Предел насыщения потребительского спроса наиболее выраженно проявляется в монолитном, сформированном обществе. Это не значит, что потребности всех и каждого удовлетворены. Это значит, что в пределах доходной группы населения потребности в товарах и услугах удовлетворены в соответствии с материальным благополучием этой группы.
Допустим, есть категория бедных, которая удовлетворила свои потребности в еде и одежде, но их доходы не позволяют выйти на другой уровень потребления – дорогостоящие товары длительного пользования, либо более качественная одежда и так далее. Есть категория среднего класса, доходы которых позволяют купить машину, но не позволяют купить недвижимость за собственные средства. Миграция от одной доходной группы к другой не происходит спонтанно, а зависит от уровня квалификации работника, эрудиции, образования, многих других персональных и демографических характеристик.
Когда же происходит рост экономики?
Первый фактор. В условиях классового трансферта из одной доходной группы в другую. Это наиболее актуально для молодых государств, либо в переходной экономике и развивающихся странах. Т.е. бедные становятся низко обеспеченными, и для них открываются новых горизонт и возможности потребления. Из низко-обеспеченных по мере развития переходят к среднему уровню обеспечения и вновь новые возможности потребления и так далее. Предел наступает тогда, когда дальнейшее развитие общества невозможно вследствие технологических факторов внутренней экономической системы, структурно-административных или же, когда все упирается в уровень квалификации и образования общества.
Таким образом, вскоре (по мере развития страны) поступательный переход из одного класса в другой становится невозможным, либо незначительным в макромасштабе, когда отдельные личности вырываются вперед, но общества в целом нашло свою нишу или предел развития. Не все же могут и хотят быть умными и образованными. Поэтому уборщик улицы с зарплатой 500 баксов не сможет перейти в инвестиционное подразделение банка или устроится в научно исследовательский центр Intel с зарплатой 50 тыс баксов в месяц. И не потому, что ему туда дорога закрыта, а потому, что человек не хочет или не может двигаться выше уровня уборщика или курьера. Это не плохо и не хорошо. Это естественно. *Хотя риторический вопрос. Кто приносит больше пользы обществу - уборщик или инвестбанкир? )) Но мы пока обсуждаем доходные группы.
Второй фактор.НА траектории (но НЕ в условиях) насыщения спроса в пределах доходной группы из-за пределов возможностей потребления. Например, вы же не сможете выпить сразу 4 стакана воды? ) А в многих идиотических экономических теориях считается, что пределы спроса не ограничены. Это абсолютный бред, придуманный капиталистами с целью создания бездумного общества потребления. Спрос на материальные блага сильно ограничен. Человеку много не надо, если он не идиот. Но даже у идиотов, подверженных пропаганде и модным тенденциям морда не резиновая и много в нее не влезет.
Но, чтобы устранить барьеры и ограничения в лимитах доходной группы, то капиталистами были придуманы кредиты, и если человек находится в доходной группе, которая позволяет купить шаурму, банку кока колы и трусы, то за счет кредитов он может почувствовать более богатым и успешным, купив чайник. Естественно заменив его несколько раз в год (разумеется в кредит) по совету модного журнала или продавца, который скажет (напишет), что чайник категории A непременно обязателен к приобретению, т.к. греет на порядок лучше чайника категории B, и вообще вода из него святая выходит. Мало того, чайник категории A является модным, а чайник категории B только для деревенщин и отсталых людей.
Не будь человек таким идиотом, покупая чайники раз в 3 месяца в кредит, то через год вполне мог накопить денег, даже с небольшой зарплатой на чайник за собственные деньги. Но с пропагандой чайников он так залез в долги, что проценты по кредитам стали перебивать его основной оклад. В итоге человек теперь не только банкрот (банк забирает чайники, которые взял у него в залог и еще трусы), так человек лишился возможности теперь покупать шаурму, банку кока колы и новые трусы. В итоге откатился в категорию бомжей, т.к. банк забрал все, что у человека было. Став жертвой пропаганды моды на потребление.
* Чайник можно заменить на айфон в кредит, а шаурму и коку заменить на уровень возможностей для низко-обеспеченной группы и итог тот же самый. А потом айфон замените на машину в кредит и уровень потребления для средне-обеспеченных. После этого замените авто в кредит на ЧЕТЫРЕ авто в кредит (для себя, собаки, кошки и младенца - каждому по личному авто) и получите средний класс. Дай дураку денег, он купит четыре авто в кредит и в пробку встанет с целью поездки длиной в один квартал сделать шопинг в местном магизине )
Вот такая грустная история по современный капитализм. Продолжение душераздирающей печальной саги следует.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+