«Дальше, дальше, дальше!» — Нанокунсткамера. — Июнь Четырнадцатого. — Черствые именины. — Молодой реформатор борозды не испортит. — «Всюду парик!»
Соколов Максим
Фото: РИА Новости
Как в период хрущевской оттепели, так и в период позднебрежневского выстрадывания перестройки, внимание публики бывало привлечено к художественно-публицистическим трудам, в которых — как, например, в мемуарах старой большевички Е. Драбкиной «Зимний перевал» или в пьесе старого шестидесятника М. Шатрова «Дальше, дальше, дальше!» — драматически и глубоко сочувственно освещалась жизнь и деятельность В. И. Ленина в начале 20-х годов, когда вождь, будучи уже не совсем у дел и пребывая в Горках, проявлял, вопреки телесной немощи, большую силу идейного творчества.
Когда-нибудь старые инсоровцы напишут не менее вдохновенные мемуары и пьесы о пребывании Д. А. Медведева в Горках в апреле сего года, когда уходящий президент РФ, преодолевая политическую слабость, со всевозрастающей энергией выдвигал все новые и новые инициативы, призванные улучшить состояние дел в России. Некоторые мероприятия Д. А. Медведева были напрямую вдохновлены ленинским «Письмом к съезду» — как, например, его встреча с «лидерами политических объединений, которые только собираются пройти государственную регистрацию». Как сообщил президент, «среди присутствующих политические тяжеловесы, которые многое отдали на ниве политической жизни нашей страны в разные периоды, а есть совсем новые лица, которые только-только начинают свой путь в политике». Изучение списка ветеранов-тяжеловесов, среди которых видим В. В. Аксючица, В. И. Анпилова, С. Н. Бабурина, А. А. Бакова, В. В. Бойко-Великого, О. Л. Митволя, брата Рявкина и др., заставляет старых людей невольно восклицать: «Минувшее проходит предо мною, волнуяся, как море-окиян».
Вероятно, и менее знаменитые новички будут достойны старших товарищей, а вкупе получилось изрядное торжество нанотехнологии, описанное в басне про Любопытного — «Куда на выдумки природа торовата! // Какие бабочки, букашки, // Козявки, мушки, таракашки! // Одни, как изумруд, другие, как коралл! // Какие крохотны коровки! // Есть, право, менее булавочной головки!». Когда бы не мешающие пользе дела личные предубеждения, на встречу в качестве экспертов по наномиру следовало бы позвать наряду с присутствовавшим там ex officio замглавы АП РФ В. В. Володиным также и главу «Роснано» А. Б. Чубайса вместе с аггелом его Л. Я. Гозманом.
Однако, скорее всего, Д. А. Медведевым тут двигал не столько естествоиспытательский интерес к крохотным коровкам, сколько желание воплотить в жизнь завет Ильича «В первую голову я ставлю увеличение числа членов ЦК до нескольких десятков или даже до сотни. Мне думается, что нашему ЦК грозили бы большие опасности, если бы мы не предприняли такой реформы». Судя по тому, как легко удалось собрать команду тяжеловесов с новичками численностью в 44 персоны, Владимир Ильич был прав, оптимистически отмечая, что «50-100 членов ЦК наша партия вправе требовать от рабочего класса и может получить от него без чрезмерного напряжения его сил». А уж от креативного класса, которым является наш политикум, без чрезмерного напряжения сил еще и не того можно потребовать. Непроясненным остался лишь вопрос о том, намеревался Д. А. Медведев такой прозрачной аллюзией на «Письмо к съезду» подать сигнал, что «Тов. Путин, сделавшись президентом, сосредоточил в своих руках необъятную власть, и я не уверен, сумеет ли он всегда достаточно осторожно пользоваться этой властью». Тут, вероятно, все зависит от герменевтических способностей интерпретирующего сигналы.
Как бы то ни было, Д. А. Медведев, вдохновленный успехом, встретился с предшественником В. В. Володина ув. В. Ю. Сурковым, который теперь служит вице-премьером по инновации-модернизации, и потребовал от него в 2014 году обеспечить проведение встречи G8 в Сколкове. С формальной точки зрения к тому нет препятствий. Если к Августу (или там к Июню) Четырнадцатого G8 еще будет существовать, Россия, как хозяйка встречи, в своем полном праве избрать для встречи хоть сочинский чертог, хоть центральную усадьбу колхоза «Красный лапоть», хоть инновационное селение «Сколково».
Проблема лишь в том, что с каждым годом встреча державцев все более омрачается, во-первых, буйством глобально-альтернативной публики, во-вторых, всевозрастающей бдительностью охранной службы главного державца. Что до буйства, против него есть средства — тут полицейский и даже тоталитарный характер режима, приписываемый России, есть скорее важное достоинство, нежели недостаток. Против бдительности же нет приема, кроме как покорствовать охране, установив режим «Чтоб ни одна душа не перешла за эту грань, чтоб ворон не прилетел нам из Кракова». А также из любого другого места.
