На «Первом канале» ТВ запустили новый проект под красноречивым названием «Голос». Но ни о преимуществах этого проекта, ни о его недостатках говорить не буду. Скажу только, что от подобных конкурсно-певческих программ он разительно отличается тем, что здесь – действительно поют, и поют хорошо. Без фонограмм, т. н. подтанцовки и прочих, заимствованных у западной попсы, «спецэффектов». Первые выпуски «Голоса» доставили истинное удовольствие. И - не менее сильные огорчения: проект, как выяснилось, опять из серии «Made in USA», а подавляющее большинство конкурсантов исполняли американские произведения, и на английском языке.
Споем по-английски?
Не давал покоя вопрос: неужели нет уже ни отечественной музыки, ни песен на русском, ни на любом другом языке из населяющих Россию 130 наций и народностей? В конце концов, можно было сделать перевод. Но винить в этом молодых артистов просто рука не поднимается.
Даже к жюри, активно демонстрировавшему хорошее знание оригиналов, подпевавшему и приплясывавшему, особых претензий нет: «рыба» откуда американизируется? Правильно – с головы.
А недавно издание «РБК daily» порадовало своих читателей публикацией о строительстве рядом с МКАД «Московского Манхэттена». И еще одна «радость»: оказывается, «в Москве введена в эксплуатацию новая автомагистраль, которая позволяет добраться от Звенигородского шоссе до международного делового центра «Москва-Сити». В связи с чем не может не вселять оптимизма в москвичей, а также гостей столицы, сообщение о международной выставке на ВВЦ «CityBuild. Городские технологии».
Эти московские истории связывает одно: погоня за золотым тельцом, и уж во вторую, а то и в третью очередь, - забота о русской культуре. Подобных примеров – масса, и, к сожалению, не только в Москве. В глубинке их тоже хоть отбавляй.А что в политике? Вначале в России (Советском Союзе) появился свой президент, как в Америке (не где-нибудь!). Одно время был даже свой вице-президент: знай, мол, наших! Затем - свой Белый дом, опять на американский лад. Хотя на «белом» доме в Москве совсем другая вывеска. И в этом якобы Белом доме сидят премьер-министр с вице-премьерами, хотя, согласно обязательной для исполнения всеми гражданами Конституции РФ, они тоже называются иначе. Есть в России и законодательная власть - Государственная Дума и Совет Федерации. Возглавляют их люди, занимающие конституционные должности председателей, а называются, опять же на американский манер, - спикерами. Один спикер спикает в Думе, другой - в Совете Федерации со своими невесть откуда взявшимися сенаторами. Чем не еще одна иллюстрация к тому, что требования Конституции действуют избирательно?
Анализируя сегодня ход «реформ» 1990-х годов, мы отчетливо видим, что вряд ли нынешним олигархам удалось бы так лихо «кинуть» всю Россию, если бы не запустили они в обиход свои лукавые «ваучеры», не переименовали знакомые и привычные русскому уху слова в «маркетинг» и «консалтинг», если бы пороки, замаскированные американизмами – «киллер» и «рэкетир», - не скрыли подлинный облик убийц и вымогателей. А нынче чиновники прекрасному русскому слову «встреча» предпочитают странное «саммит». Американизация по сей день не знает преград.
Кинофильмы - американские, шоу - американские, презентации - на американский лад, любовь - по-американски, мечта - американская (делать деньги). Прекрасное, тонкое, словами почти не передаваемое чувство любви заменили грубым, унижающим человеческое достоинство, - «заниматься любовью». Происходит некая духовно-языковая оккупация нашего сознания.
С англо-американскими словами навязываются обозначаемые ими реалии, модели поведения, образа жизни, морали и т.п., т.е. чужие и чуждые нам культурные ценности. С помощью заимствований последних двух десятков лет осуществляются манипуляции индивидуальным и общественным сознанием. Неуемное вторжение англо-американизмов в угрожающих масштабах засоряет сознание людей, затрудняет их общение между собой, и, что еще хуже, прививает чужеродный взгляд на мир, разрушает нашу языковую экологию, обесценивая национальное слово, его духовную суть. Таким образом, иноязычные слова играют роль фактора внешнего влияния на общество. Не случайно поэтому, когда Государственная Дума попыталась было принять закон о защите русского языка, поднялся либеральный «вой».
