Мы достаточно далеко ушли от представлений, широко распространенных в начале 90-х, о том, что мир движется в сторону некой унифицированной модели, представляющей из себя бесчисленные слепки с западного образца с некоторым добавлением местного фольклора. Сейчас очевидно, что, при признании рыночной экономики и демократических принципов государственного устройства в качестве основного русла исторического процесса, множественность центров силы и влияния предполагает и множественность моделей развития. Более того, четче обозначилась прозорливо отмеченная С.Хантингтоном тенденция усиления значения фактора цивилизационной идентичности. В эпоху заката колониальных империй и преобладания националистических или революционных - в любом случае западных по своим корням - идеологий трудно было представить, что спустя полвека произойдет столь мощный ренессанс исламского самосознания. Усиление стремления опереться на свои цивилизационные корни наблюдается в Азии, других частях мира. В международной политике это может вести либо к усилению конфликтности, либо к пониманию необходимости партнерского взаимодействия на новой основе, отвечающей современным реалиям.
Решение этой дилеммы в значительной мере связано с тем и будет зависить от того, какую линию поведения изберут наши западные партнеры и прежде всего Соединенные Штаты Америки...
Это – один из принципиальных вопросов современной международной политики, непосредственно связанный с темой о будущем мироустройстве. И речь здесь совсем не о том, что Россия «по инерции» противостоит западному влиянию или «из вредности» ставит палки в колеса инициируемым Западом проектам. Дело в том, что линия на продвижение демократии «железом и кровью» попросту не работает. Мы убеждаемся в этом в наши дни, в последние полтора года и даже десятилетие.
Мы – за то, чтобы договориться о базовом наборе ценностей, которые могут помочь выстроить фундамент системы, основанной на партнерстве цивилизаций. Если ценности общие, то и вырабатывать их надо сообща, отказавшись от мессианства, которое в политике приносит очевидный вред...
Убеждены, что основу для общей шкалы ценностей можно найти только в выверенных тысячелетиями традициях, духовно-нравственном знаменателе, общем для основных мировых религий, включая такие принципы и понятия, как стремление к миру и справедливости, достоинство, свобода и ответственность, честность, милосердие, трудолюбие и нравственность...
Как представляется, постоянной величиной в наших размышлениях о месте России в мировой политике XXI века должно быть подтверждение независимого политического курса нашей страны. Самостоятельность внешней политики России – это наше достижение, завоеванное предшествовавшими веками исторического развития и опытом последних 20 лет. Убежден, что наша страна просто не сможет существовать в качестве «пристяжной» к тому или иному мировому лидеру. В данном контексте на ум приходит недавнее высказывание бывшего председателя Еврокомиссии, бывшего премьер-министра Италии Р.Проди о том, что в сегодняшнем мире только три государства в полной мере сохранили суверенитет – США, Китай и Россия. Преувеличение, конечно, но примечательное.
Мы видим себя и реально являемся одним из центров нового полицентричного мира. Такой статус России определяется ее военными, географическими, экономическими возможностями, ее культурой и человеческим потенциалом. Определяется еще и тем, что в международных делах наша страна твердо стоит на позициях права и справедливости...
Разумеется – и этот тезис неоднократно подчеркивал Президент России В.В.Путин – такой подход не имеет ничего общего с изоляционизмом. Мы уже глубоко интегрированы в глобальные процессы и настроены двигаться по этому пути дальше... Мы видим себя как страну, которая последовательно углубляет интеграционные связи с соседями. Речь, разумеется, в первую очередь о евразийской интеграции, которую мы рассматриваем как долгосрочный и взаимовыгодный проект. Но не только. Мы последовательно высказываем соображения в пользу выхода на смелые, далеко идущие цели сближения с Европейским союзом. Недавно Президент В.В.Путин выдвинул идею создания общего экономического и человеческого пространства. Исходим из безальтернативности параллелльного курса на встраивание в Азиатско-Тихоокеанский регион.
Знаю, что С.А.Караганов много лет отстаивает тезис о "Союзе Европы", как и то, насколько непросто его осуществлять в реальной жизни. Но в конечном счете это – вопрос политической воли, желания определить условия, при которых такая концепция может оказаться работоспособной. Об этом много размышляют и в западных столицах. В этом направлении идут идеи, высказываемые в Германии и Франции, а также размышления в последней книге З.Бжезинского. Но это должно быть не инкорпорирование России в Запад, а именно равноправное сближение.
C цивилизационной точки зрения - а ее значимость, как я уже говорил, на наш взгляд, возрастает - Россия является частью «большой» европейской цивилизации вместе, разумеется, с Северной Америкой. Поэтому для нас нет проблем в том, что касается реализации «европейского выбора» через реальное взаимоуважительное взаимодействие и интеграцию. Вообще, мне кажется очень странным, когда наши разговоры с западными партнерами порой напоминают ситуацию, как если бы не существовало других мощных центров силы или же Запад по-прежнему, как в 1990-х гг., претендовал на роль вершителя судеб человечества. Кажется, что произошедшие за последние 20 лет огромные сдвиги в мире - появление мощных центров экономического роста, финансовой силы и политического влияния - не замечаются в практической политике некоторых западных партнеров. Убежден, что раскручивание конфронтационных настроений в Евро-Атлантике – политически несостоятельный, тупиковый путь. В любом случае, это не наш выбор.
