Буксир «Неотразимый» отправился на Новую Землю. Фото: Eugene Iron.
Всего лишь 10 дней назад, 19.09.2012, в Архангельск с Новой Земли вернулось научно-исследовательское судно «Иван Петров» (принадлежит Российской Федерации, порт приписки Архангельск) с российско-норвежской экспедицией на борту. И вот вчера на морском спасательном буксире «Неотразимый» к архипелагу из Архангельска же отравилась новая экспедиция.
Новая Земля — архипелаг в Северном Ледовитом океане между Баренцевым и Карским морями. Административно входит в Архангельскую область как муниципальное образование «Новая Земля». Это один из ядерных полигонов Советского Союза и место захоронения ядерных отходов.
Экспедиция на «Иване Петрове» работала в Карском море, у восточного побережья Новой Земли, в заливе Степового. Начиная с 1992 года радиационную обстановку здесь изучали несколько раз. Выводы всякий раз оказывались хорошими для нас: ядерные отходы не представляют опасности для окружающей среды, содержание радионуклидов значительно ниже допустимых уровней. И теперь российские и норвежские специалисты тоже подтвердили, что ситуация остаётся стабильной.
Объектом особого внимания экспедиции на «Иване Петрове» была советская атомная подводная лодка К-27, которую на флоте звали сначала «Золотой рыбкой», а затем – «Нагасаки». Это уникальный боевой корабль, где в качестве теплоносителя в реакторах применён жидкий металл. «Золотая рыбка» была первым советским охотником за подводными лодками и достойным ответом на вызов американской USS Seawolf. К-27 превосходила «Морского волка» по скорости хода и глубине погружения, побила рекорды по дальности автономного похода и длительности подводного плавания.
Она затоплена у северо-восточного побережья архипелага Новая Земля, на входе в залив Степового, на глубине, всего лишь, 33 метра. К захоронению подводную лодку готовили специально – с расчётным сроком безопасного пребывания на дне 500 лет. Затопить корабль пришлось после радиационной аварии 24 мая 1968 года, когда погибли 9 человек из экипажа, а пострадали все. Отдельное внимание участников экспедиции именно к К-27 вызвано тем, что в обоих реакторах находится не выгруженное топливо, один из них был затоплен в аварийном состоянии. И ещё тем, что лодку планируют поднимать со дна, а затем доставлять на Кольский полуостров и утилизировать. Опасное мероприятие.
Нет никаких сомнений в том, что российское внимание к ядерной безопасности района вызвано грядущими нефтяными проектами на шельфе Карского моря. Экспедиция на «Иване Петрове» была как бы фоном, на котором в присутствии Владимира Путина состоялось техническое событие: руководство Роснефти и ExxonMobil публично сообщили о выборе компании, которая построит специализированную буровую платформу для трёх российско-американских проектов в Карском море. Избранником стал дальневосточный Завод морских конструкций VOSTCO Yard. Но работать он будет в самом тесном сотрудничестве с Норвежской инженерной компанией Kvaerner.
В те же самые дни Москва передала Осло новый, уточнённый список затопленных в Карском море советских атомных реакторов и радиоактивных отходов. Это 17 000 контейнеров и 19 судов с радиоактивными отходами. 14 ядерных реакторов, в 5 из которых находится отработанное ядерное топливо. 735 единиц радиоактивных конструкций… Полный список опубликовала норвежская газета «Aftenposten».
Ну, а вчера «Неотразимый», повёз к Новой Земле очередную экспедицию на очередные три недели. Цель – поиск потенциально опасных подводных объектов, затопленных в водах архипелага. Другими словами, ставится задача найти оптимальный – достаточно надёжный и наименее затратный – вариант обеспечения радиационной безопасности при реализации российско-американских проектов на шельфе Карского моря. Заказчики хотят понять: что из отходов нужно доставать со дна немедленно, а что ещё может полежать.
Кстати, буксир «Неотразимый» – спасательное, противопожарное и водолазное судно, построенное в Советском Союзе в 1981 году. Длина 58,55 метра, ширина12,67, высота борта 5,9 метра, осадка 4,69 метра, скорость 13,2 узла. Главных двигателей два, это польские 8AL 25/30 по 1081 лошадиной силе каждый. «Неотразимый» имеет усиленный ледовый класс и опыт работы на Северном морском пути. Например, в 2010 году буксир свозил высокоширотную научную экспедицию от Архангельска до Анадыря и обратно: 74 дня, 8 тысяч морских миль.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+