Обозреватель газеты Handelsblatt полагает, что Кремлю следовало бы соотносить свои притязания с реальным положением дел, а США прекратить смотреть на отношения с Россией сквозь призму идеологии и внимательнее относиться к мнению партнеров:
Эксперты подчеркивают особую важность атмосферных аспектов встречи. Речь идет о восстановлении доверия, утраченного в эпоху Джорджа Буша. Встреча двух молодых президентов открывает подлинный шанс. Повестка дня Обамы исполнена пламенной символики. Нет никакой уверенности, что по основным вопросам стороны достигнут прогресса. Будь то ядерное разоружение, антиракетный щит, энергетическая безопасность, проблема Ирана или вопрос о расширении НАТО: не стоит предаваться иллюзиям, что американцы и русские после завершения словесной "холодной войны" заключат друг друга в объятия и найдут стабильный компромисс. Медведев, конечно, моложе и либеральнее своего предшественника, но в том, что касается внешней политики, он по-прежнему находится в тени Путина.
По сей день внешнеполитические притязания Москвы едва совпадают с реальностью. В соответствии со стратегией безопасности Медведева, миру предстает Россия, преодолевшая внутренний кризис, экономически окрепшая и претендующая на место в кругу сверхдержав. Но, ни одна другая страна не пострадала так от кризиса как Россия, заходит ли речь об армии с ее устаревшим оснащением и недостаточной боеспособностью, о взрывоопасной обстановке на Кавказе или неутешительной экономической ситуации. США, конечно, нельзя поддаваться любым капризам Москвы. Но Обаме следовало бы покончить с нерешительной политикой эпохи Буша. Если Обама желает преуспеть в урегулировании конфликтов в Иране, Северной Корее и Афганистане, ему волей-неволей придется учитывать настроения Москвы.
Tagesspiegel относит ядерное разоружение к приоритетным направлениям сотрудничества, по которым сторонам будет нетрудно найти общий язык:
Выступая в апреле в Праге перед ликующей толпой, Обама подчеркнул, что не считает себя наивным и отдает себе отчет в том, что целей разоружения, ему, возможно, не удастся достичь при жизни. Но в том, что страны, на долю которых приходится 90 процентов мировых арсеналов ядерного оружия, должны разоружаться, он уверен. В противном случае, появляется повод усомниться в искренности требования помешать появлению атомной бомбы у Ирана или Северной Кореи. Американским республиканцам, критикующим курс президента, как "опасный пацифизм", он обещает, что, до тех пор, пока хотя бы одна страна в мире располагает ядерным оружием, Америка не откажется от своих арсеналов и политики устрашения.
Разоружение это лишь одна из многих проблем, с которыми Обама столкнулся в Москве. Ему хочется внушать чувство, что он приступил к неким принципиальным преобразованиям, но возможности его ограничены. Итак, президент США прибегает к опробованному сочетанию средств из честолюбивых замыслов, символических жестов и прямолинейной реальной политики. Заметен некоторый разрыв с политикой Буша, Обама больше внимания уделяет России и избегает провокаций. Это не составляет для него труда, поскольку внешнеполитические координаты изменились. Война в Ираке почти завершилась, сотрудничество с Москвой в вопросах Ирана, Северной Кореи и Афганистана для него важнее. Открытым остается вопрос, готов ли президент США жертвовать поддержкой демократического движения ради хороших отношений с Путиным и Медведевым. Обама дал интервью "Новой газете", сотрудники которой стали жертвами убийств. Но, что из этого следует считать жестом, а что имеет отношение к стабильным переменам? Теперь это зависит и от ответа Москва Обаме.
Tageszeitung также надеется, что похолодание в отношениях между Вашингтоном и Москвой, напомнившее о "холодной войне", удастся преодолеть:
Американская администрация достигла конкретного результата. Россия разрешила США осуществлять снабжение войск в Афганистане через российский воздушный коридор. До сих пор Москва позволяла только поставки гражданских грузов по наземным путям. Россия, будучи одной из важнейших сил в регионе, должна быть заинтересована в подавлении движения талибов в Афганистане и предотвращении ядерного вооружения Ирана. Здесь открывается возможность для сотрудничества с США. Бывшая сверхдержава с новыми претензиями на ведущую роль в мировой политике, пусть и в многополярной системе, считает себя, между тем, вынужденной бросать вызов американцам и вести игру, в которой сумма выигрышей равна нулю.
Frankfurter Rundschau обращает внимание на следующее обстоятельство:
Существует еще один спорный момент: в то время как Россия до сих пор уничтожала свои излишние стратегические боеголовки, США продолжают хранить их на складах. Москва требует единого подхода. Какое количество ядерного оружия необходимо обеим странам для поддержания безопасности – политический вопрос. США и Россия из статусных соображений не хотят доводить численность своих арсеналов до уровня Китая или Франции. Поэтому, в длительной перспективе второразрядные ядерные державы должны быть учтены в контроле над вооружениями. Конфликт вокруг планов развертывания американской системы ПРО в Польше и Чехии, которая якобы призвана защитить Запад от иранских управляемых ракет, не более чем запасной козырь на переговорах. Обама этот проект временно заморозил.
Подготовил: Виктор Кирхмайер
Редактор: Геннадий Темненков