Мощное давление американской культуры и английского языка в его американском варианте на другие культуры и языки во многих странах мира вызвало серьезное беспокойство о сохранении родного языка, национальной культуры, мышления (менталитета). Так, во Франции в 1994 году был принят «Закон об использовании французского языка» (так называемый «Закон Тубона»). Он запрещает необоснованное использование американизмов в публичной и официальной речи под угрозой большого денежного штрафа. В музыкальных программах иностранной музыки не должно быть больше 40%. Специальные цензоры следят за употреблением заимствований в газетах, журналах, на телевидении и радио. Принятие закона о защите французского языка послужило сигналом и стимулом для обсуждения аналогичных законопроектов в других странах, насколько известно мне, в Германии, Польше (закон принят в 1999 г.), Румынии.
Не мешало бы нам прислушаться к совету известного американского драматурга Артура Миллера: «Я очень надеюсь, что в России не появится еще одна Америка. Вам не нужна подражательная культура. У русских любовь к слову намного более распространена и более страстно выражена, чем в большинстве других стран».
Американизированная речь в современной России, таким образом, - это не только показатель состояния русского языка. Это, вместе с тем, и показатель состояния русской национальной психологии, которая в прошлом неизменно служила стержнем евразийского союза народов и евразийского типа культуры. Отсюда ясно: России не обойтись без осмысления собственной истории, неотделимой от истории других входивших и входящих в нее народов, и своего достойного места в будущем человечества. Определенную долю надежды в то, что не все еще потеряно, вселяет, скажем, тот факт, что недавно по решению российских властей прекращена деятельность представительства USAID.
Напомним, что, в соответствии с бюджетом США, средства, выделяемые по статье USAID, должны расходоваться исключительно на продвижение стратегии национальной безопасности США на территории иностранных государств. И они успешно расходовались через НКО, которых в России до 1987 года было 40, а теперь расплодилось до 300 000.
USAID в РФ сфокусировалась на госуправлении – 316 работ; здоровье – 205 работ; городском планировании и развитии – 135 работ; демократии и управлении - 124 работы и т.д. (данные на начало октября 2006 г.). По оценке известных демографов И. Медведева и Т. Шишкова, программы USAID по планированию семьи и половому просвещению стимулируют раннее знакомство молодежи с половой жизнью, рост числа венерических заболеваний, количества абортов и, в конечном итоге, ускоряют вымирание населения России.
Оказывается, эта организация участвовала в разработке Конституции РФ, первой части Гражданского Кодекса, Налогового кодекса и Земельного кодекса.
Были приняты практически все инициативы USAID в области реформы судебной системы РФ, более того, 5000 российских судебных чиновников учились в США «демократическому» правосудию. Без USAID не обошлась также реструктуризация и реформа РАО ЕЭС, развитие конкурентного рынка электроэнергетики.
И много еще чего «очень хорошего» успели натворить в России представители этого международного агентства по развитию «демократии». За 20 лет (1992-2012 гг.) США через USAID проникли практически во все государственные структуры управления и нанесли России такой ущерб, сравнить который можно разве что с последствиями крупномасшатбных военных действий на нашей территории. И эти последствия придется ликвидировать долгие годы. А сколько еще организаций, подобных USAID, продолжают в России свою подрывную деятельность?
Запрет на деятельность USAID в России – всего-навсего первый шаг в противодействии тому захлестнувшему нашу страну явлению, которое можно назвать «русский американизм», а точнее – внутренний американизм. Другие шаги в этом направлении будут даваться не менее трудно, поскольку русский американизм, ко всему прочему, имеет под собой глубокие исторические корни.
Страна свободы?
В обыденном сознании укоренилось представление о том, будто русский американизм появился в России вместе с «перестройкой», был порожден ею и использовался как инструмент в реформировании страны. Отнюдь нет. Представление о США, как об эталоне государственного устройства, стремление «обустроить» российскую жизнь по американскому образцу возникли еще в конце XVIII века. Наш американизм со времени своего зарождения прошел большой путь развития, оставив заметный след в отечественной истории, в русском и российском сознании, в личных судьбах большого числа людей, стал составной частью российского менталитета.
