Спецслужбы изучают судьбу раритетных автомобилей, в 2010 году вывезенных из рязанского Музея военной автомобильной техники
ЗИЛ-117. Фото: wikipedia.org
Громкое уголовное дело о махинациях с имуществом Минобороны может пополниться новыми эпизодами. ФСБ заинтересовалась судьбой коллекции раритетных машин рязанского Музея военной автомобильной техники, в которой были лимузины «ЗИС» и «ЗИЛ» Никиты Хрущева и Фиделя Кастро.
Стоимость уникальной коллекции оценивается в несколько десятков миллионов евро. В 2010 году музей расформировали по приказу тогдашнего министра обороны Анатолия Сердюкова, а сама экспозиция оказалась в столичном спецгараже Минобороны. Чекисты не исключают, что часть уникальной госколлекции автомобилей при переезде экспозиции могла пропасть и оказаться в частных руках.
Как рассказали «Известиям» источники в спецслужбах, проверка в Рязани и Москве началась несколько дней назад. Проверяющих из ФСБ интересуют обстоятельства расформирования музея и перевод его экспозиции на 147-ю автобазу Минобороны на столичной Рублевке.
Музей военной автомобильной техники был создан в 1994 году при Рязанском военном автомобильном институте (РВАИ) по постановлению правительства к 50-летию победы в Великой Отечественной войне над фашистской Германией. Тогда же со всей страны в музей были отправлены уникальные антикварные автомобили и техника.
Среди 150 экспонатов были лимузин-кабриолет ЗИЛ-111, на котором Юрия Гагарина везли из аэропорта до Красной площади для доклада руководству страны об успешном полете в космос; ЗИЛ-117 1971 года выпуска, на котором ездил кубинский лидер Фидель Кастро во время визитов в Советский Союз; ЗИС-110 первого секретаря ЦК КПСС Никиты Хрущева, а также уникальный первый образец «русского виллиса» — ГАЗ-67. В музее были правительственные «Чайки», «ЗИМы», ГАЗ-12, экспериментальные образцы военной техники, созданные для Минобороны и спецслужб в единичных экземплярах.
По самым скромным подсчетам экспертов, общая стоимость этой коллекции составляет несколько десятков миллионов евро. Это без учета стоимости ряда уникальных автомобилей, которые практически не имеют цены.
— Кабриолетов ЗИЛ-111 было выпущено восемь штук, сейчас стоимость такого автомобиля составляет €800 тыс., — рассказывает замдиректора реставрационной мастерской Музея техники Вадима Задорожного Юрий Костькин. — ЗИС-110 в зависимости от комплектации может стоить до €600 тыс. «Чайки» на рынке оцениваются в €50 тыс. Но у машин может быть и своя история — в зависимости от того, кому она принадлежала и кто на ней ездил, стоимость может значительно увеличиться.
В 2010 году по личному приказу министра обороны Анатолия Сердюкова музей в Рязани был неожиданно расформирован. А самые уникальные экспонаты переправлены на 147-ю автобазу Минобороны в Москву. Теперь чекисты подозревают, что часть коллекции так и не доехала до Москвы или уже здесь попала в руки богатых коллекционеров.
Бывший директор музея Рудольф Вандер подтвердил «Известиям», что несколько дней назад к нему пришли сотрудники ФСБ, которые запросили всю документацию, связанную с переводом экспонатов из музея на автобазу.
— Сотрудники ФСБ сняли копии с приказов и документов на переданную в Москву технику, — рассказывает «Известиям» Вандер. — Они сказали, что есть подозрения, что часть экспонатов пропала.
Вандер по-прежнему считает, что причиной для закрытия музея стала личная прихоть Сердюкова.
— Интерес к нашей коллекции он стал проявлять сразу после того, как возглавил Минобороны, — рассказывает Вандер. — Узнав, что у нас есть раритеты, Сердюков распорядился сделать для него подробный фотоальбом всех экспонатов, сфотографировав их со всех ракурсов.
C 2007 по 2009 год, по словам экс-директора, сотрудники музея сделали три таких фотоальбома и отправили их министру.
— Нам сказали, что альбомы министру очень понравились, — вспоминает Вандер. — А вскоре к нам приехал и сам Сердюков со своими помощниками, среди которых была и молодая женщина.
