«Внутри НАТО есть группировка стран, которая боится улучшения отношений с Россией», -- считает чрезвычайный и полномочный посол РФ при НАТО Дмитрий Рогозин. По его словам, как только намечается определенное потепление в двусторонних отношениях, «они вбрасывают какую-нибудь дохлую кошку». На этот раз такой «кошкой» стала высылка из Брюсселя двух российских дипломатов -- впервые за историю представительства РФ при альянсе. Россия ответила тем же, и, похоже, на этом конфликт сошел на нет. Как считает Рогозин, сейчас многое зависит от инициативы президента США Барака Обамы -- решит ли он исправить ошибки, допущенные прежней администрацией.
Для налаживания сотрудничества между блоком и Россией необходимо некое общее дело, полагает Дмитрий Рогозин. Когда российский контингент размещался в Косове, совет Россия--НАТО вел постоянную работу по взаимодействию военных сил. Так было и при проведении других миротворческих операций. Посол России при НАТО надеется, что новая возможность для сотрудничества появится в рамках борьбы с пиратством или при урегулировании ситуации в Афганистане.
Учения в Грузии
Учения стран НАТО в Грузии, проведенные на фоне парламентских выборов в Южной Осетии, -- это «провокация и шантаж, направленные против жителей Южной Осетии». Дмитрий Рогозин считает, что военные учения были проведены из-за принципиальности стран НАТО. Но «российская дипломатия хорошо поработала»: семь стран отказались от участия в этих учениях.
По словам Рогозина, «продвижение НАТО на восток захлебнулось»: Грузия не вступит в блок. Во-первых, согласно уставу НАТО в альянс не могут быть приняты страны с нерешенными территориальными спорами. Во-вторых, непонятно, в каких границах Грузию можно взять в военный блок. Если без Абхазии и Южной Осетии, то члены НАТО и сама Грузия должны признать независимость закавказских стран, что вряд ли реализуемо. Принятие Грузии в блок (в границах, признаваемых Западом) с наличием российских военных баз также невозможно.
Однако Рогозин уверен, что использование Грузии как раздражителя России на юге Кавказа продолжится. Будут осуществляться милитаризация, обучение грузинских военных, техническое сотрудничество, учения -- хотя и вне рамок членства в НАТО.