Мало кто знает, что 22 года назад, 1 июня 1990 года, Советский Союз безвозмездно уступил США более 47 тысяч (!) своих квадратных километров. Американцам достались не только богатые рыбой промысловые районы Берингова моря, но и значительная часть континентального шельфа, в том числе перспективные участки нефтегазовых бассейнов “Наваринское” и “Алеутское”.
История вопроса
До 1867 года Берингово море считалось частью Российской империи. Со всех сторон его окружали наши земли: Чукотка и Камчатка с запада, Аляска и Алеутские острова — с востока и юга. Но в 1867 году Александр II продал часть российских колоний Северо-Американским Штатам. Стоимость сделки — 7,2 миллиона долларов. Соглашение было официально оформлено Конвенцией от 18(30) марта 1867 года. Продал он для того чтобы покрыть долги казны сделанные еще в ходе крымской войны 1854-1855г. Кто заварил крымскую войну - рекомендую почитать в гугле. А то что долги был в основном все тем же ангийским банкам, возглавляемым небызызвестной семейкой Ротшильд добавит в вашу картину мира еще один очень важный кусок мозаики.
В соответствии с Конвенцией Аляска и Алеутские острова навсегда стали американскими. Морскую границу между двумя странами установили по меридиану, соответствующему 168 градусам западной долготы. Эта линия была достаточно условной — в Беринговом море она обозначалась как общее “юго-западное направление”.
Такое положение сохранялось боле ста лет — до 70-х годов ХХ века. В 1976—1977 годах государства, имеющие прибрежную территорию, стали активно устанавливать 200-мильные рыболовные зоны (1 миля = 1,7 км), которые затем начали считаться исключительными экономическими территориями. СССР и США ввели свои 200-мильные морские границы 1 марта 1977 года. Тогда же возник вопрос и о Беринговом море — следовало провести разграничения там, где две зоны накладывались друг на друга.
За основу решили принять линию, установленную Конвенцией 1867 года. Но сразу же оказалось, что у советской и американской сторон разные взгляды на то, как следует “чертить” границу. Отечественные географы предложили провести ее по локсодромии (линии между двумя точками на плоскости), а ушлые янки — по ортодромии (линии между двумя точками на сфере). В результате чего американцам доставался бы “лишний” кусок моря площадью 15 тысяч квадратных миль, весьма богатый рыбными ресурсами.
В связи с этим 24 февраля 1977 года Правительство СССР сделало устное заявление: “…на участке, отходящем к США, рыбопромысловый флот СССР вылавливает около 150 тысяч тонн рыбы, в том числе: минтая — 100, сельди — 20—30, трески — 5, палтуса — 4—5 и камбалы — 3 тыс. тонн. Учитывая вышеизложенное, советская сторона ожидает, что американская сторона при выделении общей квоты вылова рыбы для советских рыболовных судов будет учитывать объем вылова, теряемый нашими судами в этом районе”.
Несколько лет (до 1981 года) США исправно предоставляли советским промысловым судам квоты на вылов рыбы в спорном треугольнике Берингова моря. Но потом, в связи с введением против СССР санкций, связанных с афганскими событиями, компенсации прекратились. Между двумя странами установились весьма прохладные отношения, и вопрос о разделе Берингова моря заморозили.
Сколько стоит Родина?
Вернулись к нему лишь в 1990 году. В стране настало смутное время, зато отношения с бывшим “вероятным противником” стремительно улучшались. Под шумок о гласности и перестройке американцы стали проталкивать идею окончательного раздела Баренцева моря. По поручению тогдашнего министра иностранных дел Эдуарда Шеварднадзе было подготовлено Соглашение “О линии разграничения морских пространств между СССР и США”. Его курировал Игорь Иванов — в то время высокопоставленный работник МИДа, фактически же — правая рука Шеварднадзе. С американской стороны вопросом занимался лично госсекретарь Джеймс Бейкер.
Соглашение изначально было невыгодно для Советского Союза — его 200-мильная зона на отдельных участках “урезалась” до 170—180 миль, а американская соответственно увеличивалась — до 220—230 миль. Тем не менее 1 июня 1990 года документ был подписан.
Что дало соглашение Шеварднадзе—Бейкер СССР и США?
Наша страна в основном потеряла. Кроме района “А” (см. схему), переданного американцам еще в 1977 году, им уступался участок площадью 7,7 тыс. кв. км — восточный специальный район “Б”. В обмен СССР получал район “Д” — менее 2 тыс. кв. км. К США отошел также обширный район открытой части Берингова моря (“В”) — 46,3 тыс. кв. км. СССР взамен получил район “Г” — лишь 4,6 тыс. кв. км.
Простая арифметика показывает, что американцы от этого обмена выиграли, причем немало. Во-первых, они получили в свое пользование морские территории, богатые рыбой и нефтью. На шельфе богатые нефтяные залежи. . По данным Информационно-аналитического управления пограничной службы ФСБ России, на этих участках можно ежегодно вылавливать не менее 150 тыс. тонн рыбы. Их стоимость — свыше 80 миллионов долларов США. Умножаем на 17 лет — получается 1,36 млрд. баксов. И это только прямые убытки от “невылова” рыбы.
Но, во-вторых, есть и более существенные утраты. Американцы добились смещения границы в свою пользу в районе богатых и перспективных нефтегазовых месторождений “Наваринское” и “Алеутское”. А это уже стратегические потери. Ведь запасы газа в одном только Наваринском бассейне составляют, по оценке самих янки, более 1,2 млрд. кубометров.
Возникает вопрос: как такое могло случиться? Вроде бы и Эдуард Шеварднадзе, и Игорь Иванов — не маленькие дети, опытные дипломаты, политики… Они не могли не осознавать, что это соглашение невыгодно стране. Но тем не менее пошли на него. Почему? Этот вопрос до сих пор остается открытым.
Американцы, разумеется, мгновенно ратифицировали соглашение. Верховный Совет СССР, к счастью, это сделать отказался. Тогда Шеварднадзе и госсекретарь Бейкер обменялись нотами, на основе которых ввели временный порядок действия документа. Он длится до сих пор, уже более 17 лет.
США считает спорную территорию своей и активно ее осваивает — как в экономическом, так и в военном плане. Этот район буквально напичкан боевыми кораблями янки. А если наши шхуны по старой памяти заходят в “подаренные” воды, то их немедленно арестовывают. Такое неоднократно случалось в 1999—2001 годах. Береговая охрана США задерживала российские промысловые суда якобы за нарушение 200-мильной экономической зоны. Хотя нарушения фактически не было: с российской стороны соглашение не ратифицировано и, следовательно, не признано.
Подумаешь, какие-то 47 тысяч квадратных километров… Страна у нас большая, еще много останется. Можно работать дальше. Вот японцы, например, претендуют на Курильские острова, а эстонцы — на часть Псковской области…