РБК РБК
<!-- .noPrint -->
<!-- .article-side -->
Госкомпании в последний месяц осаждают Кремль с просьбами сократить список предприятий госсектора, их "дочек" и "внучек", подпадающих под действие закона о закупках госкомпаний. Об этом сегодня пишет газета "РБК daily".
Письма с необходимостью внести изменения в закон 223-ФЗ поступают в Кремль и Белый дом с завидной регулярностью последние три недели. Под одним из них, в частности, стоят подписи председателей правлений "Роснефти" (Игорь Сечин), "Газпром нефти" (Александр Дюков) и Сбербанка (Герман Греф).
Закон 223-ФЗ, регулирующий закупки естественными монополиями и компаниями с преобладающим участием государства, вступил в силу с начала этого года. Но их "дочек" и "внучек" (доля в уставном капитале более 50%) он коснется только с 1 января 2013г. "Таким образом, в круг лиц, на которых распространяется действие закона (по разным оценкам, 400 тыс. субъектов), попадут все АО с преобладающим прямым и косвенным участием государства", — говорится в письме.
По мнению авторов письма, закон не только не решит поставленной задачи - расширение доступа юрлиц и физлиц к торгам госкомпаний и, как следствие, развитие добросовестной конкуренции – но и поставит компании с госучастием в неравные условия с конкурентами.
Это произойдет, как утверждают статусные топ-менеджеры, в результате принудительного размещения на сайте правительства расширенной информации о торгах, в том числе данных, которые могут охраняться как коммерческая тайна (контрагенты и стоимость товаров, услуг).
Логика авторов письма такова: частники, вооружившись знанием ценовой политики и общих потребностей в товарах и услугах, смогут отказывать в скидках и даже проводить согласованную политику односторонне выгодных сделок. Компании с госучастием, которым и так придется нелегко, вынуждены будут понести еще и "существенные дополнительные расходы" на реорганизацию и поддержание информационных систем, обучение персонала, которые могут быть компенсированы только через повышение отпускных и понижение закупочных цен товаров и услуг.
Это в результате понизит инвестпривлекательность и капитализацию компаний с госучастием, резюмируют топ-менеджеры. В свидетели они призывают Конституцию, Гражданский кодекс и Российский союз промышленников и предпринимателей. И просят вычеркнуть из списка подпадающих под закон тех, кто работает на конкурентных рынках (за исключением объектов государственного тарифного регулирования), а "заявленные в 223-ФЗ цели необходимо достигнуть иными механизмами, без введения для коммерческих организаций с госучастием особого режима регулирования закупок".
"Госкомпании решили объединиться, чтобы быстрее решить этот вопрос", — рассказал "РБК daily" источник в одной из госкомпаний. В "Газпром нефти" ситуацию аргументировали так: "Необходимость участвовать в длительных конкурентных процедурах, связанных с оформлением большого количества сопутствующей документации, может снизить интерес крупных контрагентов к сотрудничеству с компанией. В результате в ряде случаев нам придется работать не с производителями, а с дилерами, что автоматически увеличит затраты на приобретение продукции".
Открытость ценовой политики сократит возможность заключения долгосрочных договоров по низким ценам, поскольку вызовет у контрагентов опасения, что опубликованная стоимость договора станет препятствием при обсуждении ими цены товара с другими покупателями, добавляют в компании. В "Роснефти" от комментариев отказались, Сбербанк не смог оперативно ответить на запрос "РБК daily".