Для чего берется уединенная усадьба, ограждается заставами, и в тройном кольце оцепления державцы решают судьбы мира. Тогда как в Сколкове, если верить изначальному замыслу, должна кипеть исследовательская, хозяйственная и культурная жизнь, там должны селиться выписанные из-за границы всемирноученые профессоры, под руководством которых молодые инноваторы проводят опыты. Соответственно, для приема державцев приюты наук должны временно опустеть, а всемирноученые профессоры скрыться куда-нибудь подалее — и неясно, так ли им это понравится. В том разница между реально действующим инновационным центром, который лучше произвольно не трогать, и потемкинской деревней, которую по желанию хозяина можно использовать как угодно. Если кто ее не понимает, тот и не понимает.
Столь же искренним непониманием разумно объяснить и новую инициативу президента РФ, поддержавшего идею учредить единый в году день голосования во второе воскресенье сентября вместо нынешних двух. «Сентябрь — месяц хороший, еще достаточно теплый, настроение у людей еще хорошее, на выборы хочется ходить, с другой стороны — урожай собран, деньги еще окончательно не распределены, и есть возможность позаниматься реализацией бюджетных решений», — заметил президент, присовокупив к тому, что его день рождения приходится на 14 сентября: «И если мы такое решение примем, я буду каждый раз голосовать за кого-то».
Автору этих строк, чей день рождения приходится на 10 сентября, это должно бы еще больше понравиться. В 2013 году единый день придется прямо на день рождения, а в 2014 году на черствые именины, т. е. на послепраздничное похмельное состояние, что также хорошо. Смущает лишь то, что при демократии (и даже при желании ее изобразить) голосование есть лишь финал кампании, а сама кампания придется большей своей частью на август, который по сложившемуся укладу жизни есть абсолютно мертвый сезон для проведения организационных и агитационных мероприятий. У поселян страда — их не докличешься, у горожан каникулы — их тоже не дозовешься. Найти живого избирателя для политической работы с ним будет существенной проблемой. К тому надобно добавить, что при этом для партий ровно вдвое сокращается возможность маневра деньгами и живой силой.
Оно и при всего лишь двух выборных днях в году на все регионы не разорвешься — даже и двудюжему Владимиру Вольфовичу трудно приходится, при едином же дне придется распределять средства и силы, а равно и лично скакать от Тильзита до Владивостока.
В сочетании с другой идеей Д. А. Медведева о том, чтобы кандидат в губернаторы — во избежание наплыва претендующих на этот пост местечковых сумасшедших — сперва проездился по районам, улусам и аймакам региона и всюду набрал некоторый минимум голосов, иные заподозрили совсем недоброе. Идея, в самом деле, интересная. Допустим, что победительный демагог А. А. Навальный набрал на праймериз в девяти улусах по 50%, а в десятом — 0,1%. Технически устроить такое не представляет проблемы. Возникает вопрос, допускать его до выборов или нет. Если все равно допускать, то зачем поездки по улусам, если не допускать, тогда все довольно ясно.
Люди подозрительные решили, что перед ними провокационно-лживая политреформа по принципу «Мертвым свобода, живых под арест». Проще предположить, что предложение выдвинуто человеком, не знающим, что избирательная кампания занимает не менее месяца, и не способным предвидеть простейшую коллизию с аймаками и улусами.
В свой период приятия реальной политики Г. О. Павловский постоянно говорил: «А тем временем Путин спокойно тренирует свою команду». Теперь Г. О. Павловский так больше не говорит, но В. В. Путин по-прежнему спокойно тренирует. В ходе очередной тренировки президент-элект объявил: «Считаю, что все органы государственной и муниципальной власти, заказчики и предприятия, финансируемые из федерального бюджета, должны уже в самое ближайшее время покупать только автомобильную технику, производимую на территории Единого экономического пространства, то есть в России, Казахстане и Белоруссии». Таким образом В. В. Путин отметил 15-летие аналогичной инициативы молодого реформатора Б. Е. Немцова, весной 1997 года задумавшего пересадить чиновников на «Волги». В рамках уловления сигналов это можно понять таким образом, что разочарованный в Д. А. Медведеве В. В.Путин решил призвать на премьерское служение Б. Е. Немцова, справедливо исходя из того, что молодой реформатор борозды не испортит.
Тем временем постоянно тренирующий общество своими высказываниями глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества прот. В. Чаплин впал в некоторое сальерианство, похулив знаменитого австрийского композитора. «Я не люблю Моцарта, я считаю, что в значительной степени это Бритни Спирс своего времени. За исключением отдельных гениальных озарений, он писал однообразные и попсовые вещи», — сообщил протоиерей.
По обычаю, искони заведенному, все бросились в ответ хулить о. Всеволода, тогда как случай сей приводит на память историю брака С. А. Есенина с С. А. Толстой. Женившись на внучке графа Льва Николаевича, поэт был отчасти утомлен живописным убранством квартиры, увешанной изображениями графа, отмечая: «Всюду борода». Скорее всего о. Всеволод, посетив в своих странствиях Вену, а еще страшнее того — Зальцбург, с не меньшим ужасом отмечал: «Всюду парик!». Если же, Богу попускающу, врагу же действующу, глава Синодального отдела объелся там орехово-шоколадными конфектами «Mozartkugeln», его тем более можно понять. Источник: expert.ru.
Рейтинг публикации:
|