|
Римма Грачева |
Родилась в 1958г., под городом Горьким в рабочем поселке. Окончила экономический факультет Горьковского государственного университета. Работала инженером по нормированию труда в НИИ, экономистом на производстве, начальником планово-учетного отдела, главным бухгалтером, занималась частной консалтинговой деятельностью. Автор ряда книг по бухучету, анализу и налогообложению. Сайт: Методология бухгалтерского учета. Страница в ЖЖ: mikuli_shna Связь с автором: meinu@buhlabaz.ru |
Странное учреждение – Центральный Банк Российской Федерации (Банк России). Вроде и статус законом определен (юридическое лицо), и функции известны (они очень даже государственные), и полномочия законом очерчены вполне отчетливо, а место ему в государственной системе – не определено. Можно, конечно, возразить: о каком таком месте в государственной системе речь, если Банк России – юридическое лицо, а не орган государственной власти? Погодите...
Вот, в Конституции черным по белому: «Защита и обеспечение устойчивости рубля – основная функция Центрального Банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти» (см. ч.2 ст.75 Конституции РФ). Те же слова, со ссылкой на Конституцию, находим и в ст.1 Общих положений Федерального закона от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». В законе даже конкретизируется, что свои функции и полномочия Банк России осуществляет независимо ни от каких других органов власти: ни федеральных, ни субъектов Федерации, ни органов местного самоуправления. Если бы не слово «других» (а, заметим – это Конституция, там случайно быть не может даже запятых), то положение так бы и звучало: «...функция Центрального Банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от [...] органов государственной власти». И тогда вопрос о месте Банка России ставить нужды нет – всем было бы понятно: оно даже не под солнцем, Банк России – сам и есть Солнце. Но слово «других» в тексте присутствует, что равнозначно присвоению Банку России статуса органа государственной власти.
Между тем, никакого центробанка среди органов государственной власти в той же Конституции (см. ст.11) не указано, список таковых короткий и исчерпывающий. Вот они, органы государственной власти, со всеми эмблемами.
Итак, по Конституции получается, что Банк России – и власть (ст.75), и не власть (ст.11), одновременно.
Согласитесь, такая неопределенность статуса учреждения, обладающего монопольным правом эмиссии наличных денег и организации наличного денежного обращения (см. ст.4, ст.29 Закона № 86-ФЗ), реализация полномочий которого предполагает применение мер государственного принуждения – это просто безответственность какая-то. Но конституция и безответственность – категории не сочетаемые. Поэтому будем искать в том большой государственный смысл.
Расхожее утверждение: «Банк России – филиал ФРС США» отметаем сразу. Мы не располагаем документальными свидетельствами на этот счет, а логические аргументы без фактологического подтверждения несостоятельны. Поэтому предлагаю пойти путем доказательства от противного: Банк России не подчинен никому в мире, он самостоятельный, независимый и служит государству российскому.
Пускаясь в искания большого государственного смысла означенных конституционных положений, договоримся исходить из того, что определенно есть: Банк России – юридическое лицо. В законе так и написано: «Банк России является юридическим лицом» (см. ст.1 Закона № 86-ФЗ ). Т.е. Банк России – участник имущественных отношений, носитель имущественных прав и обязанностей и т.д. по всему спектру прав и обязанностей, указанных в главе 4 ГК РФ. Никаких изъятий для Банка России в этом плане не предусмотрено.
Оставим пока в стороне тот факт, что Банк России наделен функциями и полномочиями, а не правами и обязанностями, как это положено юридическому лицу. Учитывая тот факт, что о статусе Банка России как юридического лица говорит буква закона, а о том, что он является субъектом публичного права, говорит лишь дух, будем руководствоваться общим правилом, согласно которому обязательным является буквальное прочтение, если смысл, как в нашем случае, прямо выражен в форме: «Банк России является юридическим лицом». И, стало быть, ответственность у него не государственная, а сугубо корпоративная. И вот теперь вопрос: перед кем? Сейчас расщелкаем.
Поскольку Банк России не является ни хозяйственным товариществом/обществом, ни производственным или потребительским кооперативом, ни религиозной или общественной организацией, ни благотворительным фондом, а является, по всем признакам, учреждением, то он есть именно то юридическое лицо, на имущество которого его учредитель имеет право собственности или иное вещное право (см. ст.48 ГК РФ). И в Законе № 86-ФЗ есть тому подтверждение: «Уставный капитал и иное имущество Банка России является федеральной собственностью» (ст.2 Закона). Об учреждениях подробнее – в ст.120 ГК РФ, смотрим – всё сходится.