Сегодня, наверное, можно было бы отмечать 146-ю годовщину с начала официальной американизации России. Точнее, с 1866 года, когда в Российской Империи побывала с визитом делегация американского конгресса. Американцев восторженно встречали по всей стране. Это был апофеоз в русско-американских отношениях. Побывавший годом позже на юге России писатель Марк Твен отмечал: «... здесь мы чувствовали, что достаточно быть американцем, никаких других виз нам уже не требовалось... Где только мы не побывали... всюду встречали радушие и внимание».
В поисках рецепта исправления российских реалий радикальная мысль устремлялась за рубежи Родины, вначале в Европу, затем - за океан, в Новый Свет. Америка воспринималась как альтернатива русской жизни. Так воспринимается она и сейчас.
Негативное отношение к отечественной действительности и восприятие США как эталона - основа русского американизма.
Такая оценка США и России была свойственна, например, уже Александру Радищеву, считавшему Соединенные Штаты страной свободы, а Россию - страдалицей. США виделись ему «словутой», т.е. знаменитой, ликующей страной, где живут «счастливые народы», которым «случай вольность даровал».
В России были популярны сочинения русских литераторов, посвященные США, например, книга П.П. Свиньина «Опыт живописного путешествия по Северной Америке», сочинения К.С. Станюковича, в которых он касается США. Особенно - его повесть «Похождения одного матроса». Эту повесть можно назвать гимном Америке: «... вольная сторона, ... одно благоухание!» - так отзываются о Соединенных Штатах герои Станюковича. А театральный деятель князь С.И. Волконский писал в те времена: «Удивительная страна Америка, как она умеет заставить работать, как развивает работоспособность и работоготовность... какое гордое чувство испытываешь, приезжая в Америку со своим делом: входить на эту землю не в качестве туриста, а в качестве работника - эта есть одно из приятнейших оправданий своего существования».
Знакомство с Соединенными Штатами вызывало желание перенести американский опыт на русскую почву. Как это случилось в 1893 г. с Великим князем Александром Михайловичем, идея которого заключалась в том, чтобы перестать ориентироваться на Европу и взять в качестве образца США.
В середине XIX в. начинается экспансия американского капитала, техники и технологий в Россию. В 1860-х гг. на русском Дальнем Востоке всех иностранных купцов, независимо от их национальной принадлежности, поселенцы называли американцами. Американцы приняли участие в железнодорожном строительстве в России, русский военно-морской флот пополнялся кораблями, построенными в США или с помощью американских материалов и оборудования. Русская армия вооружалась американским стрелковым оружием - винтовками Бердана, револьверами системы «Смит и Вессон», а с 1896 г. на вооружение российских войск стали поступать знаменитые пулеметы Максима. Сельское хозяйство использовало американские машины, велась пропаганда американских агротехнических достижений.
С момента зарождения русского американизма США представлялись в русском сознании этакой землей обетованной. Именно с этой точки зрения Соединенные Штаты интересовали декабристов, членов Кирилло-Мефодиевского общества. В воззвании Н.Г. Чернышевского «Барским крестьянам» говорилось, например, что особо разумно устройство у швейцарцев и американцев, которые царей не держат, а избирают на срок «народного старосту». Страной свободы, где возможна честная и открытая политическая борьба, считали США русские террористы из организации «Народная воля, осудившие в 1881 г. убийство 20-го президента США Джеймса Гарфилда террористом Ч. Гито.
Убившие в том же году царя Александра II народовольцы полагали, что политический террор в США - преступление, а в России террор - вполне приемлемый инструмент в борьбе с властью.
Похожими политическими стандартами пользуется и современная российская оппозиция.
Однако наиболее полно русский американизм заявил о себе в Сибири, где в первой половине XIX в. возникла идея сепаратизма. Исследователь сибирской истории Б. Г. Кубалов отмечал, что сепаратисты мечтали «не столько об автономии Сибири, сколько о возможном, по примеру Соединенных Штатов Америки, Канады или Австралии отделении ее от России». А сибирский исследователь Г.Ф. Кунгуров констатировал, что «сравнивать будущее Сибири с Америкой было особенно модно, это считалось вершиной желаемого». В 60-х гг. XIX в. сепаратисты готовили восстание, которое должно было привести к провозглашению в Сибири независимого государства «Свободославия». Важнейшей функцией нового государства должна была стать война с императорской Россией.
