Что говорили святые отцы о жизни на других планетах
|
Даже православная церковь уверена, что жизнь на Марсе есть! Фото: REUTERS |
|
В прямом эфире радио КП протоиерей Олег Стеняев, корреспондент «Комсомолки» Екатерина Рожаева и ведущий Арташес Антонян обсуждают, есть ли разумная жизнь во Вселенной.
Антонян:
– Приветствуем всех наших радиослушателей. Меня зовут Арташес Антонян. Это программа «Прощеное воскресенье». В ближайший час мы будем говорить на очень интересную тему. В студии Екатерина Рожаева. И наш гость протоиерей Олег Стеняев, клирик храма Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках. Здравствуйте. Попытаемся найти ответ на вопрос «Есть ли жизнь на Марсе и на других планетах».
Рожаева:
– И даже галактиках, и в принципе, вселенной. А этой темой мы озадачились неспроста, потому что недавно в Киеве состоялся круглый стол, посвященный феномену НЛО, и вообще, неопознанным объектам, явлениям, и процессам, происходящим в космосе. На эту животрепещущую тему высказались ученые, профессиональные искатели аномальных явлений и представили церкви. Когда православным представителям церкви задали вопрос, как они относятся к НЛО, они отметили, мы их не видели. А вот католическая церковь официально признала, что инопланетяне и другие жизни существуют.
Антонян:
– Все-таки есть?
Рожаева:
– Да, существуют. Более того, у них в римском обозревателе, который выходит ежедневно в Ватикане, появилась статья «Инопланетяне – братья мои!», где священник-астроном однозначно утверждает, что в космосе могут обитать иные разумные существа, сотворенные богом. Он предполагает, что если инопланетяне существуют, то среди них могут быть такие, кто не был подвержен грехопадению.
Антонян:
– В раю до сих пор живут?
Рожаева:
– Можно и так сказать. И он говорит, цитирую: «Если где-то есть внеземные существа, то их следует трактовать как наших братьев и творение бога», подчеркивает он. Теперь вопрос к вам отец Олег. А вы как считаете, существуют инопланетяне и другая жизнь во вселенной?
Стеняев:
– Вы знаете, я бы, может быть, не решился самостоятельно ответить на этот вопрос. Здесь я хотел бы привести цитату из письма святителя Феофана Затворника 1863 года. Одна дама написала ему письмо, в котором спрашивала, есть ли жизнь на других планетах. А если есть, как же они спасаются, им же тоже нужен Христос? И вот Феофан Затворник, святитель, святой нашей церкви, он ответил так: «С удовольствием готов сказать вам слово другое в устранение ваших недоразумений. Вы уверены, что все небесные тела населены разумными существами. Что эти разумные существа, подобно нам, по склонности козлу имеют нужду в средствах ко спасению. Что средство это и для них одно изумительное строительство смерти воскресения Христа Бога. Из этих мыслей вытекает у вас неразрешимое недоумение, как мог Господь Иисус Христом быть для них спасителем? И далее он пишет: «Далее предположив бытие жителей на других мирах, ничто не мешает нам предположить, что они прибыли волей божьей, сохранили себя в святости и чистоте. Не нарушили заповеди божьей, и не взбунтовались против бога, как это случилось на нашей планете». Далее святитель Феофан Затворник пишет: «Взбунтовалась одна земля, а прочие миры остались совершенно спокойны. Но бог, которому дорога всякая тварь, не бросил нас, а устроил способ нашего восстановления, который, приемля благоговейною верою, мы спасаемся». В притче пастырь оставляет 99 овец и идет искать одну. Далее он пишет: «Но нельзя допускать эту мысль, что когда о земле такое попечение, то другие миры забыты. И что после сделанного у нас, там и делать ничего для них не остается. Но пусть и палит, то есть он предполагает, что, может быть, там тоже было грехопадение, нет оснований думать, чтобы им неизбежно нужно было воплощение, чтобы оно совершилось на каждой планете. Сила воплощения, искупительная жертва, спасают нас через усвоение их верою. Почему не предположить, что искупательная жертва Христа, совершенная на земле, подействовала благотворно и на другие миры? Почему не предположить, что и тамошние разумные твари приняли ее веру, и таким образом спасаются. Вот это письмо от 1863 года святителя Феофана Затворника, в котором, отвечая на недоумение некой барышни он рассуждает, что в любом случае, даже есть какие-то формы жизни есть. Если там произошло падение, а, может быть, и не произошло, то в любом случае, то, что совершилось на Земле, искупительная жертва Христа, имеет значение для всей Вселенной.
