15 мая ОАО "Газпром" подписал ряд соглашений по строительству газопровода "Южный поток" (South Stream) - с сербской Srbijagas, греческой DESFA и болгарским Bulgarian Energy Holding (BEH). Параллельно с этим в Сочи глава правительства РФ Владимир Путин обсудил с итальянским премьером Сильвио Берлускони дальнейшую судьбу проекта.
"Южный поток" - совместный проект "Газпрома" и итальянской Eni по строительству трубопровода для транзита российского и среднеазиатского газа в Европу по дну Черного моря. В планах построить к 2015 г. трубу из России в Болгарию, а затем разделить ее на северный и южный маршрут. Через первый маршрут газ пойдет в Сербию, Хорватию, Словению, Румынию, Венгрию и Австрию, через второй - в Грецию и по дну Адриатики в Италию. По предварительным оценкам, создание "Южного потока" протяженностью морской части в 900 км и максимальной глубиной 2000 м обойдется в 25 млрд евро.
Межправительственные соглашения с Болгарией, Грецией, Венгрией и Сербией были подписаны год назад, ряд документов с венгерской MOL - в марте 2009 г. Со Словенией и Австрией переговоры по проекту еще идут. Нет итогового соглашения и c итальянской Eni, хотя межправительственное соглашение с ней Россия подписала еще в июне 2007 г., и пока не будет. Сегодня стороны подписали лишь дополнение к Меморандуму о взаимопонимании о дальнейших шагах по реализации проекта South Stream.
Новый документ предусматривает увеличение мощности морской части "Южного потока" с 31 до 63 млрд кубометров, а также регулирует вопросы маркетинга газа в рамках проекта.
Разговоры о строительстве "Южного потока" - альтернативы газопровода "Набукко", который должен пройти в обход России через Центральную Азию в страны ЕС, и прежде всего Австрию и Германию, - ведутся уже не первый день. Очередной виток обсуждения связывают с Энергетический саммитом в Праге 8 мая, на котором Евросоюз подписал совместную декларацию по Nabucco с Азербайджаном, Грузией, Турцией и Египтом. И хотя с главными участниками проекта - Казахстаном, Туркменией и Узбекистаном - ничего решено не было, в нынешнем подписании ряда корпоративных соглашений по "Южному потоку" наблюдатели усмотрели ответный маневр в газовом соперничестве.
Но ничего подобного и в помине нет, заверил пресс-секретарь российского премьера Дмитрий Песков, просто "логическое продолжение ежедневной кропотливой работы по реализации проекта", или как заметил Владимир Путин в разговоре журналистами в Сочи, сегодня на мировых рынках тот, кто производит энергоресурсы, куда хочет их и поставляет. Россия в свою очередь, по его словам, противиться созданию альтернативного газопровода не намерена.
Успешная реализация "Южного потока", по словам аналитика "Арбат Капитал - Управление Активами" Виталия Громадина, позволит России в будущем снизить экспортные поставки через проблемную Украину и в перспективе увеличить свою долю на газовом рынке Европы.
Однако на пути создания "Южного потока" много подводных камней. Это и активное несогласие США с планами России, и сильное желание ЕС все же реализовать свой проект Nabucco, и возможные проблемы с финансированием у "Газпрома" в связи с падением цен на нефть и нестабильной экономикой, и даже ссора России с Туркменистаном в связи с прекращением закупок газа из этой страны "Газпромом". Но с учетом того, что вопрос с финансированием Nabucco на 70% еще не решен, а Туркменистан вместе с Узбекистаном и Казахстаном все же не отвернулись от России, перспектива создания "Южного потока" очень реальна.
Другое дело, что построен он может быть и не к 2015 году, а позже, считает старший аналитик ИФК "Метрополь" Александр Назаров. Впрочем, его насущная необходимость в условиях снижения спроса на сырье до 2020 года может и не возникнуть. А вот если предположить, что Nabucco все же будет построен раньше, то газа из Туркменистана на два проекта может не хватить, особенно если учесть экспорт газа из этой страны в Китай, а возможно, в будущем и в Индию, считает Виталий Громадин. Двух газопроводов для Европы, да еще в условиях возможного затяжного экономического кризиса, будет явно много.
Пока все имеющиеся документы по "Южному потоку" декларативные, отмечают эксперты. Но со временем борьба за "Южный Поток" или Nabucco будет обостряться, и "шансы первого на реализацию все равно остаются выше", уверен Виталий Громадин. Источник: www.finam.ru.
Рейтинг публикации:
|