Видные партийцы предлагают вернуть этому понятию исконный смысл
Владимир Плигин против упрощения политической повестки дня. Фото РИА Новости |
Проблему либеральной политики в России призывают обсудить единороссы на площадке, образованной в недрах партии власти либеральной платформы. Сегодня, по информации «НГ», глава комитета по законодательству Госдумы Владимир Плигин и главред журнала «Эксперт» Валерий Фадеев выступят со специальным обращением на этот счет (есть в «НГ»). Эксперты, отмечая важность документа, высказывают сомнения в реализуемости его базовых идей.
Авторы воззвания считают нынешнее понимание либерализма сектантским, оттолкнувшим от него «широкие общественные круги, значительную часть национального капитала... и огромное большинство народа». В обращении приводится классификация псевдолиберальных течений. Среди них, например, радикальный либерализм, «зовущий к развалу государства»; космополитический – «отрицающий национальные интересы России», а также авторитарный – «призывающий повторить в России преступные опыты Пиночета».
Псевдолиберализму противопоставлены несколько базовых идей, вокруг которых и предлагается развернуть дискуссию. Самые важные среди них три. Тезис о том, что «без либеральных идей не могут быть достигнуты процветание и справедливость для всех граждан России». А также признание факта, что «самой надежной опорой всех свобод является национальная буржуазия». И что либеральные идеи можно реализовать только с сильным государством, способным защитить свободы от внешних и внутренних угроз.
В беседе с «НГ» Валерий Фадеев, стоявший у истоков либерального клуба ЕР «4 ноября», пояснил, что угрожает либерализму в России: «У нас все ключевые понятия обгажены. Либерализм, консерватизм, патриотизм – все перепутано... Националистами стали называть нацистов, расистов – слово испортили. Либералами стали называть тех, кто выступает против государства – с какой стати? Либерал – значит обязательно западник. То есть тот, кто не очень хорошо относится к собственной стране – это абсолютно неправильно. Надо возвращать ключевым политическим понятиям их истинный смысл».
По мнению главы Института современного развития Игоря Юргенса, с такой платформой либералам-единороссам следовало бы подумать о создании собственной политструктуры, поскольку провозглашенные автором базовые ценности обращения противоречат политике ЕР. Фадеев уверен, что либеральную программу можно осуществлять, не выходя за пределы партии власти. Он напомнил, что в свое время в «Единой России» начали было отрастать «крылья», но в партии «чрезвычайно боялись раскола»: «Я выступал за создание фракций внутри партии – аналогично схеме Либерально-демократической партии в Японии. Она 50 лет была у власти, удерживая власть благодаря сложному внутреннему устройству».
Задача либеральной платформы ЕР, подчеркнул собеседник «НГ», – не отдавать либеральные идеи в руки тех, «кого мы считаем противниками».
В качестве таковых Фадеев называет выступавших недавно на форуме в Давосе «нескольких наших штатных либералов, рассказывавших о сценариях экономического развития в России»: «Они заявили, к примеру, что денежная политика будет оставаться жесткой и что уровень процентных ставок для российского бизнеса будет по-прежнему высоким. Но эта политика – контрлиберальная, демонстративно антилиберальная. Тот, кто фактически выступает против российского капитала, не может называть себя либералом».
Если ЕР будет бороться, добавил Фадеев, «за нормальную денежно-кредитную политику, которая позволяет развиваться российскому предпринимательству, – это будет несомненно либеральная политика».
По мнению Игоря Юргенса, «со многими – если почти не со всеми – положениями документа, касающимися описания либерализма, нельзя не согласиться»: «Преамбула и заключительная часть вообще не вызывают вопросов». Однако при этом эксперт сетует на преувеличенную разборчивость единороссов-либералов: «Количество условий, которые они поставили для обеспечения чистоты своих рядов, делает их практически невыполнимыми. Каждая оценка либерализма – авторитарного, радикального и других – отсекает один отряд возможных союзников за другим». В конце концов, указывает собеседник «НГ», начинает складываться мнение, что хорош только тот либерализм, который не нарушает существующий статус-кво.
Авторы, полагает Юргенс, попали в ловушку лояльности своей партии: «Хотя по духу, программам и настроениям они люди, безусловно, правильно формулирующие идею».
Эксперт считает дискуссию «абсолютно полезной»: «Невозможно безбрежно раздувать печатный станок нашей Думы, которая что ни закон – то еще одно ограничение, еще один запрет». Создается впечатление, что мы живем в государстве, где сплошные шпионы, хулители религий, гомосексуалисты и т.д.». В такой атмосфере, говорит Юргенс, жить сложно любому человеку: «Я уж не говорю про креативный класс...»
Критически оценивает обращение единороссов глава фонда «Эффективная политика» Глеб Павловский: «Я считаю, что его авторы – безусловно, представители той позиции, которую демонстрируют на политической сцене Кремль и Госдума, – имеют право на выражение своих взглядов. И я приветствовал бы платформу, объясняющую действия власти, разворачивающиеся перед нашими глазами. Этот документ таким не является, он агрессивен и описывает фантастическую реальность, в которой вообще вокруг нет никого, кроме разного вида либералов».
Валерий Фадеев готов к дискуссии с оппонентами. Фото Бориса Бабанова (НГ-фото) |
Сложное блюдо всегда лучше готовить из многих ингредиентов, подчеркивает глава Центра политической информации Алексей Мухин. Он уверен, что базовые ценности либерализма нуждаются в защите: «Если ставить во главу угла лишь несколько постулатов, как поступают, например, наследники Гайдара, – это всегда приводит к однобокости. Сочетание моделей позволяет усиливать плюсы и избегать минусов в либеральной политике». По мнению эксперта, манифест представляет собой попытку сочетать несколько моделей поведения государства и общества в сложных условиях современной России: «И в этом смысле – это действительно золотая середина».
Член научного совета Московского центра Карнеги Николай Петров усматривает в появлении обращения практический подтекст: «Мне кажется, что это какие-то пристрелки, связанные с предстоящими выборами и возможностью для ЕР политического маневра. Когда в зависимости от региона партия будет эксплуатировать или имидж либеральной силы – если это крупный регион с серьезными либеральными настроениями, или имидж консервативной, или даже националистической силы».
Эксперт ждет от авторов обращения большей конкретности в характеристике современной политики: «Что предлагает либеральная платформа ЕР в практической области? Возникает вопрос: как можно обвинять оппозицию в отсутствии программы, если авторы обращения в этом смысле произносят лишь общие фразы?» На взгляд Петрова, авторы обращения должны более четко сформулировать – с чем они не согласны в собственной партии.
Глава фонда «Общественное мнение» Александр Ослон замечает, что понятие «либерализм» сегодня сильно усложнилось: «Было время, когда ему приписывался другой смысл, семантика этого понятия была иной, на сегодня она такая, как есть... Точно такая же история произошла с понятиями «демократия», «буржуазия», «обогащение», «свобода». Смыслы понятий не статичны, они динамичны. И риторические фигуры, разъясняющие эти понятия в документе, – действие, наверное, необходимое, но крайне недостаточное».
Между тем обращение, адресованное экспертному сообществу, выглядит декларацией о намерениях. Именно эти намерения и предложено обсудить. После чего, видимо, следует сопоставить провозглашенные лозунги с политической практикой союзников и противников новых-старых либералов из ЕР. За начавшейся дискуссией стоит стремление ее инициаторов навести порядок в либеральном доме современной России. Важно, чтобы этот процесс не сопровождался «изгнанием бесов» – с обеих сторон. С другой стороны, усложнение политической повестки дня полезно всегда.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 1425
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Развитие России во многом определяется либеральными идеями и практиками. Они оказали решающее влияние на направление экономической политики после 1990 года, став основой для перехода к рыночной экономике. Влияние идеологии либерализма на политическую систему также весьма велико. Оно выразилось в появлении таких институтов, как свободные выборы и многопартийный парламент, а также в конституционном признании человека, его прав и свобод высшей ценностью (Ст. 2 Конституции РФ).
Однако сегодня позиции либерализма под угрозой. Они в значительной мере подорваны изнутри самого либерального лагеря – эгоистической политикой неолибералов с одной стороны, радикализацией группы оппозиционных либералов – с другой.
«Перечисленное имеет в совокупности несколько карикатурный вид, но легко убедиться, что все это взято из жизни»
Ставшие в России привычными либеральные взгляды являются до странности узкой версией либерализма, извилистым ручьем обтекающей крутые берега российской жизни, и в силу этой узости почти не подразумевающей собственно свободы, свободы взглядов в том числе. Согласно этой версии, либерал должен:
– отрицать роль государства в экономике, выступать за нерегулируемые свободные рынки, сокращение социальных расходов, выражать недовольство повышением пенсий, ждать очередного кризиса, который «наконец-то похоронит режим»;
– в случае кризиса желать, чтобы закрылось как можно больше предприятий (ради повышения эффективности), не замечать, что в Европе и США правительства активно поддерживают в кризис свои экономики за счет бюджета;
– отрицать наличие чего-либо позитивного в советском опыте, стремиться к защите различных маргиналий;
– считать, что «Россия должна стать обычной, средней европейской» страной, считать, что все, приходящее с Запада, заведомо лучше всего, что можно найти в России, включая область идей;
– запрещать себе задаваться вопросом, каковы политические и экономические программы лидеров оппозиции;
– считать, что все проблемы решают свободные выборы, верить, что увеличение демократии всегда ведет к росту эффективности государства;
– мечтать выступить в парламентах других стран с обвинениями в адрес России, считать эти институты более важными, чем российская Государственная дума;
– не подавать руку «слугам режима», кроме тех из них, кто занимает по-настоящему высокое положение;
– быть уверенным, что «за 12 лет в стране ничего хорошего не произошло»;
– считать, что только одна точка зрения имеет право на существование, и не удивляться, почему в «толерантной» либеральной среде существует запрет на иные взгляды.
