В апреле 2010 года произошла крупнейшая в истории США экологическая катастрофа. Взрыв на нефтедобывающей платформе Deepwater Horizon в Мексиканском заливе, находившейся под управлением компании ВР, унес жизни одиннадцати человек и стал причиной беспрецедентного по масштабам загрязнения океана. Утечка нефти из скважины, продолжавшаяся почти четыре месяца, составила около пяти миллионов баррелей. Площадь загрязненной водной поверхности заняла 75 тысяч квадратных километров. Нефтяное пятно достигло устья реки Миссисипи, а также пляжей на территории штатов Луизиана, Флорида, Миссисипи и Техас.
Сама платформа в итоге затонула, и пока нефть нарастающими темпами хлестала из скважины в океан, к концу апреля 2010 года начал набирать силу и поток судебных исков к ВР. Пострадавшими в акватории Мексиканского залива были все – от властей прибрежных штатов до бизнесменов, частных землевладельцев и отдельных граждан. К 2012 году количество истцов превысило 100 тысяч частных и юридических лиц.
Дело с самого начала осложнялось тем, что в эксплуатации платформы Deepwater Horizon и бурении участвовала не только ВР, которая, к слову, эту платформу арендовала, а еще несколько компаний-партнеров. Основными фигурантами юридических тяжб, помимо ВР, выступили Transocean, предоставлявшая персонал для платформы, и Halliburton, обеспечивавшая цементом монтажные работы на глубоководной скважине.
Целый ряд встречных исков бывших партнеров друг к другу и судебных решений, выносившихся на территории США, привел к тому, что в начале марта прошлого года было объявлено о досудебной сделке между BP и ее истцами. ВР обязалась выплатить пострадавшим компенсацию в общем объеме 7,8 миллиарда долларов. Однако уже в конце марта компания обвинила власти США в сокрытии документов, свидетельствующих о значительно меньших объемах утечки нефти, и подала в суд на американское правительство. В свою очередь, федеральный суд Нового Орлеана в декабре 2012-го утвердил заключенное ранее мировое соглашение.
Начавшийся 26 февраля в Новом Орлеане процесс будет проходить в три этапа. На первом планируется выяснить настоящие причины катастрофы и определить меру ответственности всех виновных. Вторая часть процесса будет посвящена уточнению объемов нефти, попавшей в залив. На заключительном этапе будет определена сумма ущерба от катастрофы. Как предполагают в самой BP, ее издержки могут достичь 42 миллиардов долларов. Следует заметить, что расходы компании на очистные работы в заливе и оплату административных и судебных исков уже вылились в 37 миллиардов долларов.
Найти главного виновника катастрофы в Мексиканском заливе будет очень непросто, считает Блэйн ЛеСен, профессор юриспруденции из Университета Лойола (США):
"В проекте участвуют BP, Transeocean и Halliburton, и потенциально ответственны все трое, но по контракту основные полномочия у BP, за которой право окончательного решения. Поэтому, разумеется, BP несет основную ответственность за этот случай. И это частично подтверждается относительно мягкой договоренностью правительства США с Transocean относительно её расходов на очистку воды, всего 1,4 миллиарда долларов, а также в меморандуме, в котором правительство просило суд утвердить эту договоренность. Судья уже постановил, что BP должна будет компенсировать Transocean и Halliburton расходы, даже если по последующему судебному решению будет признана их ответственность за подводный выброс нефти. Так что BP придется выплатить львиную долю штрафов за ущерб от выброса".
Transocean отвечала за работу скважины и знала, что грунт в районе скважины был нестабилен. Halliburton поставляла цементную смесь для закупорки скважины и знала, что смесь не вполне надежна, пояснил Блэйн ЛеСен. Но оба субподрядчика проинформировали об этом BP. BP это опровергает, но есть доказательства, что она лукавит.
Что касается судебного процесса, то он имеет все шансы затянуться на несколько лет, заметил в интервью "Голосу России" доктор Дэвид Логан, декан юридического факультета Университета имени Роджера Уильямса (США):
"Это одно из самых сложных дел в истории американского суда. British Petroleum пришлось столкнуться с уголовными обвинениями со стороны федеральных властей США, были со стороны этих же властей и иски в области гражданского законодательства, которые не предусматривают лишения свободы, но зато могут заставить ответчика выплатить огромные штрафы.
Отдельные штаты США тоже выдвинули иски, требуя компенсации за тот экономический ущерб, который они понесли. Есть также и множество исков, выдвинутых индивидуальными предпринимателями и компаниями - типа рыбачьих лодочек по отлову креветок или прибрежных отелей. Все они хотят компенсацию за тот ущерб, который нанесла им катастрофа в Мексиканском заливе - от небольших снижений прибыли до полного уничтожения того или иного бизнеса из-за разлива нефти".
Между тем даже гигантская сумма в сорок два миллиарда долларов, о которой обмолвились в ВР, не может служить эквивалентом ущербу, нанесенному окружающей среде, подчеркнул в интервью "Голосу России" член-корреспондент Российской Академии естественных наук Сергей Алексеев:
"Это сумма исков. Она включает иски на недополученную прибыль рыбаков, это иски пляжей, которые не могли принимать туристов, иски штатов, которые недополучили налогов. Но это отнюдь не та сумма, в которую можно оценить ущерб. Это очень сложная задача, оценить его невозможно. Поскольку если мы говорим в разрезе одного года, это один ущерб, если говорим в разрезе ста лет – это другой ущерб, он будет незначителен".
В результате разлива нефти, по данным Береговой охраны США и властей пострадавших штатов, было загрязнено свыше тысячи ста миль побережья, более трети акватории Мексиканского залива закрыли для рыбного промысла. Уже к началу ноября 2010 года в районе бедствия было обнаружено около семи тысяч погибших животных, включая свыше шести тысяч птиц и около сотни дельфинов. В 2011 году экологи зафиксировали здесь увеличение смертности морских млекопитающих, в том числе китов. Среди людей, рискнувших искупаться в водах залива, медики зафиксировали рост редких, а то и неизвестных кожных заболеваний.
Профессор ЛеСен напомнил, что суд располагает доказательствами того, что некоторые методы нефтедобычи применялись фигурантами нынешнего процесса с целью экономии финансовых затрат. Впрочем, сэкономить они пытались до последнего момента. Так, по данным американских СМИ, BP рассчитывала, что власти США предложат компании урегулировать материальные претензии за 16 миллиардов долларов в рамках досудебного соглашения.