Государственное учреждение «Российский центр обучения избирательным технологиям» при Центризбиркоме создает психологический портрет среднего протестующего россиянина и собирает информацию о том, насколько граждане верят Facebook и другим соцсетям. Эксперты рады, что ЦИК наконец стал замечать эту прослойку, но заранее скептичны в отношении качества такого анализа.
На сайте госзакупок размещен заказ на оказание услуг по анализу социологических исследований по оценке избирателями предвыборной ситуации и прогнозов результатов голосования на выборах президента России. На него из государственного бюджета будет потрачено 499 тыс. руб. В обзор должны попасть довыборный период и полтора месяца после выборов.
При помощи этого мониторинга ЦИК надеется помимо традиционного формирования рейтингов кандидатов в президенты и оценки эффективности их предвыборных кампаний узнать об отношении россиян к системе избирательных комиссий в стране.
Особым образом, по согласованию с заказчиком должны быть отмечены исследования, посвященные определению степени доверия российских граждан к выборам различных уровней (президента, депутатов Госдумы, региональных законодательных органов и органов местного самоуправления).
По результатам проведения выборов по заказу ЦИК оценит уровень протестного потенциала и протестной активности в регионах и определит социально-политический и психологический портрет среднего протестующего россиянина. Собранные данные помогут узнать, насколько граждане доверяют СМИ, интернет-ресурсам и социальным сетям, — все это входит в задачу заказчика.
«Наконец в ЦИК поняли, что пользователи Интернета тоже избиратели, — говорит первый вице-президент Центра политтехнологий Алексей Макаркин. — Раньше считалось, что «хомячки» не ходят на выборы, а сейчас стало ясно, что ходят, обсуждают, идут в наблюдатели и вообще проявляют широкую активность». Политолог отмечает, что Интернет стал платформой для разъяснения гражданских прав, именно на веб-страницах размещаются те ролики, которые ЦИК считает фальшивыми. К тому же, напоминает г-н Макаркин, в Сети присутствуют не только люди, придерживающиеся оппозиционных взглядов, но и лояльные власти, и они тоже активны.
Глава фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов знает, что большая часть подобного заказанного государством мониторинга — формальность, и, как правило, такие исследования некому читать.
Впрочем, один из учредителей Лиги избирателей видеоблогер Дмитрий Иванов утверждает, что рад появлению такого запроса. У него только два пожелания: первое — чтобы не потратили на это очень много денег, как на веб-камеры на избирательных участках, и второе — чтобы исследование было честным.
«Не исключаю, что постараются показать, что приверженцы соцсетей в меньшинстве, подчеркнут их отличительные особенности, что они тунеядцы и бездельники. Хотя я лично в статистику верю, — говорит блогер. — Стало очевидно, что с этой частью общества тоже надо работать, и явно не так, как власть работает сейчас». Раньше, отмечает г-н Иванов, шел «сплошной тупой негатив по отношению к интернет-аудитории» и не было даже намека на диалог.
Представитель Российского центра обучения избирательным технологиям Андрей Нелюбов сообщил РБК daily, что подобные исследования проводились и относительно парламентских выборов. По окончании исследования должен быть представлен итоговый аналитический доклад, обобщающий результаты социологических опросов, проведенных с 26 ноября 2011 года (момент объявления избирательной кампании по выборам президента) по 15 апреля 2012 года.