Рожаева:
– В принципе, мне кажется, о чем еще может быть разговор, если в Евангелие от Иоанна сказано: «В доме отца моего обителей много». Мне кажется, это доказывает, что во Вселенной есть разум и другая жизнь.
Стеняев:
– На самом деле, отношение к этому вопросу достаточно сложное. Например, отец Серафим Роуз допускал существование духов, которые окружают земную планету, и проникают в человеческий мир. И даже воздействуют на отдельных людей, или какие-то жизненные процессы. Отец Серафим Роуз – известный американский проповедник православного вероисповедания. Он говорил, что эти духи, поскольку их нельзя отнести к ангелам, к святым духам. На церковной музыке они называются достаточно просто – бесы. И их атаки, которые постоянно идут по отношению к роду человеческому, они могут принимать некий такой интенсивный вид, всякие такие формы, что называется НЛО, зеленые человечки. Кстати, отец Серафим Роуз обратил внимание на то, что эти зеленые человечки являются как правило, к неверующим людям. И что интересно, когда они являются, они учат людей каким-то странным вещам. Например, в Калифорнии был случай, когда один человек рассказывал, что к нему, на его ферму залетела летающая тарелка, и инопланетяне объясняли ему, как правильно кормить кур. Надо лететь через сотни световых лет, чтобы научить какого-то фермера в Калифорнии кормить кур. А бесы могут, по-моему, такими забавами заниматься. Однозначно, решение этого вопроса нет. В свою очередь профессор московской духовной Академии Алексей Ильич Осипов, очень известный, популярный человек, заявил, что с точки зрения православного богословия, нет основания говорить о возможности наличия внеземных цивилизаций, которые обладают разумом и что-то созидают. По его словам такая позиция основана, во-первых, на том, что упоминание о внеземных формах, разумной жизни, отсутствует в новом завете. Во-вторых, в церкви имелось очень много людей, которые достигали высочайшей степени богоподобия, святости. И не один из них никогда не говорил об этом, хотя об этом очень многих спрашивали, замечает профессор Осипов. Кроме того, современная астрономия, продвигаясь далеко вглубь космоса, до сих пор тоже не нашла ни одной планеты, о которой можно было бы точно сказать, что там есть жизнь, подобная той, что на земле. Есть все основания отрицать существование какой-либо внеземной разумной цивилизации, подытожил Алексей Ильич Осипов. Таким образом, мы видим, что существует целая палитра мнение по этому вопросу. Позиция святителя Феофана Затворника, который допускал, что такие формы жизни могут существовать на других планетах, до позиции отца Серафима Роуза, который просто говорит, что бесовские атаки, неопознанные летающие объекты. И позиции уважаемого профессора московской духовной Академии Осипова, который говорит, что мы не видим ни в писании, ни в творениях отцов каких-то свидетельств о том, что такие формы жизни могут существовать.
Рожаева:
– Может быть, они просто не знали, что существуют другие галактики? Тогда не было известно. Они думали, что земля плоская.
Стеняев:
– Отец Роуз – это наш современник. Профессор Осипов, слава богу, еще жив.
Антонян:
– Хотелось бы присоединить к нашей беседе слушателей. Бесплатная телефонная линия для всех жителей нашей страны. Несколько веков назад еще сомневались в том, что земля круглая, жгли на кострах, Бруно пострадал. Но, тем не менее, каким образом, все-таки, пришли к тому, что, может быть, почему эти мнения расходятся. Почему сейчас католики официально признали…
Рожаева:
– Они официально признали, что почему бы и нет. Потому что Вселенная огромная. И в доме божьем могут жить и другие, похожие именно на людей существа.
Стеняев:
– Могу сказать, что о круглой форме Земли свидетельствует в священном писании в книге Иова, которая была написана до нашей эры. Там говорится о том, что Господь восседает над шаром земным.
Рожаева:
– За что же тогда жгли в средневековье?
Стеняев:
– На самом деле, если взять, например, даже католических авторов, таких как Николай Кузанский, который жил значительно раньше, чем Джордано Бруно. Они писали о круглой форме Земли, о том, что Земля движется в пространстве. Проблема Джордано Бруно как раз заключается в том, что он верил в то, что все мира населены. Что жизнь есть на Солнце, что жизнь есть на звездах, жизнь есть на Луне. Именно это послужило основанием для приговора этого человека к смертной казни. Он был сожжен. А то, что Земля круглая, церковь всегда это знала. Это из Аристотеля выводится, из других древних философов, авторов известных.