Далее. Согласно Ст.71 (п.Д) Конституции РФ, федеральная собственность находится в ведении Российской Федерации. К слову, денежная эмиссия тоже, согласно п.Ж той же статьи – в ведении Российской Федерации. Очевидно потому, что Банк России своё монопольное право на эмиссию реализует печатанием денежных знаков государства Российская Федерация, а не своих собственных как юридического лица.
И коль скоро Банк России по закону – юридическое лицо, то его независимость ограничивается волей учредителя. Учредитель – Российская Федерация. Российскую Федерации внутри страны и за рубежом, согласно ч.4 ст.80 Конституции РФ, представляет президент.
Еще раз, по буквам: учредителем юридического лица Центральный Банк Российской Федерации (Банк России) является государство Российская Федерация в лице своего полномочного представителя – президента Российской Федерации.
Юридическое лицо может быть ликвидировано по решению учредителя. Читаем ст.61 ГК РФ внимательно, до запятой, и убеждаемся: никаких объяснений закрытия юридического лица «по решению учредителя» не требуется – оно может быть ликвидировано просто потому, что так решил учредитель. Но – нет. Указом президента Банк России ликвидирован быть не может. Статья 87 Закона № 86-ФЗ не велит: «Банк России может быть ликвидирован только на основании принятия соответствующего закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации».
И тут мы вынуждены вернуться к тому, от чего ушли: к конституционным положениям, наделяющим Банк России статусом органа государственной власти без определения места в её системе. Конституционный Суд (см. Определение от 14 декабря 2000 г. № 268-О) так и сказал, что полномочия Банка России, закрепленные статьей 75 Конституции, «по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти». По своей правовой природе, и только – слышали? А на каком грунте эта природа колосится – про то никому не ведомо. Очевидно, даже Конституционному суду. Попутно суд указал, что законодатель должен «исходить из особого конституционно-правового статуса Банка России». Статус же якобы следует из его функций. В общем, поскольку Конституция наделила Банк России государственными функциями, но места в государственной власти ему не определила, то Банк России у нас власть, но не так чтобы очень, «на полшишечки».
Но, извините, так не бывает! Или бывает, когда хотят уйти от ответственности. Банально всё это до безобразия. Банально и противно. И, что почти смешно – никакого высокого смысла.
Прервусь, пожалуй.
Банк России: Именем государства...
В первой части своего исследования, в котором я исходила из того законодательно закрепленного факта, что Банк России – юридическое лицо, я пришла к выводу, что он не столько юридическое лицо, сколько орган государственной власти без места в её системе. Вывод не вполне ясный, но ничего не попишешь: есть Определение КС РФ от 14 декабря 2000 г. № 268-О. Конституционный Суд РФ определил, что полномочия Банка России, закрепленные статьей 75 Конституции, «по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти», и что законодатель должен «исходить из особого конституционно-правового статуса Банка России». Там же указано на независимый статус Банка России, вытекающий из той же статьи 75. И это, действительно, топором не вырубишь. Конституция определяет законодательную, исполнительную и судебную ветви власти как осуществляющие власть самостоятельно (см. ст.10). Банку же Конституция предписывает функционировать «независимо от» (см. ч.2 ст.75). Здесь разница, ибо быть самостоятельным – совсем не то, что быть независимым.
К слову, даже судебная власть не является независимой целиком: независимыми являются только судьи. Независимость судей, по Конституции, выражается в прямом подчинении Конституции РФ и федеральному закону (см. ст.120 Конституции). Аналогия с Банком России, если она приходит кому-то в голову, здесь неуместна: судьи подчиняются непосредственно Конституции и федеральному закону потому, что они и есть Закон, его действенное воплощение.
Поскольку систему государственной власти представляют три её ветви – законодательная, исполнительная и судебная, действующие самостоятельно, то орган государственной власти, в эту систему конституционно не вписанный, но наделенный властными полномочиями, осуществляемыми независимо ни от кого в государстве, является, как де факто, так и де юре, стоящим почти на самой вершине государственной пирамиды. Почти – потому что выше только президент. Почему президент выше – потому что он есть полномочный представитель государства Российская Федерация как внутри страны, так и за рубежом (см. ч.4 ст.80 Конституции РФ), в связи с чем по отношению к Банку России президент может действовать от имени учредителя юридического лица «Банк России» – Российской Федерации. Запомним это, здесь – кощеева игла, за ней еще придем. А пока надо один немаловажный вопрос уж если не решить, так хотя бы поставить: кто есть сотрудники Банка России – штатный персонал юридического лица или должностные лица органа государственной власти?