В тезисах к нынешней конференции затрагивается вопрос и об усилиях по укреплению оборонных возможностей России. На мой взгляд, нет сомнений, что в неспокойном мире вокруг нас это – далеко не «статусный» вопрос, а насущная необходимость, поскольку только так безопасность страны может быть надежно гарантирована...
В заключение скажу несколько слов о «мягкой силе». Очевидно, что это – один из основных компонентов международного влияния государств. Невозможно спорить и с тем, что Россия пока на этом направлении серьезно отстает. Русский мир – огромный ресурс укрепления авторитета России в мире, над его сохранением и развитием надо работать активно и целеустремленно, на ежедневной основе... Важно не только распространять русский язык и российскую культуру, но и расширять возможности получения образования на русском языке... Доля России в мировом информационном пространстве действительно пока невелика. Но все же первые шаги сделаны. Телеканал «Russia Today» и "Русия аль-Яум" - являются успешными проектами. В Великобритании "Russia Today" вышла на третье место по популярности. Современные технологии, включая Интернет, делают информационные потоки более демократичными. Этим надо активно пользоваться. Но в целом возможности быть услышанными у нас есть, и они расширяются.
Из выступления Министра иностранных дел России С.В.Лаврова на юбилейной международной конференции "Россия в мире силы XXI века", приуроченной к 20-летию Совета по внешней и оборонной политике и 10-летию журнала "Россия в глобальной политике", Москва, 1 декабря 2012 года
Краткое резюме российской внешней политики глазами Министра иностранных дел:
1. Мир разнополярен. Представления о том, что все страны (и в том числе Россия) должны развиваться согласно некой "западной модели" - абсолютно несостоятельны.
2. Россия - один из центров рождающегося полицентричного мира. Россия будет развиваться, опираясь на свою собственную цивилизационную идентичность, а в качестве инструментов и принципов этого процесса будут использоваться интеграционные модели на евразийском пространстве и традиционные нравственные (духовные) ценности.
3. Мы часть большой европейской цивилизации, большой европейской культурной семьи. Естественно, мы готовы к сотрудничеству и партнерству с Европой (и Западным миром в целом). Но исключительно на началах равноправия и взаимовыгоды.
4. Каким путем будут дальше развиваться международные отношения во многом зависит от наших западных партнеров, в первую очередь от США - выберут ли они путь "партнерского взаимодействия" и мирного сосуществования (который предлагают в том числе такие гуру американской геополитики как Киссинджер и даже отчасти Бжезинский) или же продолжат гнуть свою линию на продвижение демократии «железом и кровью».
5. Учитывая, что вероятность и опасность избрания второго варианта велика (и будет существовать всегда), поддержание самого высокого уровня нашей обороноспособности - "насущная необходимость", стратегическая задача для руководства страны. У нас просто нет другого выбора.
6. Приоритетным для себя Россия видит путь "мягкой силы" - распространение своего культурного, интеллектуального и информационного влияния на международной арене.
Обратите внимание, ни один из озвученных Министром принципов не идет вразрез с тем внешнеполитическим курсом, что проводится сегодня высшим руководством страны. Безусловно, можно найти поводы для недовольства и критики, ибо получается у руководства далеко не всё и не в той мере, как хотелось бы. Но в любом случае: то, что говорит Лавров - не пустые слова, произнесенные в целях "запудрить мозг путинскому электорату", а реальное отражение выбранной стратегии России в международных отношениях. И сказано, кстати, всё было не по Первому каналу (для электората), а на довольно узком собрании профессионального сообщества.
В этом же выступлении Лавров упомянул о завершении процесса подготовки новой редакции Концепции внешней политики, работа над которой была проведена в соответствии с майским Указом Президента и содержание которой уже сейчас докладывается Путину. Будет крайне любопытно почитать. Хотя, я думаю, каких-то серьезных новшеств по сравнению с перечисленными тезисами мы вряд ли увидим. Ибо все главное уже сказано.
P.S. А напоследок о наболевшем. Надеюсь, все, кто дружат с головой, прекрасно понимают - коли кошмарный сон станет явью, Путина уйдут и до власти дорвется оппозиционная плесень (а точнее их хозяева), шансы Лаврова сохранить свою должность составляют ноль целых ноль десятых. И, естественно, речь идет не о кадровых перестановках, а о коренном изменении самого внешнеполитического курса России. Партия Навального уже анонсировала свою доктрину:
Выстраивание разумной внешней политики, стратегическое партнерство, а не противостояние с западными странами позволят снизить военные риски для России и, как следствие, ограничить рост расходов на оборону. (http://naganoff.livejournal.com/79085.html)
Всё яснее некуда. Сегодня мы участвуем в борьбе за выживание. Если они победят - скорее всего мы потеряем последнюю надежду на возрождение самостоятельной русской государственности. Нас тупо добьют. Поэтому иного выхода, кроме как добить их, я не вижу. Добить пока у нас есть силы. Добить безжалостно. Если что - готов засучить рукава. Источник: vvv-ig.livejournal.com.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 0
комментариев 2620
Рейтинг поста:
Вопрос в том, что мы собираемся добить. Мы собираемся добить того паразита, который подчинил себе западный мир, а не сам западный мир. Поэтому мы обращаемся и к тем людям, движениям на Западе, которые понимают, что они в оккупации, рабстве у этого паразита и готовы на "партизанскую войну" внутри Запада. Прежде всего - информационную, чтобы стряхнуть макароны с ушей и плесень с мозгов западных политиков и обывателей.