Рожаева:
– А химические реакции, и те же самые физические законы действуют во Вселенной, или чем-то отличаются от земных? То есть, эти законы едины для всей Вселенной?
Стеняев:
– Это очень интересный вопрос. Вот я открыл священной писание. Первое царство, вторая глава, восьмой стих. Здесь сказано: «Ибо у Господа основание Земли, и он утвердил на них Вселенную». То есть, здесь говорится о том, что те же самые законы, которые действуют на нашей планете, на их основаниях, этих законов, учреждена вся Вселенная. То есть, таблица Менделеева работает везде одинаково, и на Венере, и на Марсе, и на Земле. Это очевидно из священного писания. Ведь Бог является творцом не только нашей планеты. Он сотворил небо и землю. Когда мы открываем Библию, то там сказано: «Вначале Бог сотворил небо и землю». С еврейского дословный перевод получится такой: «Вначале сотворил Бог с небом и с землею». А что он сотворил с небесным миром? А что с земным? Ну о земле мы можем говорить. А что он сотворил с небесным миром, здесь, конечно, вопросы остаются открытыми. Но священное писание как-то их обозначает.
Антонян:
– Есть желающие присоединиться к нашей беседе. Приветствуем в нашем эфире Виктора Васильевича. Здравствуйте.
Виктор Васильевич, звонок:
– Здравствуйте. Прошу заранее прощения, чтобы не обидеть священника. Но вопрос такой. Святая Матрона Московская, она считывала информацию как говорят ее современники, или получала информацию от создателей, или от параллельных миров. Как это объясняет церковь этот феномен? Получается, что мы не одни. Она знала будущее некоторых людей. Это факт. Спасибо.
Стеняев:
– Тут дух, который дается святому человеку. Этот дух проницает будущее, оценивает реально настоящее, и видит истину прошлого. Причастность к духу святому, то есть, к божественной ипостаси третьего лица Святой Троицы, дает человеку возможность созерцать то, что не созерцает человек, который не причастен к жизни духа святого. Поэтому здесь надо понять, что Бог является творцом всей Вселенной. И в Библии сказано, что небеса небес не могут вместить бога. То есть, он выходит за пределы всего тварного мира, того мира, который он сотворил. Но при этом, хотя Бог является и творцом всей Вселенной, он нигде не соединился со Вселенной. То есть, он не стал частью своего тварного мира. И нам надо понять, что когда Бог сотворил мир, он не устранился от управления этим миром. Он промышляет об этом мире, есть какой-то план божий относительно каждой части творения. Например, в Библии сказано, что каждой звезде на небе Бог дал имя. Что значит, дал имя? Подчинил своей власти. А как это понять? То есть, какой-то замысел тоже у Бога есть. И вот такие удивительные люди, как Матрона Московская, это люди, относительно которых был тоже замысел Божий. Господь использовал эту удивительную женщину, которая совершенно не видела, но при этом очень любила святые иконы. И девочкой она залазила к святому углу, снимала иконы в доме, и пыталась через шероховатость поверхности, как бы распознать, что там написано. И вот Бог сделал так, что она, которая была инвалидом с детства, чувствовала инвалидность духовно других людей. Она помогала другим людям. То есть, Бог через нее целил настроение людей. Если они были какие-то депрессивные, это тяжелые времена 30-40-е годы, духовно-нравственные изъяны она врачевала своими наставлениями. Таких людей Бог всегда имеет на земле. И мир не оскудевает такими людьми. Они и сейчас есть. Собственно говоря, Бог и сотворил мир ради таких людей, чтобы они помогали другим духовно возрастать. Поэтому не надо думать, что Матрона Московская была антенной на связи с инопланетянами. Нет. Дух божий, дух святости научал, наставлял ее на всякую правду. И она, как преданная богу, служительница Христа, она несла людям утешение.
Антонян:
– Инопланетная тема вызвала интерес у наших радиослушателей. Еше вопросы. Выслушаем того, кто дозвонился по нашему номеру. Андрей, здравствуйте.
Андрей, звонок:
– Добрый день. Всегда приятно слушать батюшки. Благословите, батюшка.
Стеняев:
– Господь Вас благословит.
Андрей, звонок:
– Спаси, Господи. Я вот хотел бы случай из своей жизни вспомнить. Когда-то я прочитал маленькую тоненькую книжку, чудом мне попавшуюся. Это воспоминания о жизни Серафима Саровского, тоже прорицатель и божий человек. И я вспомнил такую вещь, когда он говорил такую вещь: как же, существуют бесы, мир такой хрупкий. Что один маленький бес может своим когтем так раскрутить земной шар, что чуть ли не у всех людей голова закружится, и многие могут умереть. Объясните, почему некоторые люди сейчас ведут себя как инопланетяне на нашей хрупкой земле?