В этот период зародилась традиция союза российских революционно настроенных радикалов и американских граждан в борьбе против российской власти. Русские эмигранты и граждане США создавали совместные организации. Они же активно работали под эгидой японских властей по политической обработке русских военнопленных в Японии во время русско-японской войны 1904-1905 гг.
К началу XX в. в русском обществе стала формироваться идея о том, что использование американских качеств - деловитости, напористости, предприимчивости, стремления получить максимальную прибыль - это и есть путь к успеху, как для всей страны, так и для отдельной личности. В повести А. Толстого «Приключения Растегина» (1913 г.) молодой помещик в поволжской глубинке так определял свое кредо: «...я в себе американскую складку нашел... вот мой принцип: каждую минуту я должен зарабатывать минимум одну копейку: итого в сутки четырнадцать рублей сорок копеек». При этом совершенно не учитывалось, что США и Россия - страны с совершенно различной историей, различным менталитетом, обществом, традициями и институтами. Тем не менее, идея использования чужого опыта продолжала существовать. И, как убеждаемся мы, существует до сих пор.
Отношение советского правительства к США в 1920-1930-е гг. было неоднозначным. Безусловно, Соединенные Штаты трактовались как империалистическое государство, но в то же время И. В. Сталин заявлял: «Мы бы хотели, чтобы люди науки и техники Америки были нашими учителями в области техники, а мы их учениками...»
Такая позиция диктовалась потребностями социалистической реконструкции страны. В 1920-1930-е гг. лозунг «Догнать Америку» получил широкое распространение. В общественном сознании формировался устойчивый положительный образ США, в том числе, как это ни парадоксально, и через государственную идеологию. Интересы США и СССР тогда еще не пересекались, и обе страны не представляли опасности друг для друга.
Вторая мировая война, ленд-лиз, второй фронт, совместная борьба против нацистской агрессии добавили новые штрихи к образу «богатой и благодушной Америки».
С началом хрущевской «оттепели» начинается новый виток в развитии русского американизма. Чему, как и прежде, немало способствовала официальная советская пропаганда, взявшая на вооружение старый лозунг «Догнать и перегнать США». Тогда же возникло «шестидесятничество». В его основе, как и сто лет тому назад, лежало негативное отношение к отечественной действительности. Поэт Иосиф Бродский писал о своем детстве: «Жил-был когда-то мальчик. Он жил в самой несправедливой стране на свете. Ею правили существа, которых по всем человеческим меркам следовало назвать выродками». И так же, как и сто лет тому назад, сеть информаторов собирала и переправляла на Запад сведения о действиях советской власти, намереваясь, таким образом, сформировать там общественное мнение против России.
Диссиденты второй половины XX века, как и их предшественники (и сегодняшние последователи), тоже обращались за помощью к Западу. Но теперь это сотрудничество шло на государственном уровне. США поддерживали диссидентов, координировали их деятельность, финансировали их борьбу против советского правительства. Именно американская разведка вывезла из СССР архив А. Солженицына после его высылки из страны в 1974 году. Тридцатилетний период после смерти Сталина был подлинно новым открытием Америки для русского сознания, испытавшего на себе прессинг официальной пропаганды. Американизм выжил и развился во многом благодаря тому, что запретный плод был ну очень уж сладок.
Следующий этап состоял в реализации американизма «новых русских» на государственном уровне. На США делали ставку различные политические силы. М. Горбачев и Б. Ельцин свою политику координировали с Америкой.
Победу в путче в августе 1991 г. Б. Ельцину помогла одержать американская разведка.
Американцы приняли непосредственное участие в реставрации капитализма в России. Советник российского правительства профессор Гарвардского университета Д. Сакс любил представлять себя «архитектором российских реформ».
С 1989 г. на территории СССР действовал американский институт Крайбла, который организовывал, координировал и финансировал предвыборную кампанию демократов, а после выборов Конгресс США финансировал Межрегиональную депутатскую группу Верховного Совета СССР. Подобная деятельность продолжалась и в последующем. Вообще, в основе политики «реформаторов» лежали надежды на получение западной помощи в размере 250 млрд. долларов. К осени 1994 г. выявились первые результаты американизации России. Спад производства превысил 50%. Происходит разрушение социальной сферы, падение нравственности, рост преступности.
