Дмитрий Мониава
У витязя сердце железное, пусть даже латы пластмассовы... О своем невиданном героизме Михаил Саакашвили, на сей раз, рассказал студентам Джорджтаунского университета.
«Однажды, перед полетом, ко мне пришла возволнованная пресс-спикер (здесь имеется в виду полет на самолете, не не без него, как, возможно, подумали некоторые — Авт.) и сказала, что мой самолет собьют, потому что все русские веб-сайты писали, что через 40 минут я собираюсь взлететь. Я велел пресс-секретарю сделать публичное заявление и сказать: «Знаем, что вы в нас целитесь. Не нервничайте, не нужно распространять эту информацию на веб-сайтах. Мы все видим, но не тревожимся. Наш самолет, все равно, взлетит». Этой странной историей, которая содержала весьма неестественные причинно-следственные связи, Саакашвили, предположительно, попытался доказать аудитории и самому себе, что он отважен.
Понятно, что сей пассаж нельзя анализировать в узких рамках военного дела, национальной безопасности, клинической психиатрии или, хотя бы, обычной логики; здесь нужен иной подход.
Сторонники Саакашвили могут называть своего вождя умным, проницательным, патриотом, идеалистом и даже благоразумным, однако ни один из них, после того, что случилось в гори и, вообще, во время войны, не назовет его отважным. Так это есть сегодня, и через десятки лет (когда будут опубликованы соответствующие мемуары) будет так же.
Не принято в доме повешенного говорить о веревке, и не только лоялисты, но и большая часть общества, так или иначе, стараются не пинать похеренное достоинство фигуранта. В принципе, не все политики обязаны выделяться качествами, характерными для Горгасали; в XXI веке компенсировать их дефицит можно и другими достоинствами. Правда, грузинская традиция требует от главнокомандующего выраженной храбрости, однако можно временно отвлечься от этих феодальных представлений.
Проблема в самом Саакашвили: он, вместо того, чтоб держать язык за зубами, сам затрагивает эту тему, старается хотя бы косвенно намекнуть, что в храбрости не уступает Давиду Строителю, причем, делает это при помощи весьма оригинальных историй. Интересно, зачем и для чего.
Здесь, видимо, понадобится небольшое отступление. Человеческая память - довольно странная штука, и имплантация в нее ложных воспоминаний вполне возможна. Американский психолог Элизабет Лофтус провела в 90-х годах один интересный эксперимент: его участникам раздали основанные на воспоминаниях родственников истории, которые произошли с ними в возрасте 4-6 лет. Одна из истории о потере в супермаркете была фальшивой, однако треть участников эксперимента в деталях «вспомнила» это приключение, не имевшее места в реальности.
Еще более впечатляющего результата добилась в 2002-м психолог Кимберли Уэйд, когда показала участникам эксперимента фальшивые, полученные методом монтажа фотографии, которые изображали их полет на аэростате. Половина участников полностью или частично «вспомнила» этот полет, которого, на самом деле, не было.
«Точные механизмы», посредством которых происходит формирование таких ложных воспоминаний, нуждаются в дальнейшем исследовании», — писала Лофтус в 1997 году в статье, опубликованной на сайте Вашингтонского университета. С тех пор ничего не изменилось — память, по-прежнему, остается крайне загадочным лабиринтом.
Можно привести цитаты Джорджа Оруэлла из «1984» о том, как система производила корректирование коллективной памяти сообразно тому, с кем воевала в тот или иной момент Океания — с Остазией или Евразией. Откровенно говоря, прочитать этот роман для того, чтоб разобраться, что творится в современной Грузии, просто необходимо. Хотя, на сей раз, вернемся, пожалуй, к психологам.
В 1986 году, когда американский космический корабль «Челенджер» потерпел катастрофу, Ульрих Найссер провел опрос в связи с тем, чем занимался тот или иной человек в момент, когда узнал об этой трагедии. Через определенное время он вновь побеседовал с ними, и те же люди описали совершенно другие обстоятельства. А когда Найссер предоставил им записи первых интервью, они подвергли их сомнению... Интересно, что сам Найссер в течение многих лет был уверен, что о нападении японцев на Перл-Харбор узнал, когда слушал трансляцию бейсбольного матча. Затем выяснилось, что никакой трансляции в тот день по радио не передавали.
Один анонимный интернет-пользователь нашел для всего этого интересную метафору: «Память не документальная кинохроника, это художественный фильм, основанный на реальных событиях. Кроме того, когда человек старается что-то вспомнить, он заново переписывает сценарий к этому фильму. Мы никогда не узнаем, какая его часть реальна, а какую сценарист добавил «для красоты».
Может быть, Саакашвили и не выдумывает свои захватывающие дух истории, как считают многие комментаторы, а «вспоминает» их так, как участники экспериментов американских психологов?