Стеняев:
– Действительно, бесы, они обладают колоссальной силой. И один бес, или демон, может, действительно, раскрутить землю так, что все мы с нее слетим. Почему же злые духи этого не делают? Дело в том, что Бог контролирует одинаково и добро, и зло в этой Вселенной. Это слова божии – я творю свет, я творю тьму. Я произвожу бедствие, я посылаю благословение. То есть, Бог одинаково контролирует и зло, и добро, и свет, и тьму. Давайте вспомним, когда Иисус Христос пришел в Десятиградие, там большое стадо свиней паслось. И там были два бесноватых. Иисус Христом изгнал бесов из бесноватых. А бесы ему говорят – пошли нас в свиное стадо. Он говорит – идите. Они зашли в свиней эти бесы. И все стадо захрюкало, и бросилось сразу в пропасть, в морскую гиену. И святые отцы задаются вопросом – почему Христом разрешил бесам войти в свиней? Христом показал, чтобы сделали эти космические вселенские демоны с нашей планетой, если бы божественные промыслы ее не оберегали. Действительно, дьявол давно бы уничтожил нашу маленькую планету, ничего бы здесь не осталось. Ядерная война бы началась, и все. Бог контролирует, как я уже сказал, и добро, и зло, как сказано в священном писании. Он не подпускает этим силам зла осуществлять свою экспансию против нашего мира, разрушить наше условное планетарное спокойствие. То есть, самая мощная защита от сил зла это та, что от Бога. А сила зла реальна. Они присутствуют в пространстве между небом и землею. Это низвергнутые ангелы. А почему они не существуют на небе? Потому что сказано – небо Господу. Почему они не существуют на Земле? Сказано – Землю он отдал сынам человеческим. Это цитаты из псалтыря. А вот пространство между небом и землей – это пространство наполнено очень многими духами. И апостол Павел говорит: «Наша брань, то есть, наша война, не против крови и плоти, а против сил злобы поднебесной». Вот эти духи злобы поднебесной, они наполняют огромное пространство, и они пытаются на нас оказывать какое-то воздействие. И возможно, они, как раз спекулируют на этом суеверии. То, что люди увлекаются научной фантастикой, научной в кавычках, космической фантастикой.
Рожаева:
– Колоссальный же интерес к этому.
Стеняев:
– Огромный интерес. Здесь бесы могут даже провоцировать развитие этого интереса. Вдохновлять какого-то сценариста, кинорежиссера на создание. Создается как бы новый тип религии. На самом деле те люди, которые верят в НЛО, это тоже форма некоего такого религиозного чувства. Они же не знают точно, есть это или нет.
Антонян:
– А вот католики официально признали, что существует НЛО. А как Православная церковь относится? Есть ли какая-то официальная позиция?
Стеняев:
– Католики, они, все-таки надо оговориться. Они допускают, что это может быть, исходя из того, что как бы существует единство законов природы. Когда на землю доставили грунт с Луны, там ничего нового не нашли, собственно говоря. Это все списывается в систему Менделеева. Когда полетели к Марсу, тоже ничего нового.
Антонян:
– То есть, все строилось по одним шаблонам? То есть, один и тот же творец.
Стеняев:
– Для нас, для христиан, это как раз очень важно, что везде одно и то же. Это показывает, что есть один творец у всего мироздания. А то, что мир когда-то начался, это признают сейчас многие ученые. Они называют это теорией взрыва. Почему ученые пришли к необходимости признать начало. Потому что есть такое понятие, как, например, теплообмен. Одно тело отдает тепло другому. Если бы вселенная существовала точно, давно бы теплообмен был бы завершен, и везде бы была одна температура. Жизнь была бы невозможна. Или есть такое явление, как распад радиоактивных веществ. Если бы Вселенная существовала вечно, это все равно, что маленькая дырка в бочке. Рано или поздно весь этот радиоактивный обмен, распад, он бы завершился бы. А мы видим, что мир существует в состоянии теплообмена, одно тело отдает тепло другому. Радиоактивные вещества распадаются. Это свидетельствует о том, что если начало. Ученые говорят, что это взрыв из какой-то точки. Они говорят, что там материя была такая сжатая, что можно сказать, что ее как бы и не было. А потом происходит вот этот взрыв. Библия это описывает словами: «И сказал Бог да будет свет, и стал свет огромной вспышкой, и начало мира».
