Атомная бомба – оружие бедняков. С таким парадоксальным определением выступил политолог Николай Злобин на встрече с журналистами, посвященной выходу его новой книги.
Сообщение о проведении Северной Кореей ядерных испытаний и запусков баллистических ракет в Японском море он прокомментировал следующим образом: «Это очень тревожный фактор. Поскольку сегодня ни у кого нет рычагов влияния на Пхеньян. Его нет ни у Китая, ни у России, ни у США и Евросоюза. Даже ООН со всеми ее институтами оказалась бессильна перед ядерными амбициями страны, которую западная демократия включила в реестр «изгоев». Поэтому сегодня мы наблюдаем один из острейших геополитических кризисов».
Как известно, США настаивают на быстром принятии необходимых мер, чтобы дать понять северокорейским властям, что у их действий могут быть неприятные последствия. Госсекретарь США Хиллари Клинтон провела беседу с министром иностранных дел России Сергеем Лавровым, а также с коллегами из Китая, Южной Кореи, Японии и Австралии.
Читайте: Северокорейский ядерный рэкет.
Поисками баланса между жесткой позицией и дипломатией, озабочен в первую очередь Китай. Наличие общей границы с КНДР заставляет китайские власти волноваться, чтобы международная реакция не спровоцировала Пхеньян на какие-либо необдуманные действия.
«У Северной Кореи, - продолжил Злобин, - нет иного выбора в новом формирующемся бесполярном мире, который сейчас находится в полосе непредсказуемости. Разумеется, Пхеньяну далеко до статуса ядерной державы, но пресловутый «ядерный зонтик», посредством которого США в течение полувека сохранял хрупкий мир на Корейском полуострове, сегодня в значительной мере утратил свою сдерживающую силу».
Почему вопрос о полном запрещении ядерного оружия приобретает сегодня все более актуальное звучание? – рассуждает Злобин. - Потому что атомная бомба превращается в гранату со снятой чекой в руках загнанного в угол человека. Это, конечно, метафора, но в сегодняшнем непредсказуемом мире, именно такие «загнанные в угол» страны стремятся к обладанию ядерным оружием, как единственным фактором, гарантирующим их безопасность перед лицом внешних угроз. Чем слабее армия и военный потенциал той или иной страны, чем больше для нее рисков со стороны соседей или внешнего мира, тем больше надежд на ядерное оружие.
«Я не думаю, - сказал Николай Злобин, - что Пхеньян способен осуществить ядерную атаку. Это было бы равносильно самоубийству. Но создавшаяся ситуация еще раз доказывает, что в «холодной войне» победителя не оказалось. Проиграли все. Однополярный мир, в котором доминировала единственная сверхдержава, приближается к своему концу, - считает политолог. – В современной истории прослеживается четкий цикл в 25-35 лет стабильности политической географии мира, затем происходит ломка и переход к ее новой конфигурации. Первая мировая война, Вторая, распад империй, крах мирового коммунизма и т.д. – все это новый пересмотр географии. Распад СССР был частью этого процесса».
По словам Злобина, его гораздо больше, чем появление ядерного оружия у Пхеньяна, беспокоит вероятность появления ядерных зарядов у террористов, что вполне реально не только в голливудских боевиках, но и в жизни. Более того, атомная бомба может оказаться в руках криминальных групп, которые будут использовать ее как инструмент шантажа.
Читайте: Made in China: ракетно-ядерный арсенал.
Иван Туляков