Наталия Теряева По образованию математик, специалист по вычислительным методам в гидродинамике. Кандидат физико-математических наук. До 2001 года жила и работала во Франции и Германии. С 2001 года стала заниматься аналитической и научной журналистикой. В последние два года была директором и главным редактором общественно-политической газеты "Встреча" (Дубна). Ведет страничку в Живом журнале: http://nteriaeva.livejournal.com/
Приходится слышать постоянные негодования бизнесменов на бюрократические препоны, связанные с увеличением количества бюрократов и новых государственных ведомств, которые все растут и растут, словно грибы после дождя. Ну, спросите себя сами: где же всем этим беспокоящим бизнес и остальное население гражданам трудиться, если те заводы, фабрики и НИИ, что давали им рабочие места в своих управлениях, давно закрылись? А зарабатывать на хлеб с маслом надо.
По данным Росстата, к концу 2011 года численность работников, замещавших должности гражданской службы в федеральных государственных органах, составила 37,4 тыс. человек. Штаты были укомплектованы на 80,1% (в 2010 г. – 84,3%). Среднемесячная начисленная заработная плата гражданских служащих в федеральных государственных органах составила 62,6 тыс. рублей (103,1% к 2010 г.).
Самым многолюдным оказалось Министерство иностранных дел. Там числится 3 144 человека. Далее по численности идут Министерство экономического развития (1 762 чел.), Министерство обороны (1 637 чел.), Администрация Президента РФ (1 509 чел.), Министерство финансов (1 300 чел.), Аппарат Правительства РФ (1 291 чел.) Госдума РФ (1 220 чел.), Счетная палата РФ (1 096 чел.). В остальных федеральных государственных органах количество сотрудников не превышает 1 000 человек.
Как информирует то же ведомство, на региональном уровне в федеральных и региональных госорганах в 2011 году замещали должности государственной гражданской службы 749,3 тыс. человек. На должностях муниципальной службы было занято 336,5 тыс. человек. Среднемесячная начисленная заработная плата в федеральных и региональных государственных служащих составила 30,7 тыс. рублей (106,0% к 2010 г.), у муниципальных служащих – 26,9 тыс. рублей (109,0% к 2010 г.).
Итого в сегодняшней России с населением в 143 миллиона человек насчитывается в сумме 1 миллион 123 тысячи госслужащих – 0,78 % всех россиян. В 1985 году в СССР при населении 277 миллионов человек насчитывалось 1,7 миллиона госслужащих – 0,6 % всех жителей той большой страны. То есть в демократической России относительное количество бюрократов несколько превысило этот же показатель времен авторитарной Советской власти.
Чтобы не зря просиживали штаны и юбки новые чиновники в свежевыращенных госорганах, требуется их чем-то занять. Значит, пускай выдают какие-нибудь справки или что-нибудь проверяют – надо же оправдывать их зарплату (у кого небольшую, а у кого и совсем наоборот). Конечно, толку от такой работы госслужащих мало, но зато люди сидят при деле, имеют какой-никакой стабильный доход. Глядишь, потихоньку и вся семья благополучно пристроена.
Кстати, иногда приходится замечать, что у бизнесменов, жалующихся на власть, как раз в ту самую власть устремляются ближайшие родственники. И как только родственники конкретных бизнесменов там пускают корни, жалобы этих бизнесменов на конкретный орган власти сразу утихают. Но, вероятно, это чистое совпадение.
Нельзя сказать, что нынче у нас в стране совсем нет промышленности. Кроме компаний нефте- и газодобычи, в России есть немногочисленные работающие малые и средние предприятия. Есть и крупные, которых еще меньше. Но рабочих мест на них уж слишком мало для населения нашей страны. Например, среднего размера предприятие, выпускающее теплицы для дачников, может предоставить работу с вполне приличной зарплатой примерно полутора сотням человек. А вот город с населением 70 тысяч человек такое предприятие не прокормит. Не прокормит его и мебельная фабрика, где занято 500 человек.
Если бы таких предприятий и фабрик в этом городе было штук сто, то его жители могли бы смотреть на мир без лишних эмоций. Но ста фабрик нет в наличии и даже та десятка предприятий, что работает в небольшом по численности городе, не расширяет свое производство и не открывает новых рабочих мест. Все просто: нет спроса на увеличение объема их продукции. Кто же этот спрос создает? Да те самые простые граждане, которые заняты поисками сносной работы – основные потребители товаров и услуг российского бизнеса.
Пока у жителей города нет стабильной работы, они тратят деньги только на выживание. А выживание предполагает покупку дешевой еды, одежды и моющих средств. Больше ничего. Эти три пункта, в основном, и составляют перечень того, что массово продается в России (не считая табака, алкоголя и плотских утех).
Кое-что из перечисленных трех компонентов производится у нас. Причем, даже на недорогих в изготовлении товарах владельцы производств стараются сэкономить еще больше, ухудшая за счет дешевых суррогатов их качество и укорачивая тем самым жизнь своих соотечественников. При этом производители не испытывают никаких угрызений совести: «А что такое? Бизнес состоит в том, чтобы делать деньги!», – пожимают они плечами. Так и получаем замкнутый круг пороков экономики. И это очень влиятельная составляющая делового климата в России. Причем напрямую связанная с нравственной атмосферой в обществе.
Небогатые сотрудники бюджетной сферы, с одной стороны, страдают из-за низкой зарплаты, а с другой стороны ценят свои хоть и жалкие, но лучше чем никакие, социальные гарантии.
Быть может, жалующиеся на жизнь предприниматели могут им предложить высокие зарплаты, да еще в массовом количестве? Увы, они экономят и на зарплатах наемных работников, да еще и на социальных гарантиях, стараясь создать своим работникам условия практически рабского труда. Одни – из жадности, других вынуждают высокие издержки производственной цепочки, в которой каждое звено пытается заложить в свою цену мгновенную прибыль. Иными словами, большинство российских предпринимателей живут сегодняшним днем, а не работают на перспективу. И это вклад самих предпринимателей в атмосферу бизнеса в России.
А теперь пару слов о климатических взаимоотношениях бизнеса и государства. Есть целый слой предпринимателей, представители которого охотно рассуждают о сложности новых государственных норм, законов и положений, развертывая свой бизнес как раз вокруг их исполнения. Я имею в виду всевозможные обучающие и консультационные центры, которые заламывают своим же коллегам-бизнесменам бешеные цены за свои тренинги и семинары. Так что отчасти постоянное реформирование государственного законодательства (в том числе и таможенного) в пользу актов и законов, написанных невозможно запутанным языком, тоже проводится в интересах некоторых представителей бизнеса. Боюсь, что в такой ситуации в России еще нескоро повсеместно запахнет розами. Разве только при глобальном изменении климата с помощью самих предпринимателей. Не в Африке живем...
Источник: odnako.org.
Рейтинг публикации:
|