Антонян:
– Нам необходимо сделать небольшую паузу. Есть несколько телефонных звонков. Мы обязательно выслушаем ваши вопросы. Пожалуйста, дождитесь следующей половины часа. Наши радиослушатели, которые только готовят свои вопросы, могут присоединиться, дозвонившись по телефонному номеру 8-800-200-97-02. В студии Арташес Антонян, Екатерина Рожаева. И наш гость, который как специалист выступает в этой тонкой области, протоиерей Олег Стеняев – клирик храма Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках. Пытаемся найти жизнь на других планетах, а вернее, пытаемся найти ответ – существует ли это на самом деле? Обязательно дозвонитесь. И еще раз просьба, дождитесь возможности высказаться в эфире. Оставайтесь с нами. Мы прямо сейчас перейдем к телефонным звонкам. Люди давно ждут. Приветствуем в нашем эфире Владимира.
Владимир, звонок:
– Я вас тоже приветствую. У меня такой вопрос. Как православие смотрит на то, ради чего создан этот мир. И отвечая на этот вопрос, видимо, можно с большей или меньшей уверенностью ответить – есть ли параллельные миры, или их нет вообще? Для чего создан этот мир?
Стеняев:
– Первое божье творение, как пишет…. – это свет. Когда Бог говорит, да будет свет, и стал свет. Но мы понимаем, что свет – это не самостоятельная некая субстанция. Свет должен отчего-то отражаться. Он должен что-то высвечивать. И святые отцы, отвечая на вопрос, почему тогда первозданным творением является именно свет, говорят, что этим самым Бог обозначил и конечную цель существования этого мира. Как мы в православной церкви молимся – во свете твоем да узрим свет. То есть, цель существования этого мира, чтобы божественный свет завладел бы всем творением божьим. А Бог, творя мир, хочет поделиться как бы радостью своего бытия с тем миром, который не существовал до того момента, пока он не начал творить. И когда Бог взывает из небытия в бытие мир, то, что ученые называют великим взрывом во Вселенной. Это было желание Создателя поделиться благостной любовью духовного мира, в котором пребывают боги. И с тем, что не существует еще. Как бы божественная любовь. Она взорвала небытие, и породила тварное бытие. Поэтому назначение человека и всего творения во свете божьем узреть свет. Так как Бог сотворил не только людей, есть другие существа, которые существуют и наделены разумной душой. Это ангелы. Причем, об ангелах говорится, что они разных чинов. То есть, разных видов. Ангелы, архангелы, хирувимы, Серафимы, начало, господство, силы, власти – это разные формы бытия. Совершенно разные. Хотя, по общим понятиям, мы их объединяем ангелы. Так и люди, тоже есть разные люди. В результате мутаций греха возникли разные расовые группы, и так далее. И мы видим, что мы не все похожи друг на друга. Наоборот, каждый из нас не похож на всех остальных. И вот это многообразие духовного мира и физического мира – оно создано Богом для того, чтобы свет, который вызвал из небытия в бытие, то есть, вспышка потока божественной любви, оказалась бы и конечной целью в существовании этого мира.
Антонян:
– Вопрос по поводу света как раз. Положение Земли по отношению к Солнцу. Возникали споры когда-то, несколько веков назад. Как сейчас?
– Стеняев:
– Надо сказать, что никогда христианская церковь не имела своей позиции по этому вопросу. Была система Птолемея. Эта система учила, что в центре мироздания Земля. А вокруг Земли вращается Солнце, звезды, планеты. И это центр Вселенной. Церковь не отвергала теорию Птолемея, потому что это была научная теория, или научная гипотеза была такая. Потом появилась гипотеза о том, что Солнце в центре Вселенной, Земля, планеты, звезды тоже вращаются все вокруг нашего Солнца. Здесь уже роль Земли немножко скромнее. И повод для смирения возрос. А потом уже пришли к мысли, что и само наше Солнце вращается вокруг Галактики. Наша солнечная система находится на краю этой Галактики, и положение Земли уже совсем не центральное. Это величайший повод для смирения. Действительно, когда люди постигают космос, они убеждаются в том, что не мы, как говорится, пуп Земли. Но вот цитата святителя Феофана Затворника, которую я приводил, ценность нашей планеты, с точки зрения святителя Феофана заключается в том, что именно здесь воплотился сын божий, который совершил акт искупления. Феофан Затворник даже предполагает, что если грехи совершались на других планетах, то, что совершилось здесь, разумные существа на других планетах, уповая на совершенно здесь, они могут обрести спасение. Конечно, это частное богословское мнение. Потому что многие авторитетные люди в церкви говорят, что никаких форм жизни нет на других планетах. А есть бесы и демоны. Но не только Феофан Затворник, были и другие люди, которые предполагали наличие форм жизни вне нашей планеты. И они исходили из текста, что в доме отца обителей много, что Бог каждой звезде дал какое-то имя. Что такое дать имя? Это подчинить своей власти. То есть, установить свои законы, принципы, чтобы им это было подчинено. Я не думаю, что светило может руководствоваться нравственными принципами. Наверное, здесь какой-то другой смысл в этих словах.