Должностные лица в органах государственной власти действуют именем государства и служат государству. Персонал же корпорации действует в интересах корпорации (законных, законных интересах – давайте о плохом не думать), а корпоративные интересы совпадают с государственными нечасто. За примером далеко ходить не надо, достаточно заглянуть в Закон, тот самый, «О Центральном Банке Российской Федерации – Банке России)».
«Банк России не вправе предоставлять кредиты Правительству Российской Федерации» – так гласит статья 22 Закона № 86-ФЗ. Далее, правда, уточняется: «для финансирования дефицита бюджета». Но поскольку Правительству ни на что другое кредиты и не нужны (если денег не хватает, то их не хватает именно для исполнения расходных статей федерального бюджета), то к чему эти слова – и так понятно: кредитов от Банка России Правительству не положено никаких, хоть война, хоть революция. Совсем другое дело – кредиты служащим Банка России. Статья 91 того же закона, читаем: «Служащие Банка России, занимающие должности, перечень которых утвержден Советом директоров, могут получать кредиты на личные нужды только в Банке России». Не знаю, кого как, а меня любопытство разбирает невозможное: перечень тех должностных лиц хочу видеть. Ну, тех, личные нужды которых – выше нужд государственных.
Да, Банк России подотчетен Государственной Думе. Но, вглядитесь в ст.5 того же закона (№ 86-ФЗ): вся его подотчетность сводится сугубо к информированию высшего законодательного органа. Дескать, примите к сведению... А случись Думе инициировать проверку деятельности Банка России Счетной палатой – ничего из этого не выйдет: такое решение (цитирую ту же статью 5) «может быть принято только на основании предложения Национального банковского совета» – коллегиального органа Банка России.
Полномочия Банка России простираются на всю территорию России и никакими другими органами государственной власти юридически не ограничиваются. Читаем внимательно статью 7 Закона № 86-ФЗ (хотя можно и бегло, по выделенным частям текста только): «Банк России по вопросам, отнесенным к его компетенции настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, издает в форме указаний, положений и инструкций нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц. Правила подготовки нормативных актов Банка России устанавливаются Банком России самостоятельно».
Дальше – больше. В конце той же статьи 7 приписано: «Проекты федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, касающиеся выполнения Банком России своих функций, направляются на заключение в Банк России». Спасибо, что не сказали: на утверждение. Хотя заключение – это то же самое фактически. Ибо если оно окажется негативным – проект в Думу подан не будет, а будет дорабатываться с учетом замечаний, указанных в заключении. Кто может поручиться, что замечания юридического лица «Банк России» всегда продиктованы исключительно державными интересами, а не корпоративными банковскими? Лично я гроша ломаного на кон не поставлю. Не потому, что они плохие люди, а потому что «юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе» (п.2 ст.1 ГК РФ). Если только речь не идет о международных связях, тогда да – Банк России представляет интересы Российской Федерации (см. ст.51 Закона № 86-ФЗ). Впрочем, и это, оказывается, не совсем так.
Статья 6 Закона № 86-ФЗ: «Банк России вправе обращаться с исками в суды в порядке, определенном законодательством Российской Федерации». Ну, вправе – и вправе, какое же юридическое лицо не вправе в суд обратиться. Но... от чьего имени выступает в судах Банк России? От имени Банка России или от имени Российской Федерации? Если первое, то какая же он власть? Если второе, то почему он – юридическое лицо? Кто-нибудь слышал, чтобы, например, налоговые или таможенные органы, обращаясь в суды с исками к неплательщикам налогов, выступали НЕ от имени Российской Федерации?
Так вот, подобно тому, как в налоговых правоотношениях субъектом права является Российская Федерация, а не «независимые от государства» налоговые и/или таможенные органы, субъектом права в отношениях, регулирующих государственный денежный оборот, может являться только государство Российская Федерация.
В связи с этим вызывает недоумение следующее предложение в той же статье 6: «Банк России вправе обращаться за защитой своих интересов в международные суды, суды иностранных государств и третейские суды». Какие такие свои интересы может защищать Банк России за границей, если уж там-то он точно интересы государства Российская Федерация должен защищать?! Иначе, как это вяжется с вышеупомянутой статьей 51?