По словам экс-директора музея, когда министр со свитой проходили мимо жемчужин коллекции — автомобилей ЗИЛ-111В и ЗИЛ-117, женщина толкнула Сердюкова в бок и громко произнесла: «Такой машины у нас нет». После этого у музея и начались проблемы.
Сначала музей лишили статуса — и он стал Историко-мемориальным залом в составе Музея истории ВДВ. А затем был выпущен и приказ от начальника автотранспортной службы Минобороны полковника Сергея Климова, где сообщалось, что 11 марта 2010 года министр обороны Анатолий Сердюков принял решение о переводе автоэкспозиции в Москву.
— К нам приехали эвакуаторы и увезли 63 самых ценных экспоната. При этом все документы на автомобили остались у нас, — рассказывает Вандер. — О дальнейшей судьбе экспонатов я ничего не знаю.
В 147-й автобазе Минобороны «Известиям» заявили, что все экспонаты из рязанского музея находятся у них в целости и сохранности.
— Это музейные образцы, поэтому они стоят в спецхранилище и никуда не выезжают, — пояснил начальник базы Александр Грабко.
Эксперты поясняют, что есть много способов скрыть пропажу раритетной техники.
— Мы не раз сталкивались с ситуацией, когда музейный экземпляр танка или автомобиля оказывался в прямом смысле слова пустышкой — из них вынимали двигатель и всю уникальную начинку, которые затем продавали за большие деньги западным коллекционерам, — рассказывает «Известиям» оперативник МВД.
Автоэксперт Юрий Костькин также слышал о подобных аферах.
— Ценность редкого или раритетного автомобиля заключается именно в оригинальных деталях, которые в этой связи пользуются очень высоким спросом у коллекционеров, — рассказывает Костькин. По его словам, после закрытия Рязанского музея военной автомобильной техники все его экспонаты словно растворились.
Анатолий Сердюков был отправлен в отставку с поста министра обороны 6 ноября 2012 года после разразившегося коррупционного скандала вокруг подведомственного Минобороны предприятия «Оборонсервис».
По версии следствия, ряд высокопоставленных военных чиновников в 2009–2010 годах занимались аферами при продаже недвижимости, земельных участков и акций, принадлежащих «Оборонсервису» (уставный капитал — 190,9 млрд рублей). Следователи считают, что схема была следующей: чиновники Минобороны выбирали из активов «Оборонсервиса» самые ликвидные и престижные объекты, в том числе и в центре Москвы. Затем, как правило, в эту недвижимость делались крупные бюджетные вливания, после чего имущество продавалось по заниженной цене подконтрольным «Оборонсервису» компаниям. Общая сумма ущерба от занижения стоимости военного имущества превышает 3 млрд рублей.
Главой департамента имущественных отношений Минобороны в это время была протеже Сердюкова Евгения Васильева. В конце октября в ее квартире следователи провели обыск, во время которого обнаружили антиквариат и 1,5 тыс. ювелирных украшений общей стоимостью в несколько миллионов долларов. Как сообщали «Известия», соседом Васильевой был сам экс-министр обороны. Следователи проверяют законность доходов, на которые Васильева, а также сестра Сердюкова Галина Пузикова купили несколько квартир в элитном доме № 6 в Молочном переулке. Пузиковой, по данным налоговых органов, принадлежат в этом доме три квартиры, два гаража, а также нежилое помещение, стоимость которых оценивается в 700 млн рублей.
