Цифры пустующего жилья в Поднебесной ошеломляют. Согласно официальной статистике, не заселенными в Китае остаются более 65 млн квартир. Поднебесную буквально заполонили пустующие районы и целые города. Отсюда вполне логичный вопрос – Почему в КНР пустует жилье?
Ответ на него вроде бы лежит на поверхности – это последствия государственного вмешательства в экономику. Тем более что именно его озвучивают все, кому не лень. Согласно существующему взгляду на ситуацию, руководство Китая буквально накачало страну дешевыми кредитами. В свою очередь, китайцы, способные гасить долги по кредитам, почувствовав возможности шальных денег, начали их брать и вкладывать в недвижимость в надежде получить отдачу от дальнейшего роста цен на жилье. Ну, а так как при большом предложении аренды стоимость ипотечных платежей в два-три раза меньше платы за найм, то новые дома стоят пустыми. Заодно пустуют построенные тут же торговые площади, рестораны, школы. Их никто пока не собирается открывать, ведь некого учить, некому продавать, некого кормить. Однако новые районы и города все же заселяются, где-то быстрее, где-то медленнее.
Тем временем, благодаря сумасшедшей скорости строительства жилья количество новых домов в Китае все прибавляется. И выглядит такое положение дел уже довольно странным. Странным со стороны. Но в китайском варианте понимания ситуации все вполне объяснимо. Дело в том, что лишь строительство инфраструктуры позволяет руководству страны решать задачи поддержания существования страны в ее нынешнем виде. Среди них поддержка высоких темпов экономического роста, обеспечение населения работой, масштабная урбанизация, модернизация экономики, утилизация свободных финансов за счет торгового профицита, недооцененного юаня и так далее. Короче говоря, строительство – это та самая панацея от проблем, решать которые другими способами пока малоэффективно.
При этом все происходящее в Китае очень напоминает армейскую поговорку “Копать от угла и до обеда”. Но, присмотревшись к ней с точки зрения канализации гипер ресурсов молодых солдат, да процесса их становления в качестве воинов, процесс становится очень даже понятным. Единственный вопрос – что происходит, когда солдаты вырастают из статуса новобранцев? Собственно говоря, ничего особого не происходит. Просто они переходят на более высокий “солдатский” уровень, либо демобилизуются, а их место занимают новички.
В китайской истории, связанной со строительством, примерно все также – идет постоянный, хоть и очень постепенный переход граждан из одной категории состоятельности в другую – китайцы в общей своей массе богатеют и постепенно большее их число становятся способными приобрести жилье, которого строится все больше и больше. Но даже при огромной по меркам европейцев скорости строительства разговоры о переизбытке жилья в Китае не имеют под собой оснований. На городского жителя Поднебесной сегодня приходится не более 20 кв м. Что, в таком случае, говорить о значительной массе рабочих-мигрантов, которые обитают в так называемых общежитиях при заводах? То есть, пустующие города – это, оказывается, не так страшно. Это лишь показатель того, что страна пока не выбрала ресурсы среднего класса.
Однако следом выясняется, что и лондонская недвижимость китайцев зачастую простаивает – три четверти покупаемого жилья приобретается богатыми гражданами Поднебесной в расчете на последующую аренду. Следовательно, есть резон говорить о некой системе. Что она из себя представляет?
Первый элемент системы – китайцы те еще предприниматели. Получив даже небольшие ресурсы, многие стараются не просто их проедать, а вкладывать в некую перспективу. И это настолько обыденное дело, что в Поднебесной не в пример Москве мало кто волнуется по поводу скупки еще не построенного жилья. Буквальный взрыв интернет-трейдинга довел до того, что приобретением будущих квадратных метров недвижимости увлеклись и китайские студенты, и домохозяйки. Отсюда, видимо, и города-призраки, появившиеся в регионах, которым по тем или иным причинам предсказывали бурное индустриальное развитие.
Второй элемент – большая надежда на государство. В отношении жилищного вопроса расчет, видимо, строился на том, что если государство сказало, что здесь будет город-сад, значит, надо поскорей забронировать себе там небольшой кусочек, так сказать, про запас. Ну, а как распорядиться этим достоянием в последующем, наверное, мало кто думал, оставив это занятие тому же государству.
Третий, основной элемент – участники системы. Здесь все, как и везде – деление на категории – бедную, среднюю и богатую. Представителей последней, как недавно утверждала China Daily, порядка 0,2% от общего числа семей в стране. К так называемому среднему классу, чей заработок составляет более $20 000, по данным Народного банка Китая относится менее 5% населения. Остальные 600 млн зарабатывают меньше чем $1000 в год, что составляет меньше $3 в день на семью. Еще 440 млн человек имеют доход в $1000-2000 в год ($3-6 в день). То есть, все как в примере, связанном с армией – пока одни (“новобранцы”) строят, другие, ставшие более состоятельными, с помощью кредитов покупают жилье в Поднебесной, а третьи, так называемые “дембеля” вовсю ищут и приобретают недвижимость за рубежом.
Но, так или иначе, все они действуют в рамках все той же системы, под названием “Современный Китай”, который решает вопросы существования страны в ее нынешнем виде. А здесь все, что связано с недвижимостью пока остается самым эффективным способом решения современных проблем.
До какой поры это будет продолжаться, сказать трудно. Хотя все идет к тому, что рано или поздно Поднебесная затеет преобразования, в числе которых наверняка появятся те, что будут препятствовать вывозу капитала и, как следствие скупке недвижимости за рубежом своим наиболее состоятельным гражданам. “Мы упорно работали последние 30 лет, развивали экономику, а теперь эти элитные члены общества убегают, унося с собой львиную долю богатства, – заявил экономический аналитик Чжун Дацзюнь в интервью Global Times. – Потеря может оказаться больше, чем все иностранные инвестиции, которые мы привлекли. Это похоже на то, как во время сбора урожая обнаруживаешь вдруг, что все фрукты отправились в корзины других садоводов”. О том, что преобразования будут в основном внутрикитайские, можно судить по другим высказываниям. “Мы можем только надеяться, что богатых остановит патриотизм”, – говорит Ся Сюэлуань из Пекинского университета. Что касается так называемого среднего класса, то и в их отношении грядут корректировки, к примеру, ограничивающие возможность покупки более одной квартиры.
В свою очередь удовлетворение жильем небогатого населения будет сродни очередному этапу экономического роста, обеспечения населения работой, масштабной урбанизации и модернизации экономики. Так или иначе, обеспечивать квадратными метрами тех, кому страна пока не успела создать условия для увеличения их доходов, Поднебесной придется. Но Китаю, по причине наличия большого количества денег, справиться с таким мероприятием будет не очень сложно. Тем более что на кону стабильность.
Источник: chinapro.ru.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 539
Рейтинг поста:
--------------------