Антонян:
– Примем телефонный звонок. Уже очередь выстроилась из тех, кто хочет с нами пообщаться. Давайте попытаемся коротко выслушать вопросы, и быстро ответить на них. Константин, здравствуйте.
Константин, звонок:
– Здравствуйте. Чрезвычайная история на передаче. У меня вопрос к вашему многоуважемому гостю. Из ряда научных источников, научных фильмов, что Бог, ученые выдвигают версию, что Бог как представитель инопланетян. Якобы, 12 тысяч лет назад, определено это по рисункам и различным сведениям, посещали инопланетяне. Даже есть такой классический рисунок, когда все упали, молятся. А Бог наблюдает. Они все молятся, ждут, когда он приземлится. Такие есть рисунки. Второе, что я хочу сказать. В планетах обнаружено сходство с нашей Землей. Возможно, там тоже есть живые существа? Как вы относитесь? Что создали людей не Адам и Ева, а, якобы, инопланетяне скрестили свои гены с обезьянами.
Антонян:
– Много вопросов. Я не знаю, хватит ли нам времени на них ответить.
Стеняев:
– Недавно был фильм «Прометей». Тот мужчина, который звонил, наверное, посмотрел этот фильм. Там как раз эта теория развивается. На самом деле теория о том, что здесь жизнь возникла от инопланетян, эта теория не решает вопроса, откуда жизнь, потому что сразу возникает вопрос, а откуда инопланетяне откуда взялись? И получится, что их создал один Бог, другого – другой Бог, третьего – еще один Бог, четвертый Бог, и так далее. Нет. Есть один Бог, который сотворил все формы жизни здесь на этой Земле, который сотворил все звезды и планеты во Вселенной. Вот какой смысл мы вкладываем в слово Бог, когда произносим это слово. Бог – это творец всех миров. Он выходит за пределы своего творения. Он не может являться частью своего творения. Иначе бы сразу возник вопрос, а кто его сотворил? Поэтому теория о том, что инопланетяне они принесли сюда жизнь, она не отвечает на вопрос, откуда вообще жизнь возникла. Потому что сразу возникает вопрос, а кто создал инопланетян? Мы православные христиане верим в Бога, который господствует во всем мироздании. Любой камень, который летит в нашей солнечной системе, или в другой какой-то звездной системе, Бог четко определяет траекторию этого камня. Есть такое интересное высказывание, если черной, черной ночью по черной, черной скале ползет черный, черный муравей, Бог знает, куда он ползет, и зачем он ползет, и откуда он ползет. Мы живем в этом мире, и мы не всегда понимаем, откуда мы пришли в этот мир, для чего мы живем, куда мы уйдем потом. Но человеку свойственно задавать такие вопросы. И когда человек обращает свой взор к небу и думает, что, может быть, оттуда он может получить вопросы. Я бы посоветовал ему заглянуть в свой книжный шкаф, найти Библию. В Библии есть ответы на многие вопросы. Это небесное откровение, которое дано нам от создателя неба и земли, от того, который сотворил всю Вселенную, все мироздание. И здесь говорится очень многое о том, как существует этот мир, какие законы господствуют в этом мире, и что Бог хочет от нас. Для чего он создал нас? Ведь жизнь, как сейчас уже ученые это поняли, это столь величайшее событие во Вселенной. Многие ученые говорят, что только на Земле, похоже, она есть. Потому что нигде еще не нашли. И мы должны дорожить этим эксклюзивом нашего существования, оценить этот факт, потому что безжизненный космос, этот холодный мир смерти, который окружает нас, и маленькая наша планета, затерянная где-то на краю нашей Галактики, и тонкая пленка жизни, вот этот момент биосферы. Есть такое понятие, как гомосферы. Это мир людей, живущей на этом тонком слою, который покрывает нашу Землю, слои биосферы. И вот факт нашего существования перед лицом этой огромной Вселенной, и тайна смерти, как тайна вечности, раскрывается все это только в библейском откровении. И там я видел пустоту, мрак, смерть, холодный космос, мы христиане, говорим, там, где вы видите смерть, мы видим Христа. Там, где вы видите пустоту, бессмысленность существования – мы видим вечный смысл. Бог, сотворив мир, поделился своей любовью с этим миром. Он создал тварей. Как учит православная церковь для того, чтобы ввести сотворенный мир в радость осознания собственного бытия.