В рамках «дела «Оборонсервиса» арестованы супруги из Санкт-Петербурга — Екатерина Сметанова и Максим Закутайло, которые учились на юрфаке СПбГУ вместе с Сердюковым и Васильевой. Сметанова возглавляла фирму, которая оценивала имущество при сделках «Оборонсервиса». Источник: izvestia.ru.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Раритеты обнаружены в полной сохранности на закрытой автобазе Минобороны. Теперь бы им найти подобающее место, чтобы показать народу историю отечественного автопрома [фото, видео http://www.kp.ru/video/483350/]
Сначала – несколько слов для тех, кто еще не в курсе этой детективной истории. В 1994 году в Рязани по решению правительства России был создан музей автотехники. Экспонаты собирали по всей стране. Они представляли всю историю нашего автопрома от самого первого «Виллиса» до последних военных машин. А в 2010 году тогдашний министр обороны Анатолий Сердюков решил закрыть этот музей, а самые уникальные экспонаты отправить в Москву, в 147-ю автобазу Минобороны. Кстати, министр сам наведывался в музей со своими помощниками и интересовался наиболее уникальными экспонатами. Более того, он приказал сделать для него специальный альбом с фотографиями этих экспонатов и описанием того, чем они уникальны. Таких экспонатов набралось более 50. И все они были отправлены в Москву (читать далее)
И вот недавно, когда вспыхнул коррупционный скандал с «Оборонсервисом», от работников музея стала просачиваться информация, что некоторые экспонаты могли исчезнуть, а у некоторых якобы изъята начинка – узлы, блоки и т. д. Работники музея стали высказывать версию, что некоторые старинные автомобили тайком продали богатым коллекционерам.
«Комсомолка» решила проверить, насколько эти слухи соответствуют действительности. И я с фотокором «КП» Анатолием Ждановым отправился на 147-ю автобазу Минобороны. Ее начальник - полковник запаса Александр Грабко встретил нас тяжелым, нерадостным вздохом и сказал:
- Меня перед вами уже проверяли аж четыре комиссии! Следственного комитета, ФСБ, МВД и Главной военной прокуратуры. К нам на базу приезжали и бывшие музейные работники из Рязани...
- И чем же они интересовались?
- А всё тем же. На месте ли те экспонаты, которые по приказу министра перекочевали к нам на базу.
- Ну и все ли на месте?
- А давайте вместе пройдем и посмотрим.
В огромном, буквально вылизанном до блеска помещении стоят десятки чистеньких машин. Стоит, по сути, вся история отечественного автопрома.
- Вы интересовались гагаринским «ЗиЛом»? – спросил нас Грабко. – Смотрите. Вот он!
И мы увидели величественный, блестящий, темно-серо-зеленый «ЗиЛ», на котором первый космонавт в далеком 1961 году ехал из аэропорта на Красную площадь, чтобы доложить Никите Хрущеву об успешном завершении полета в космос. Рядом с нами был главный инженер автобазы майор Евгений Соловьев. Мы спросили у него: в каком состоянии машины?
- А я вам покажу сейчас «историю болезни», - ответил офицер и стал рыться в бумагах. – Вот, смотрите, - сказал он, - в каком состоянии мы приняли эту историческую машину. Здесь даже ключа зажигания не было! Не было всего комплекта ключей, не работал стеклоподъемник. Да чего уж, там даже аккумулятора не было! А сейчас машина почти на ходу. И все это сделали мы - наши солдаты, прапорщики, офицеры - своими руками и кое-что даже за свой счет. Чтобы машина навеки осталась памятником нашей истории.
- Да, - включился в разговор начальник автобазы, - вот это скопище машин – это уникальный музей. Но наша автобаза – это боевая часть, а не хранилище исторических реликвий. Мы сюда, конечно, привозим детей, молодежь, школьников, студентов, чтобы показать им, какие великие машины делали их деды и отцы. И я думаю, - продолжает Грабко, - что все эти экспонаты должны быть не здесь, в закрытой части, а в доступном миллионам людей месте. Историю нельзя прятать на закрытых объектах!
В рядах пяти десятков старинных машин мы обнаружили и те наиболее ценные раритеты, о которых говорилось и писалось, что они якобы пропали. Все они на месте. Мы со Ждановым решили все-таки дотошно проверить, в каком состоянии машины, на которых ездили не только Гагарин, но и Фидель Кастро, и Никита Хрущев, и министры обороны, и члены правительства. Мы даже сверяли номера двигателей с накладными, которые были оформлены еще в Рязанском музее. Всё совпадало!
А тем временем возле машин тут и там сновали офицеры, прапорщики, солдаты автобазы. Они пытаются поддерживать в исправности эти уникальные машины. И говорят о них с такими блестящими глазами, как о любимых женах. «Мы породнились с этими машинами, - говорили они. - И, кстати, мы с этими машинами участвовали в соревнованиях раритетных авто и не один раз побеждали».