Как известно, фигурант в юности мечтал стать режиссером, посещал соответствующий кружок во Дворце пионеров и не выпускал из рук камеру. Кто знает, вполне возможно, из него вышел бы хороший кинодеятель, особенно в жанре фильма ужасов. Но, увы, колесо судьбы повернулось не в ту сторону, и в съемочную площадку несостоявшегося режиссера превратилась вся грузия. Сегодня, когда он уже не может осуществлять свои замыслы в реальном пространстве (как сказали бы в голливуде, бюджет закончился, съемки прекратились), он, по-видимому, стал «снимать» художественные фильмы в своем воображении, и, более того, пытается представить их широкой аудитории.
Один фрагмент выступления Саакашвили в Военно-морской академии США: «Мы никогда не забудем, что это было время, когда по приказу президента и главнокомандующего Соединенных Штатов Америки, американские силы морской пехоты двинулись в направлении Грузии. В наши порты вошли суда 6-го флота, была осуществлена военно-гуманитарная операция. В наших аэропортах приземлились американские самолеты, и когда был отдан этот приказ, мы увидели, что наступление на нашу столицу, наше правительство и наш народ было остановлено. Этого не забудет не только моё, но и будущие поколения».
В данном случае, имеет место не фальсификация фактов, а, на первый взгляд, незначительное смещение акцентов, небольшое корректирование. Впрочем, для «съемки» нового блокбастера достаточно и этого.
Оставим то, что заявление о проведении соответствующей операции Джордж Буш сделал уже после прекращения боевых действий; то, что силы морской пехоты никуда не двигались; то, что турки унизительно удерживали у проливов суда, которые везли воду и другие, вполне мирные грузы.
Ведь это, как уже было сказано, не кинохроника, а художественный фильм, снятый на основе реальных событий, приблизительно, так, как эпизод со «взлетавшим самолетом», в котором, вообще, непонятно, что случилось (если случилось) на самом деле.
Подобные «фильмы» гораздо «круче» реальности, и по напряженности напоминают первые кадры спилберговского «Спасти рядового Райана»: корабли разрезают волны, морпехи подставляют ветру и холодным брызгам блаженные лица, а бородатые русские, в ушанках и валенках, в панике побросав ржавые топоры, удирают без оглядки.
Обратим внимание на то, что Саакашвили дважды применил слова «не забудем» — как в начале, так и в конце отрывка. Это очень похоже на «имплантацию ложного воспоминания»; интересно, однако, кому внушал его Саакашвили — американцам, или самому себе?
Любой слушатель Военно-морской академии США легко обнаружит, что в 2008-м «силы морской пехоты» не двигались в направлении Грузии. Более того, он может прийти к выводу, что США были тогда на грани «потери лица», ибо именно такой настрой прослеживался в публикациях многих американских комментаторов.
Грузинская же аудитория, предположительно, не только «не забыть», но и вспоминать об этом эпизоде не желает, ибо в те дни испытала шок, своими глазами увидев разницу между реальностью и теми иллюзиями, которые питала в отношении американской помощи.
В конце концов, эти «откорректированные воспоминания», в которых Саакашвили — авиатор, имеющий неустрашимых и победоносных союзников, кроме самого Саакашвили, никому особенно и не нужны.
Понятно, что в августе 2008 года Саакашвили получил сильнейший психологический удар. Он впервые почувствовал, что такое война, и результатом этого стала паническая реакция, проявленная им в Гори. Между прочим, многие храбрые, опытные офицеры не скрывают, что в первом бою едва не обмочили штаны; они также знают, что новички легко впадают в панику, и хороший командир должен уметь это пресекать.
Грузия, вероятно, забыла бы о панике Саакашвили, во всяком случае, его известное бегство (или уползание), и не стала бы попрекать жеванием галстука, если б ни его упорные попытки подчеркнуть свою невиданную отвагу. Это вызывает раздражение, и ему напоминают не только эти, но и другие эвизоды, где, вместо отваги, он проявлял нечто совершенно противоположное.
Ложные воспоминания, видимо, способ позабыть собственные неудачи, запрятать их в глубины подсознания. Формирование механизма их активной генерации, предположительно, начинается не во взрослом возрасте, а в детстве, например, тогда, когда школьник не сумел дать достойного ответа на оклик: «Эй, поди-ка сюда, ты, галстучник!», из-за чего всю жизнь переживал и мучил окружающих (семью или страну, — какая разница).
Ничего, это излечимо. Покой, водные процедуры, здоровое питание, терапевтические беседы в амбулаторных условиях... До стационара дела, наверно, доводить не стоит, несмотря на то, что некоторые коллеги указывают на срочную необходимость этого шага.
Стиль, орфография и пунктуация оригинала сохранены, просьба к читателям — не сигнализировать об ошибках в этой статье — прим. ред. Источник: inoforum.ru.
Рейтинг публикации:
|