того, что в стране не ощущается потребности повышения урожайности сельскохозяйственных культур "любой ценой".
При оценке приемлемости риска нельзя не учитывать и следующие моменты:
• Положительное решение вопроса о широком использовании ГМО в России ставит под угрозу несомненное достоинство страны как территории с богатыми природными ресурсами и природным биоразнообразием. Это национальное богатство достаточно высоко оценивается уже сейчас и цена его в будущем несомненно будет все выше и выше, принося его обладателям не только политическое превосходство, но ощутимые преимущества и в прямом экономическом выражении. Причем, если потерять этот статус, как показывает практика многих стран, достаточно просто, то восстановить его будет практически невозможно.
• Немаловажно и то, что дальнейшее поддержание этих технологий потребует значительных экономических затрат на национальном уровне или поставит страну в зависимость от зарубежных технологий.
• Политическая и экономическая непривлекательность обоих вариантов не вызывает сомнений.
• В социальном плане, при выработке решения, наверное, нельзя сбрасывать со счетов и настороженность научного сообщества (за исключением разработчиков ГМО-технологий) и широких кругов общественности.
Суть проблемы постановка задачи.
В целом, "ситуация с ГМО" сейчас все больше напоминает "ситуацию с Киотским протоколом". Точно так же как после обсуждения проблемы специалистами в области климата стало ясно, что решение вопроса о целесообразности запуска механизмов Киотского протокола "вышло за рамки" метеорологии, и стало проблемой экономической, социальной и экологической, решение вопроса об использовании ГМО также "вышло за рамки" биологической науки.
Сходство ситуации отражает естественный ход развития любой идеи от разработки проблемы (что предполагает научные исследования) до практического использования (когда решение вопроса перерастает рамки научной проблемы и выходит на политическую арену). Таким образом, решение вопроса о перспективности широкого использования ГМО в России предполагает серьезную оценку не только научных данных, но и всех возможных "плюсов" и "минусов" для страны.
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
В целом, «ситуация с ГМО» сейчас все больше напоминает «ситуацию с Киотским протоколом». Точно так же как после обсуждения проблемы специалистами в области климата, стало ясно, что решение вопроса о целесообразности запуска механизмов Киотского протокола «вышло за рамки» метеорологии и стало проблемой экономической, социальной и экологической, решение вопроса об использовании ГМО также «вышло за рамки» биологической науки.
Возникновение любых новых форм, в конечном итоге, всегда определяется генетическими изменениями. В этой связи развитие современных технологий создания ГМО можно лишь приветствовать. Проблема возникает лишь при поспешных и широкомасштабных планах их выращивания в природе и использования в качестве продуктов питания. Определение сути проблемы и путей ее решения, предполагает оценку опасности использования ГМО для здоровья человека и среды и оценку обоснованности приемлемого риска.
Оценка опасности для здоровья человека и среды.
Исходя из общих соображений, трудно ожидать сиюминутного ярко выраженного негативного эффекта от использования ГМО для здоровья человека и здоровья среды. Тем более, что для оценки такого эффекта обычно используются достаточно грубые тесты на токсичность, которой в явном виде в данном случае быть не должно. Выявление сразу же явного негативного эффекта для здоровья человека и среды является скорее "счастливой" случайностью. "Счастливой" в смысле того, что осторожность в широком использовании таких организмов ни у кого не вызовет сомнений. Но число и таких примеров все возрастает (см. например, недавно вышедшую публикацию «ГМО - скрытая угроза России. Материалы к докладу Президенту РФ» М., 2004.)
С уверенностью можно говорить о том, что состояние самих новых организмов оставляет желать много лучшего. Введение новых генов обычно нарушает слаженную привычную работу генов (нарушение генетической коадаптации), вызывает изменение состояния организма, ставя под сомнение возможность длительного благополучного существования популяций таких организмов. Как известно из области эволюционной биологии, само появление искомой черты организма не итог, а лишь начало серьезных биологических процессов, а применительно к селекции и уж тем более к генной инженерии, большой работы по ее интеграции вплоть до восстановления необходимого уровня генетической коадаптации.
Главная опасность ГМО-технологий в отдаленных последствиях, выявление которых затруднено необходимостью длительных исследований. Причем их опасность для самих этих организмов, природных экосистем, где они существуют, и для здоровья человека крайне высока, при непредсказуемости масштаба последствий в каждом конкретном случае. Именно в такой ситуации необходим принцип предосторожности, согласно которому следует остерегаться технологий, последствия использования которых неопределенны.
Оценка приемлемости риска. Выработка верного управленческого решения предполагает оценку приемлемости риска. При определенных обстоятельствах, в случае необходимости, приходится идти на определенный уровень вполне очевидного риска. Процесс принятия решения по ГМО представляется одной из наиболее ярких моделей иллюстрации важности соотнесения всех "за" и "против" для оценки целесообразности определенного действия. При всей неопределенности современной ситуации, риск использования ГМО для здоровья человека и здоровья среды не вызывает сомнений. Он мог бы быть оправдан необходимостью "борьбы с голодом", если бы страна страдала от недостатка урожая основных сельскохозяйственных культур. Даже по официальным данным не менее 10 процентов урожая не убирается, что говорит в пользу того, что в стране не ощущается потребности повышения урожайности сельскохозяйственных культур "любой ценой".
При оценке приемлемости риска нельзя не учитывать и следующие моменты:
• Положительное решение вопроса о широком использовании ГМО в России ставит под угрозу несомненное достоинство страны как территории с богатыми природными ресурсами и природным биоразнообразием. Это национальное богатство достаточно высоко оценивается уже сейчас и цена его в будущем несомненно будет все выше и выше, принося его обладателям не только политическое превосходство, но ощутимые преимущества и в прямом экономическом выражении. Причем, если потерять этот статус, как показывает практика многих стран, достаточно просто, то восстановить его будет практически невозможно.
• Немаловажно и то, что дальнейшее поддержание этих технологий потребует значительных экономических затрат на национальном уровне или поставит страну в зависимость от зарубежных технологий.
• Политическая и экономическая непривлекательность обоих вариантов не вызывает сомнений.
• В социальном плане, при выработке решения, наверное, нельзя сбрасывать со счетов и настороженность научного сообщества (за исключением разработчиков ГМО-технологий) и широких кругов общественности.
Суть проблемы постановка задачи.
В целом, "ситуация с ГМО" сейчас все больше напоминает "ситуацию с Киотским протоколом". Точно так же как после обсуждения проблемы специалистами в области климата стало ясно, что решение вопроса о целесообразности запуска механизмов Киотского протокола "вышло за рамки" метеорологии, и стало проблемой экономической, социальной и экологической, решение вопроса об использовании ГМО также "вышло за рамки" биологической науки.
Сходство ситуации отражает естественный ход развития любой идеи от разработки проблемы (что предполагает научные исследования) до практического использования (когда решение вопроса перерастает рамки научной проблемы и выходит на политическую арену). Таким образом, решение вопроса о перспективности широкого использования ГМО в России предполагает серьезную оценку не только научных данных, но и всех возможных "плюсов" и "минусов" для страны.
Захаров В.М.Центр экологической политики РоссииБюллетень Центра экологической политики России "На пути к устойчивому развитию России", №28, 2004