А мы, глядя на это великолепное сборище уникальных авто, думали о том, зачем из великолепного автомузея эти уникальные экспонаты надо было перевозить сюда, на этажи автогаража закрытой части. Ради чего проводилась эта операция? Чтобы сохранить эти уникальные машины, или для чего-то другого? Пока ответа нет. Но слава богу, что все это сохранилось для будущих поколений.
КСТАТИ
Зачем Сердюкову лимузины Юрия Гагарина и Фиделя Кастро
Сотрудники ФСБ запросили все документы, касающиеся перевода экспонатов из музея на автобазу. Экс-директор музея Р. Вандер сказал журналистам, что интерес к коллекции Сердюков стал проявлять сразу после того, как возглавил Минобороны (читать далее http://www.kp.ru/go/http://www.kp.md/daily/25986.5/2918333/)
фото http://www.kp.ru/daily/25987/2919058/
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 2345
Рейтинг поста:
Ну вот и приехали..,или уехали,на ЗИЛах..
--------------------
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Раритетные авто увезли на Рублевку, и судьба их до сих пор неизвестна.
Фото: Фото: Виктор БОРИСОВ.
Уникальные автомобили до сих пор не нашли
Сотрудники ФСБ заинтересовались судьбой нескольких раритетных автомобилей, которые два года назад забрали из Рязанского автомобильного института.
В начале 2010 года по личному приказу министра обороны Анатолия Сердюкова в Рязани неожиданно начали расформировывать музей автотехники Рязанского автомобильного института. А уже в феврале из музея для участия в Параде Победы забрали ГАЗ-67Б - командирский автомобиль времен Великой Отечественной войны. Прокатившись по Красной площади, назад он уже не вернулся.
Весной того же года музей лишился еще нескольких экспонатов: автомобиля ЗИЛ-117 знаменитого команданте Фиделя Кастро времен его приезда в Советский Союз, уникального ЗИЛ-111В, на котором Юрий Гагарин после полета в космос проехал несколько триумфальных метров, а также ЗИС-110 первого секретаря ЦК КПСС Никиты Хрущева. Машины увозили друг за другом на одном и том же эвакуаторе без объяснений и извинений. Во время экспроприации одного из «ЗИЛов» в музее шла школьная экскурсия. Машину, о которой рассказывал экскурсовод, погрузили на эвакуатор и на глазах изумленных детишек увезли.
Бывший заведующий музеем Рудольф Вандера рассказал, что министр обороны присматривался к уникальной коллекции музея давно. Сначала потребовал составить фотокаталог экспонатов, а затем с представителями министерства приехал осмотреть раритеты сам.
- Для почетных гостей устроили спецэкскурсию, - рассказал «КП» Рудольф Васильевич. - И когда они проходили мимо жемчужин коллекции автомобилей ЗИЛ-111В и ЗИЛ-117, женщина, сопровождающая министра, несколько раз повторила: «Такой машины у нас нет». О смысле фразы можно было только догадываться. Было известно, что глава военного ведомства владеет роскошным ретросалоном. Рязанцам же в память об увезенных экспонатах остались только фотографии и документы. Вместо ЗИЛ-111В сотрудники музея были вынуждены предъявлять посетителям сертификат, где написано, что автомобиль - памятник науки и техники, национальное достояние России и охраняется государством.
Полностью процедура расформирования завершилась к 1 июля 2010 года.
- Я ведь на тот момент был лицом материально ответственным, - говорит Рудольф Васильевич, - поэтому без бумаг никому ничего из музея выдавать не имел права. Косвенно музей подчинялся Министерству культуры. Но в большей степени мы были подведомственны Минобороны, поэтому окончательное решение принимает министр Сердюков. Москва и так богата подобными зрелищами, а в Рязани такой музей единственный, и новый уже не создать…
В официальной бумаге, которая пришла в Рязань от начальника автотранспортной службы Минобороны полковника Сергея Климова, было указано: 11 марта 2010 года министр обороны принял решение о передислокации зала. Но куда? Согласно нарядам, которые выдали заведующему залом Вандеру, все три машины отбыли на Рублевку… Именно на этом гламурном шоссе располагается 147-я автомобильная база Минобороны.