«Истинный либерализм представляет собой иное, намного более многоплановое, терпимое, конструктивное и плодотворное явление»
Перечисленное имеет в совокупности несколько карикатурный вид, но легко убедиться, что все это взято из жизни. Такая примитивизация либеральной повестки делает либеральные взгляды крайне непопулярными в более широких общественных кругах. Но, возможно, именно это и надо, в этом случае уже ничто не мешает ряду «борцов» чувствовать себя сектой избранных.
Именно сектантское понимание либерализма в России оттолкнуло от него широкие общественные круги, значительную часть национального капитала, который должен был бы стать естественной основой либерализма, и огромное большинство народа, который не связывает с идеями либерализма свою свободу и в итоге свобода эта оказывается непрочной.
На базе такого понимания либерализма возникло несколько политических течений, которые следовало бы классифицировать как псевдолиберализм:
– радикальный либерализм, зовущий к развалу государства, к новой революции;
– космополитический либерализм, отрицающий национальные интересы России и приносящий их в жертву чуждым политическим и экономическим интересам;
– шовинистический либерализм, зовущий к изгнанию из России или отделению от нее малых народов и их государственных образований, а фактически к возвращению России в границы московского княжества XV века;
– авторитарный либерализм, призывающий повторить в России преступные опыты Пиночета;
«Сегодня у правящего класса, будем говорить честно, нет новых ориентиров свободного развития России и ее народа»
– либертарианство, предлагающее фактически отказаться от социальных обязательств: пенсий, бесплатных образования и здравоохранения, а также от программ развития и технологического обновления экономики.
Истинный либерализм представляет собой иное, намного более многоплановое, терпимое, конструктивное и плодотворное явление.
Настоящий либерал желает свободы для всех. Cилы псевдолиберализма хотят свободы только для себя. Их не устраивают ни пенсионеры, ни рабочие, ни нынешняя политическая элита, в которой многие из них когда-то не удержались. Активные на улицах крайние левые, как и крайне правые – этнические националисты, вообще не хотят свободы, они хотят только власти. Такова же и новая генерация блоговых и уличных активистов-манипуляторов, умело и цинично вербующих сторонников под обещания демократии.
Идеи либерализма должны быть очищены от искажений, их истинный смысл должен быть донесен до граждан страны. Для этого надо вернуть политическому языку изначальные значения, включая такое понятие, как свободная объективная пресса. Среди СМИ, считающих себя либеральными, мы сегодня видим очевидные отступления от этого идеала и замену его ангажированностью одной группой, одной точкой зрения, настолько нетерпимо и даже тоталитарно звучащей, что удивляет причисление ее к либеральным.
Мы не сторонники элитарной версии либерализма. В социальной области мы считаем своей целью достижение реального равенства в получении достойного бесплатного образования всех уровней и достойного уровня бесплатного медицинского обслуживания. В целом мы видим либерализм как равный для всех доступ к возможностям, а справедливость, в свою очередь, – как равный доступ к свободам.
Таким образом, российский политический либерализм должен быть не узким течением, особенно суженным в последнее время, когда все вопросы оказались сведены к двум-трем, а идеологией и политической платформой, работающей с как можно более широкой, общенациональной повесткой. И более того, саму национальную повестку следует расширять, включая туда новые масштабные планы развития страны, делая актуальным более широкий круг ценностей. Сегодня у правящего класса, будем говорить честно, нет новых ориентиров свободного развития России и ее народа.
«Либеральная платформа будет придерживаться в своей деятельности именно такого понимания идейных основ истинного либерализма»
Мы считаем, что:
– процветание и справедливость для всех граждан России не могут быть достигнуты без либеральных идей и что образ процветающей России – это образ страны свободы;
– либеральные идеи можно реализовать только с сильным государством, способным защитить свободы от внешних и внутренних угроз;
– самой надежной опорой всех свобод является национальная буржуазия, которая в России пока только формируется как класс мелких и крупных собственников, менеджеров компаний и лиц свободных профессий;
– средства массовой информации должны помогать решению задачи объединения нации;
– национальное гражданское общество должно взять на себя задачу самоорганизации в решении проблем социальных институтов;
– либерализм – это идея мощного целенаправленного развития страны в результате свободного выбора ее народа. Мы уверены, что либерализму присуще сочетание частного и общего интересов.
Либеральная платформа будет придерживаться в своей деятельности именно такого понимания идейных основ истинного либерализма.
Координаторы Либеральной платформы
Владимир Плигин
Виктор Зубарев
Валерий Фадеев
http://vz.ru/information/2013/1/29/618049.html