Президент Б. Ельцин констатировал тогда, что Россия больше не питает иллюзий относительно помощи со стороны Запада. Тем не менее, даже к сегодняшнему дню эти иллюзии не улетучились окончательно, настолько крепко вошел американизм в российское общественное сознание.
Приспособить Америку под Россию?
Сегодня, после нескольких лет «перезагрузки», направленной на улучшение наших отношений, США объявляют, что, с точки зрения ядерной угрозы для Америки, Россия находится на втором месте после Китая, и на первом – как враг в потенциальной кибервойне. А с тем, кто считает тебя своим первейшим врагом, никакая дружба у нас не получится. Сотрудничество на равных – да, именно на такой лад в обозримом будущем и надо настраиваться.
Газета «Коммерсантъ» (18.10.2012) информацию о результатах одного из сентябрьских опросов далеко не случайно (а в американизме изданию не откажешь) опубликовала под заголовком «Россияне разлюбили Америку».
Выяснилось, в частности, что, по сравнению с осенью 2011 года, число граждан РФ, которые в целом положительно отзываются о США, сократилось с 67% до 46%. Соответственно, с 27% до 38% возросла доля тех, кто в отношении к США настроен негативно.
Показательно, что 67% опрошенных согласились с утверждением: США «лицемерно пытаются заставить другие страны соблюдать законы международного права, хотя сами не всегда им следуют». По мнению большинства - 68%, США чаще пытаются оказывать на РФ давление, нежели действуют с уважением - 17%.
И хотя общая тенденция не может не вселять надежды на последующее очищение сознания народа от скверны американизма, нынешние цифры, однако, вселяют и тревогу: какое все-таки большое количество россиян по сей день живет с оглядкой на Запад!
В условиях американского засилья выбор у нас, на первый взгляд, невелик: либо вступить с Америкой в жесткую конфронтацию - что мы уже проходили и остались в проигрыше, либо сдаться на милость «победителя» (капитулянтская почва в виде 46% благоволящих к Америке готова), - и, следовательно, потерять государственность, превратившись в колонию США, в лучшем случае, в страну-вассала. Но есть и третий вариант развития событий, продиктованный всей предшествующей историей российско-американских отношений. Сегодня, судя по всему, Холодная война не закончена, она просто ведется другими методами и способами и продлится еще неведомо какой долгий срок. По крайней мере, до тех пор, пока США будут существовать в их нынешнем государственном образовании и доллар оставаться в качестве основной мировой валюты (лет сто еще). Таким образом, работать надо с учетом именно такой долговременной перспективы, предполагающей, прежде всего, ставку на молодежь.
Без прочного духовного стержня, объединяющего всю российскую нацию, и в нынешние-то времена при опоре на сохранившееся еще от СССР духовное наследие и то выстоять трудно, а в будущем, даже при наличии практически неисчерпаемых природных ресурсов, удержать баланс в условиях глобализированных противоречий вряд ли станет возможным. Российские власти, кажется, начали действовать с учетом именно таких перспектив. Недавно президент РФ Владимир Путин подписал указ о совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания. Согласно этому же указу, в структуре администрации президента образовано управление по общественным проектам. К функциям нового управления относится также подготовка предложений по реализации программ в области патриотического воспитания молодежи, сбор и обобщение информации о позиции центральных и региональных средств массовой информации в отношении госполитики в области патриотического воспитания.
Ну а пока можно сказать, что для русского американизма характерно резкое расширение сферы влияния.
В процессе своего развития из узкого круга интеллектуалов русский американизм распространился в самые широкие слои общества, из общественной мысли он превратился в инструмент политической и экономической жизни.
Более того, теперь он решительно претендует на ту же роль, которую в русской истории сыграли христианство, западная мысль и марксизм, - из инструмента стремится стать основой мировоззрения.
Однако вести речь о том, чтобы искоренить из нашего сознания американизм, думаю, не приходится: процесс длинный, сложный и явно неблагодарный. Будем реалистами и зададимся очень простым вопросом: а надо ли это делать? Не проще ли и выгоднее приспособить эту самую Америку под Россию? Источник: stoletie.ru.
Рейтинг публикации:
|