Остается только позавидовать счастливым оппонентам Банка России в международных судах: он представляет там не Российскую Федерацию, а лишь себя – одного из тысяч и тысяч юридических лиц необъятной страны – и свои, только свои ничтожные интересы. Без политики, такскаать.
И даже отношения с Правительством у Банка России – сугубо договорные. Не верите? Загляните, к примеру, в Бюджетгый Кодекс, ст.119 (хотя и в Законе № 86-ФЗ, по большому счету, то же самое прописано, в статье 23). Обслуживание долговых обязательств государства РФ Банк России осуществляет на основе агентских соглашений, заключенных с Минфином РФ. Одно радует – безвозмездно. Но, так или иначе, в основе отношений – договор (агентское соглашение). Как будто эти обязанности – не государственные. Ах, да. Государственных обязанностей, как и обязательств перед государством у юридического лица Банк России нет, по закону. Есть только функции и полномочия. Как у органа государственной власти, именно.
Хотя... нет. Есть одна обязанность. «В отношении информации и документов, которые получены от центральных банков и иных органов надзора и наблюдения в национальных платежных системах иностранных государств, Банк России обязан соблюдать требования по раскрытию информации в соответствии с заключенными соглашениями (меморандумами) о сотрудничестве» (ст.37 Закона от 27 июня 2011г. № 161-ФЗ «О национальной платежной системе»). Это, как следует из Закона, не перед государством Российская Федерация у Банка России обязанность. В государстве РФ у Банка России только полномочия и функции.
Банк России, в полном соответствии со своим статусом органа с «функциями государственной власти» (по Определению КС РФ), наделен правом принимать решения относительно государственной регистрации кредитных организаций, выдавать, приостанавливать и отзывать лицензии на осуществление операций, осуществлять контроль и надзор за деятельностью коммерческих банков (см. ст.59 Закона № 86-ФЗ). А вы думали, это дело Росфиннадзора? Нет, ни одна из структур Минфина такими полномочиями не наделена.
Как ни крути, а покончить с затянувшейся неопределенностью необходимо. Для начала сказать, ясно и недвусмысленно: или Банк России – юридическое лицо, учрежденное Российской Федерацией и активами, принадлежащими Российской Федерации, или он – эдакий «Ватикан», выведенный из-под юрисдикции государства Российская Федерация, причем выведенный вместе с частью имущества РФ. Если последнее, то такие решения без референдума не принимаются – речь ведь ни много, ни мало о передаче части государственного суверенитета. Референдума, как мы знаем, не было.
То «всенародное голосование», которое в 1993 г. проводилось вместо референдума, не в счет: на нем принимали Конституцию, а в Конституции относительно Банка России – ни слова о том, что Банк России – юридическое лицо. Есть только ст.75, вторая часть которой обязывает его защищать и обеспечивать устойчивость рубля, «независимо от других органов государственной власти». Защищать и обеспечивать любыми способами, кроме эмиссии. Да, да, кроме эмиссии. Потому что, согласно ст.71 п.Ж Конституции РФ, денежная эмиссия находится в ведении Российской Федерации.
Еще раз: денежная эмиссия – в ведении Российской Федерации, а то, что согласно ч.1 ст.75 она осуществляется исключительно Центральным Банком РФ, так это про то, что Банк её лишь осуществляет: заказывает ФГУП «Гознак» работу по изготовлению рублевых купюр различного достоинства. Собственно же решение об эмиссии, по Конституции, должна принимать Российская Федерация в лице своего полномочного представителя. Российская Федерация принимает такое решение, а не юридическое лицо Банк России «независимо от». Потому что «независимо от» он только осуществляет свои функции по защите и обеспечению устойчивости рубля. И если не получается сделать это никак иначе как путем эмиссии – Банк России должен обратиться к Российской Федерации в лице её полномочного представителя, причем с обоснованием её (эмиссии) необходимости.
Статья 76 Конституции РФ, ч.1: «По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации». Денежная эмиссия (см. п.Ж ст.71) – предмет ведения Российской Федерации. Остается задать вопрос Государственной Думе: где федеральный закон о денежной эмиссии? Почему до сих пор никто не почесался его принять?
На этой почти оптимистической ноте сделаем паузу.
Источник: odnako.org.
Рейтинг публикации:
|