Антонян:
– Еще один телефонный звонок. Такие интересные ответы у нас получается. Не хочется прерывать. Тем не менее, есть люди, которые хотят нас засыпать сегодня вопросами. Валерий, здравствуйте.
Валерий, звонок:
– Здравствуйте. Скажите, пожалуйста, может быть, я что-то не так понимаю. Я Библию не очень хорошо знаю. Но, по-моему, в Библии написано, что Бог все живое, всю Землю, животных, весь мир создал за семь дней. Это так? Или я что-то не так понимаю?
Рожаева:
– За шесть дней. На седьмой отдыхал.
Стеняев:
– Еврейское слово йом, который переведено слово день, оно может означать и двадцать четыре часа, и сорок пять минут, время нашей передачи, и одно мгновение. Все, что угодно. Это неопределенное понятие йом. Но говорить о двадцати четырех часах мы можем только после четвертого дня, когда говорится о сотворении солнца. Потому что двадцать четыре часа это время оборота нашей земли, нашей планеты по отношению к солнцу. Поэтому ранее говорить о двадцати четырех часах достаточно сложно. Хотя некоторые отцы допускали и такую точку зрения. Но другие отцы говорили, нет, это совершенно неопределенное понятие. Божий день, это, как сказано, у бога один день как тысяча лет, а тысяча лет как один день. То есть, все это очень относительно. Кстати, Библия в этих цитатах показывает, что это первая книга, которая заявила, что время относительно. У Бога один день как тысяча лет, а тысяча лет как один день.
Антонян:
– Есть желающие продолжать задавать нам вопросы. Напоминаю, что сегодня мы пытаемся выяснить, насколько все же существует жизнь на других планетах по образу и подобию. Один вопрос, который прозвучал в нашем эфире от одного из радиослушателей. Мы много ответила, а этот, может, как-то пропустили, по поводу того, что инопланетяне с обезьянами что-то скрестили. Это как оправдание Дарвиновской теории?
Стеняев:
– Теория Дарвина о происхождении видов – это именно теории, это именно гипотеза. И не все ученые согласны с этой теорией, гипотезой, потому что существуют недостающие звенья, именно не звено, а звенья. Почему? Потому что не найдено звено, переходящее между человеком и обезьяной. Но найдены звенья между разными животными и их как бы древними прародителями, как это себе представлял Дарвин. С другой стороны мы видим, что люди всегда осознавали, что в мире когда-то были огромные змеи, ходящие на лапах. Как человеческая память могла это донести? А это присутствует в каждой мифологической культуре. Это значит, что люди были современниками динозавров. Иного ответа не может на это быть. Не случайно ученые обнаруживают иногда следы вот этих древних ящеров, и рядом следы человека. То, что мы называем гомо сапиенс, человек думающий, или человек прямоходящий. Это вопросы, которые стоят перед наукой. Она не может ответить на них. Кстати, научные знания – это очень зыбкие знания. Почему? Любое открытие в науке в той или иной степени опровергает все предыдущие представления. И вот смена этих теорий, Пантелеевская теория о том, что Земля в центре Вселенной. Потом другая система, что Солнце в центре Вселенной. Теперешняя гипотеза, как все это присутствует. Поверьте мне, через сто лет будут с иронией относиться к научным данным, которые сейчас, точно также как и мы относимся с иронией к тому, как люди сто лет назад понимали себе все это.
Антонян:
– Отец Олег, а как вы относитесь? Вот мы заговорили о научной фантастике, о звездных войнах даже вспоминали. Вы как относитесь? Как я понял, что вы как минимум фильм «Прометей» смотрели, или знаете, о чем там речь?
