Президент США Барак Обама в своей инаугурационной речи заявил, что "десятилетие войн заканчивается". На редкость оптимистичная фраза. Понятно, что Обама имел в виду не войну вообще, а войну с участием американцев – активные фазы боевых операций американцев и их союзников в Ираке и Афганистане. Но эти операции составляли в последние годы весьма заметную часть всей стрельбы по людям, шедшей на планете, а потому и в таком понимании фраза не может не радовать.
К сожалению, не очень похоже, что она верно отражает реальность. Нет, десятилетие войны, той войны, которую можно условно отсчитывать от теракта 11 сентября, несомненно, заканчивается. Но решительно ни из чего не явствует, что не начинается второе ее десятилетие.
То, что сейчас происходит в Мали, очень и очень похоже именно на начало следующего этапа той же цепи невеселых событий. Невозможно всерьез отрицать, что события в этой африканской стране явились прямым следствием свержения Каддафи.
Покойный ливийский лидер, сегодня уже неважно из каких соображений, фактически содержал армию этого нищего полугосударства и держал в каких-то рамках беспокойных жителей севера Мали — туарегов. Лучших из них он брал на службу, превосходно обучал и вооружал.
После краха Каддафи эти воины оказались совсем уже без узды. Под лозунгами радикального ислама они двинулись устраивать жизнь по шариату во всем огромном регионе.
За Мали они взялись только для начала, тем более, что без денег Каддафи правительственная армия Мали пребывает в жалчайшем состоянии. В дальнейших планах исламистов (там ведь воюют не только туареги, но и та часть "зеленого интернационала", которая после разгрома Каддафи не отправилась в Сирию громить Асада) Сенегал, Кот д'Ивуар, Нигер, Буркина-Фасо, Чад, Алжир, Мавритания и так далее.
Воцарения радикальных исламистов во всей Северо-Западной Африке никому не хочется.
Дело не только в том, что многие из стран региона обладают роскошными запасами природных ресурсов – китайцы, да и не только они, умеют налаживать работу и с исламистскими властями (хотя, конечно, это на порядок труднее и на два порядка рискованнее, чем без них). Дело еще в том, что этот регион и сегодня уже стал мощным каналом наркотрафика: ежегодно десятки тонн кокаина выгружаются в слабо контролируемых морских и воздушных портах Западной Африки и движутся через пустыни в Европу.
Но наиглавнейшая опасность в том, что любая из упомянутых стран готова стать неиссякаемым кадровым резервуаром для террористов: страны нищие, семьи многодетные, безработица страшная. А Европа – вот она рядом, не чета Афганистану.
И тот факт, что сегодня военные действия в Мали сравнительно невелики по масштабу, никого не должно обманывать. По многим признакам похоже, что это только начало столкновений по очень жесткому фронту.
Приведу лишь одну из последних новостей: "В Египте президент Мухаммед Мурси (читай, движение "Братья-мусульмане") осудил участие французских военных в операции против радикальных исламистов в Мали и воздержался от оценок террористической атаки в Алжире (где погибли десятки заложников, захваченных исламистами). По местному телевидению выступил брат одного из лидеров "Аль-Каиды" аль-Завахири. Он призвал египтян к поддержке воюющих против французов малийских единоверцев".
Франция жалуется, что ей слабо помогают. Думаю, придется помогать активнее. Кстати, министр иностранных дел Франции в понедельник, 21 января, заявил, что Россия предложила помочь в переброске французских войск в Мали. Иные циничные аналитики намекают, что другие державы (США, например, или Китай) дожидаются провала французской операции, чтобы начать и успешно закончить свою, тем самым отжав у французов права на разработку золота и урана. Но, по-моему, это все-таки чересчур рискованная политика. Не надо бы давать исламистам инерции побед.
В любом случае, мне кажется очевидным, что Западу придется как-то снижать уровень наблюдаемой сегодня шизофрении. Все-таки это совершенно немыслимо: всеми силами, в том числе всей мощью пропаганды, поддерживать в Сирии борцов с режимом, то есть одну часть "зеленого интернационала", и одновременно пытаться сколотить серьезный фронт (опять-таки пропагандистский) против другой части.
Интересно, что одно новшество французы уже демонстрируют: практически полное отсутствие телевизионной картинки с мест бомбежек и боев. Смысл новшества понятен: одно дело читать в газете, что боевики используют мирное население в качестве живого щита, а другое дело видеть неизбежные результаты боев с такими тактиками на экране. В данном случае – не видеть на экране.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+