Первый этап вступления ВТО — угроза для России, признал Владимир Путин и посвятил разработке ответных мер заседание Совета безопасности. Глобализация торговли ударит по моногородам и бюджетам регионов. Совбезу поручено разработать программу повышения эффективности промышленности: закрыть убыточные заводы и предотвратить рост безработицы. Быстро отреагировать не получится: у России нет лоббистов, бизнес скован барьерами, проблемы экономики не решались годами, говорят эксперты.
Ситуация на мировых рынках не способствует получению быстрых выгод от присоединения России к ВТО, признал президент Владимир Путин, посвятив последствиям этого решения заседание Совета безопасности.
«Сегодняшнюю ситуацию на глобальных рынках характеризуют низкий спрос и низкая инвестиционная активность», — напомнил президент. В такой ситуации неконкурентная российская продукция не может пробиться на мировые рынки, а со снижением пошлин на национальный рынок придут более дешевые иностранные товары. Страна проигрывает развитым странам по производительности труда и энергоэффективности.
«Выпускаемая продукция зачастую не отвечает современному уровню ни по качеству, ни по стоимости, по цене», — признал Путин.
Самые уязвимые отрасли — животноводство, сельхозмашиностроение, автопром, легкая и пищевая промышленность, фармацевтика, производство медоборудования. Некоторые меры уже приняты. Сельскому хозяйству обещана поддержка на 1,5 трлн рублей за 8 лет, металлургам — каникулы по налогу на машины и оборудование. Некоторой защитной мерой автопроизводителей стал утилизационный сбор. Кроме того, Россия сохранила квоты на импорт говядины, мяса птицы и свинины (последнюю отменят с 2020 года).
«Но консервировать технологическую отсталость, некачественные, низкооплачиваемые рабочие места — это путь в тупик», — считает президент. России придется повышать эффективность предприятий. Но обратная сторона процесса — закрытие убыточных заводов — создает угрозу увеличения безработицы. Самый тяжелый удар может ждать моногорода (их около 450). А региональные бюджеты в такой ситуации столкнутся со снижением доходов. «В конечном счете может увеличиться разрыв между территориями по уровню социально-экономического развития, это серьезный вызов», — предупредил Путин.
Ранее глава Минэкономразвития Андрей Белоусов отмечал, что в 2013 году прямые потери бюджета от вступления в ВТО могут составить 188 млрд рублей, в 2014 году — 257 млрд рублей.
В рамках членства в ВТО Россия обязалась в течение нескольких лет снижать импортные пошлины и защитные тарифы. Сейчас средневзвешенный тариф составляет 9,5%, в 2013 году он снизится до 7,6%, в 2014-м — до 6,9%, а в 2015-м составит около 6%. В частности, с 23 августа 2012 года снижены или отменены пошлины на тысячу видов товаров, в том числе на автомобили и свинину.
Президент поручил министрам продумать «более сложные, более гибкие инструменты регулирования» для защиты уязвимых отраслей промышленности и регионов. Старожилы ВТО действуют изощренно и ничего не нарушают, привел пример Путин.
В частности, экономическому блоку поручено проанализировать последствия для рынка труда и предотвратить резкий рост безработицы в моногородах и других территориях, где есть крупные предприятия.
Экономическая дипломатия должна стать более агрессивной, дал понять президент. Торгпредства должны будут сигнализировать о «недружественных действиях» против российских компаний, а министерства — предпринимать ответные меры. Реформу торгпредств в Минэкономразвития уже запустили — они переходят на клиентоориентированный подход. Главной задачей торгпредств будет продвижение проектов российских компаний за рубежом.
России предстоит также подготовить команду лоббистов, которые будут защищать интересы российских предприятий и работать в структуре ВТО.
Для чиновников уже организованы курсы, посвященные работе в условиях ВТО. По словам главы Минэкономразвития Андрея Белоусова, на них будет ходить и первый вице-премьер Игорь Шувалов. Вступление России в ВТО обнажило проблемы российской экономики, которые годами не решались, считает профессор ВШЭ Алексей Портанский. «Нельзя научиться плавать без воды», — проводит аналогию он.
Добиться быстрой реализации поручения Путина не получится, считает Портанский.
По его словам, России не хватает торговых дипломатов даже для открытия постоянного представительства России при ВТО в Женеве, а в программу Минэкономразвития по снижению рисков от присоединения к ВТО попали не все отрасли.
Дополнительными мерами могут быть утилизационный сбор на сельхоз- и дорожную технику и предоставление преференций местным производителям при доступе к госзаказу.
Для сельского хозяйства необходимо изменять систему предоставления субсидий, отмечает Портанский. В первую очередь наращивать субсидии по «зеленой корзине», то есть не направленные прямо на поддержку производства. «Необходимо также активнее поддерживать отечественных экспортеров, уже работающих за рубежом: снимать технические и административные барьеры на их пути», — говорит эксперт.
Экономическому блоку правительства не нужно изобретать ничего особенного, не соглашается Галина Баландина, партнер, руководитель практики по таможенному праву и внешнеторговому регулированию «Пепеляев групп». «Необходимо так поддерживать отечественного товаропроизводителя, чтобы он выигрывал в конкурентной борьбе не за счет повышения пошлин на импорт, а за счет снижения коррупционного налога, административных барьеров», — говорит она.
«Экономические факторы мы уже проиграли, поэтому остается работать только в юридической плоскости», — полагает управляющий директор дирекции агробизнеса «Базэла» Андрей Олейник. По его словам, России необходимо в ускоренном порядке повышать конкурентоспособность сельского хозяйства, стимулировать инновационное и технологическое развитие.
Представители самых уязвимых отраслей еще в ходе переговорного процесса по ВТО выступали с предложениями по введению защитных мер. Производителей молока власть не услышала, сетует председатель Национального союза молока Андрей Даниленко. По его словам, поддержать отечественных производителей могло бы введение более жестких правил по качеству для импортных продуктов. Кроме того, производители предлагают проводить рекламные кампании молочных продуктов за счет федеральных денег. «Следующая мера: интервенционные закупки государством молочной продукции — сухого молока, сливочного масла, сыра», — перечисляет он.
Риски есть и для российской финансовой системы, указывает член комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков.
«Основной вызов — открытие филиалов глобальных банков. Если это произойдет, то западные банки получат конкурентные преимущества перед российскими», — полагает он. Мерой поддержки малого и среднего предпринимательства он называет кредитование за счет институтов развития. Источник: gazeta.ru.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 1425
Рейтинг поста:
от озорника: Вы бы ссылку привели на пункт договора ВТО о запрете инвестиций в животноводство, так для правдивости.