Фото: Фото: Евгений БАРАНЦЕВ («КП» - Рязань»).
В поисках информации о судьбе увезенных «ЗИЛов» мы решили позвонить в Министерство обороны Российской Федерации.
- А что вас интересует? - поинтересовались в пресс-службе.
- Доставлены ли вам ЗИЛ-111 и ЗИЛ-117 из Рязани?
- Да, нам об этом известно, - невозмутимо ответили нам. - Но это машины министерства. И где их хранить, решает оно. Хотите знать судьбу машин? Пишите запрос.
Следуя совету, рязанская «Комсомолка» обратилась с официальным запросом в Министерство обороны, но ответа нет.
В похожем положении оказался Рязанский музей дальней авиации. В том же 2010-м после визита высокопоставленного чиновника Минобороны РФ оттуда вывезли уникальный образец «русского виллиса» - ГАЗ-67 и дорогие трофейные часы. Говорят, в 45-м эти часы отбили у немцев в боях. Через 65 лет у русских солдат этот трофей отняли свои же генералы. Без единого выстрела...
Нам остается лишь догадываться, дошли ли знаменитые «ЗИЛы» до главного гаража Минобороны, и жадно вчитываться в объявления о продаже раритетов. Об одном таком предложении нам рассказал читатель «КП». По его словам, в Интернете уже продают ЗИЛ-117 за 1,5 миллиона евро. Не из рязанского ли музея?
http://www.kp.ru/daily/25987/2918592/
Георгий БОВТ: Посадят или не посадят Сердюкова? Для многих ответ на этот вопрос имеет уже чисто спортивный интерес
Посадят или не посадят Сердюкова? Для многих ответ на этот вопрос имеет уже чисто спортивный интерес
Фото: РИА "Новости"
И дня не проходит, чтобы не было «внезапно» вскрыто и освещено на телевидении очередное коррупционное гнездо близ Минобороны. Мины ложатся все ближе
Прошел слух о назначении экс-министра в «Ростехнологии». Слух опроверг президент: мол, «пока нигде не работает», но если захочет и если его кто возьмет, то у нас не 37-й год, чтобы мешать. Формулировка дает основания для любых трактовок. Интрига сохраняется.
Чаще всего руководство министерства обороны и ближние к нему фирмы обвиняют в занижении стоимости распродаваемых объектов. Такое обвинение - едва ли не самое труднодоказуемое в суде. Даже российском. Существует формализованный порядок, который, если соблюдать, оставит безнаказанными главных бенефециаров даже самой вроде бы коррупционной сделки. Четко определено, кто и на основании чего называет стоимость объекта, кто проводит экспертизу отчета оценщиков и подтверждает правильность цены, которая затем становится начальной в аукционе, кто дает разрешение на проведение аукциона, кто согласовывает это решение.
Согласно постановлению правительства № 333 еще от 2003 года (последняя редакция была в 2010 году) Минобороны (как, скажем, и управделами президента РФ) было выведено из общего порядка продажи имущества, получив определенную самостоятельность. Однако и это, во-первых, не означало разрешения миновать в целом все те же процедуры оценки, во-вторых, все сделки с имуществом дороже 150 млн рублей все равно должны были быть согласованы в правительстве.
Оценщики - люди негосударственные, члены саморегулируемых организаций. Вывод оценщика, если актом был принят его отчет, может быть опротестован только в суде: в этом случае, поскольку деятельность оценщиков страхуется в обязательном порядке, наступает обычный страховой случай. А не уголовный. Если отчет выполнен профессиональным оценщиком, а его вывод еще и подтвержден экспертным советом саморегулируемой организации оценщиков, то опровергнуть этот вывод практически невозможно.
Таким образом, все вопросы о якобы заниженной оценке объектов должны, получается, адресоваться не Сердюкову и его близким, а оценщикам.
А значит, велика вероятность, что «дело Сердюкова - Васильевой» после некоторого шума в прессе может заглохнуть и развалиться. Зависит это уже не столько от следователей, сколько от политической воли высшего руководства страны.
http://www.kp.ru/daily/25986.5/2918548/
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 2345
Рейтинг поста:
Аналогичная мысль была,после прочтения..
--------------------
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 302
Рейтинг поста: