Фото: из архива «КП».
Сухогруз Arctic Sea
Чем закончилась скандальная история для ее главных героев?
В августе 2009 года одной из главных новостей в мире была эпопея с таинственным исчезновением сухогруза Arctic Sea и еще более таинственным его освобождением. «КП» попыталась разобраться: что за прошедшие три года стало с ее главными фигурантами и самим судном?
По общепринятой официальной версии, судно Arctic Sea следовало из Финляндии в Алжир с грузом леса и бесследно растворилось в Балтийском море 24 июля 2009 года вместе с экипажем из 15 россиян. Вскоре появились слухи, что корабль захвачен, а за освобождение моряков и самого судна пираты требуют выкуп. Спустя три недели сухогруз отыскали в Атлантике в трехстах милях от Кабо-Верде, и российский сторожевой корабль «Ладный» освободил экипаж, арестовав на борту восемь посторонних человек.
Как выяснилось в ходе следствия, граждане России, Эстонии и Латвии поднялись у берегов Швеции с моторной лодки на борт Arctic Sea под тем предлогом, что у них кончилось горючее. После чего с оружием захватили корабль, не позволив экипажу подать сигнал бедствия.
Смена флага
Через полгода после захвата канадская компания, производящая перевозки на побережье Канады и США, приобрела Arctic Sea за 2,3 миллиона долларов. Теперь скандальный сухогруз возит тот же самый лес, но уже в западном полушарии, а флаг Мальты на нем сменил флаг Барбадоса.
Сошли на берег
Часть моряков практически сразу была отпущена и вернулась домой. Четверых других и капитана судна военные задержали на Arctic Sea больше, чем на два месяца. В начале ноября, когда судно было передано владельцу, моряки вернулись в Архангельск. Двое из того экипажа решили в море больше не ходить и нашли себе работу на берегу, остальные вновь плавают на разных судах.
План разработал бывший глава эстонской разведки?
Следствие длилось два года. Двое из пиратов признали свою вину и активно сотрудничали со следствием, за что получили соответственно пять и семь лет колонии. Шестеро отказались признавать себя виновными, продолжая называть себя «экологами, потерпевшими бедствие в Балтике и подобранными Arctic Sea». Осуждены они были лишь в марте 2011 года, и к ним суд оказался более строг. Двое получили по семь лет тюрьмы, трое - по десять, а один - вообще двенадцать. Три года заключения суд выдал латвийскому бизнесмену Сергею Демченко, которого тоже признали причастным к захвату.
Довольно быстро удалось разобраться с мотивами захвата Arctic Sea. Как рассказал пошедший на сделку со следствием Дмитрий Савинс, организатором акции был экс-глава эстонской разведки Эрик Кросс. Он хотел не только получить выкуп за судно, но устрашить всех судовладельцев, показав им, что Балтика в плане пиратства небезопасна. Тем самым он пытался повысить спрос на услуги своей компании: охрану грузов в Балтийском море.
Кросса объявили в международный розыск, заочно предъявив ему обвинение в пиратстве, и он на некоторое время «потерялся»: где находится эстонец, не знал даже Интерпол. Однако потом он опять объявился на родине, обвинения отверг и дал показания эстонским правоохранительным органам. Те пришли к выводу, что он к захвату сухогруза не причастен, и выдавать бизнесмена отказались. Сейчас ситуация патовая: Россия просит выдать, Эстония не соглашается.
|
О том, что на самом деле вез сухогруз, до сих пор спорят до хрипоты любители конспирологии. Арестованные на судне пираты утверждали, что они - всего лишь потерпевшие бедствие экологи... Фото: ИТАР-ТАСС |
|
Но есть версии
Запутанные приключения Arctic Sea породили целую волну теорий, легенд, слухов, объединенных одним штампом «А на самом деле там было…».
Прошедшие три года не слишком разогнали туманную завесу, но кое-что все же прояснили.
По самой простой версии, экипаж сухогруза промышлял контрабандой, за что и поплатился, пав жертвой банальных пиратов. Куда сложнее версии с нелегальным «правительственным» грузом, который куда-то вез Arctic Sea. Большинство придерживающихся такого варианта считает, что это было некое оружие, которое официально поставлять в определенные страны и регионы нельзя. Кто-то говорит, это были крылатые ракеты для Ирана, кто-то - зенитные комплексы для Сирии. Кто-то не верит в пиратов и утверждает, что корабль угнали спецслужбы неких держав, не заинтересованных в этих оружейных поставках, после чего уже российским спецслужбам спешно пришлось спасать и лицо, и добро.
Министр иностранных дел России Сергей Лавров сразу заявил, что информация о перевозке на борту сухогруза Arctic Sea российских зенитно-ракетных комплексов С-300 не соответствует действительности. Через некоторое время российские следователи объявили, что не нашли никаких посторонних грузов на борту сухогруза. Какая-то новая информация в деле теперь появится разве что в том случае, если решат заговорить капитан Arctic Sea или кто-то из членов команды. Но они пока предпочитают держать язык за зубами.