Стеняев:
– Вы знаете, фильм «Прометей» мне очень понравился. Мне понравился он тем, что когда люди столкнулись вот с этой жестокой как бы инопланетной реальностью, они вдруг начали вспоминать о том, что нужно носить крест. Потом там показывают негра, который все время ходит и курит сигару, очень не экологически себя ведет. И елку рождественскую сделали на корабли, то, что считается не политкорректным в американском обществе. И он говорит, у меня Рождество, я праздную, и буду праздновать. Человек живет по своим понятиям. И там момент, когда как бы они доказали, что человек произошел от инопланетян. И один человек говорит женщине, которая верующая, с крестом, снимай крест, теперь я понимаю, что ничего нет. А когда она столкнулась с этой ужасной реальностью, что это какие-то демоны ужасные, а даже не существа, не прародители, а какие-то злые демоны, она ищет по кораблю свой крест, чтобы одеть его на себя. Вдруг она вспомнила нехристианские ценности, обитая на этой планете. Я очень удивляюсь, что такой фильм появился в этой политкорректной до абсурда Америке. Но этот фильм с христианским подтекстом.
Антонян:
– А получается, что те, кто живут на других планетах, они скорее демоны.
Стеняев:
– В фильме показано, что это какие-то ужасные демоны, которые воюют друг с другом. Там еще есть какие-то другие странные существа. Но в любом случае давайте подведем итог. И в нашей церкви существуют разные подходы к этому вопросу. В целом церковь не задается этим вопросом, потому что он не является жизненно необходимым. Для нас более актуальный вопрос, есть ли человек на земле. Человек, который знает Бога, который любит Бога, и понимает небеса.
Антонян:
– Последний телефонный вопрос мы сейчас выслушаем. Времени совсем мало остается. Очень коротко. Здравствуйте, Александр. Слушаем вас.
Александр, звонок:
– Добрый день. Я хотел бы вам вопрос задать, на который физики не отвечают. А что было до большого взрыва? Спасибо.
Стеняев:
– Было бытие Бога, полное смысла, любви, света. И Бог, который не является материей. Бог – есть дух. Бога никто никогда не видел, и видеть не может, сказано в священном писании. Он наполнял собою все. То есть, была жизнь бога самого в себе. И в самом себе он творит этот мир для того, чтобы поделиться радостью бытия ипостасных лиц Святой Троицы отца, сына и святого духа, в их взаимной любви друг к другу с тварным миром.
Рожаева:
– Я хочу задать вам последний вопрос о зеленых человечках, или о инопланетянах, или как там они будут выглядеть. Если лично к вам они пришли, и все-таки показались бы, вы бы что сделали? Что бы вы им сказали?
Антонян:
– Изгнали или поверили?
Рожаева:
– Перекрестили?
Стеняев:
– Я бы, прежде всего, перекрестился бы. Потом я бы дунул, плюнул, и сказал бы – Изыди сатану!
Антонян:
– То есть, позиция такая, что все же, скорее всего, там демоны?
Стеняев:
– Я сказал, как бы я поступил в этой ситуации. Но как было заявлено в начале передачи, есть самые разные подходы к этому вопросу. Придание церкви оно живо, оно подвижно, оно ни есть что-то такое застывшее, как какой-нибудь астероид, летящий в космосе, и то об этом астероиде Господь уже предусмотрел – куда, зачем и откуда он летит. А знает ли человек, слушающий нашу передачу сегодня, зачем он существует в этом мире, откуда он пришел, куда он идет? Сейчас для нас более важен не тот вопрос, есть ли жизнь на Марсе, а более важен вопрос, а сохраним ли мы жизнь на Земле? Жизнь именно в нравственном понимании этого слова, в религиозно-духовном понимании этого очень объемного понятия.
Рожаева:
– А что бы вы посоветовали нашим слушателям?
Антонян:
– Если можно, в двух предложениях. Времени совсем не остается.
Стеняев:
– Задумайтесь о том, для чего вы живете здесь. И знайте, что Бог своей любовью создал вас, вызвал каждого из нас из небытия в бытия. Это надо ценить, это надо помнить. Дар священной жизни – это очень эксклюзивно из того, что существует.
Антонян:
– Спасибо большое вам за эту часовую программу «Прощеное воскресенье». Екатерина Рожаева, Арташес Антонян и протоиерей Олег Стеняев – клирик храма Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках. Спасибо большое нашим радиослушателям, разумеется. Источник: kp.ru.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Не на костре, конечно, и не 400 лет назад, а ещё в начале 20 века за такие "ереси" ему бы мало не показалось. Сана бы лишился точно.
Напомню историю: в 1914 году вышла последняя книга с критикой Коперника и гелиоцентрической системы от священника Иова Немцева "Круг земли неподвижен, а солнце ходит".
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 67
Рейтинг поста: