Хиллари Клинтон призвала Болгарию развивать добычу сланцевого газа, чтобы снизить энергозависимость от России. Разумеется, и правительство, и компании США готовы оказать всемерную поддержку государствам, стремящимся избавиться от диктата "Газпрома". Но госсекретарь скромно умалчивает о ловушках, ждущих европейцев на пути к газовому суверенитету.
Свобода, в том числе и свобода от энергозависимости - дело не просто хорошее, а порой жизненно важное. Учитывая, что цивилизация только наращивает объемы энергопотребления, суверенитет любой страны все больше зависит от того, готово ли ее руководство что-то противопоставить закручиванию задвижки нефте- или газопровода по ту сторону границы.
Так что с этой точки зрения позиция госпожи Клинтон выглядит более чем дружелюбной, а ее предложение о помощи - очень альтруистичным. Однако болгары, при условии, что, помимо стремления к суверенитету, у них есть и другие приоритеты, вряд ли поспешат в объятия заокеанского благодетеля. Потому как газ, конечно, нужен, да как бы за рубль пятак не купить.
Чем хорош сланцевый газ - он есть практически везде, причем оценки его залежей приятно будоражат воображение. Казалось бы, нет проблем: просверлил в земле дырку хоть на собственном огороде и вуаля! Хочешь - сам грейся, хочешь - соседям продавай.
Но подлость добычи сланцевого газа прячется уже в самом его названии - это обычный природный газ, залегающий не в песчаниках (откуда его добывают традиционным способом), а в сланцах - плотных, низкопористых и относительно твердых породах. Близок локоть, да не укусишь. Первым в этом убедился некто Уильям Харт, пробуривший первую скважину на сланцевый газ еще в 1821 году в штате Нью-Йорк.
Проковыряв сланцы и добравшись до газового кармана, Харт быстро понял, что игра не стоила свеч: низкая пористость породы-накопителя не дает газу свободно перемещаться в пласте, а потому до 80 процентов объема "голубого топлива" выбирается из кармана в течение первого года эксплуатации, а через три-четыре года скважину можно бросать.
Для сравнения: традиционный газ качают из одной скважины десятилетиями. Но, поскольку само-то поле не исчерпано, сланцевые газовики просто начинают бурить рядышком. В итоге поле месторождения оказывается изрыто, как огород, подвергшийся атаке кротов.
Да, за последние два века появились технологии, позволяющие буквально выдавливать газ из сланцев. Теперь газовики бурят не только вниз, но и вбок (это так называемое горизонтальное бурение - Прим. ред), что позволяет увеличить полезную площадь месторождения. Затем в пласт под давлением закачиваются тонны смеси воды с песком и специальными химикатами. Производится гидроудар, заставляющий газ устремляться к скважине. Стоит ли говорить о том, что небезопасные химикаты скоренько обнаруживаются в питьевых источниках, а огромные массы песчано-водяной смеси заметно повышают риск смещения земляных пластов в регионе, приводя к оползням и затрудняя строительство?
Но и это еще не все - добытый с огромным трудом и риском газ (по оценкам экспертов его себестоимость колеблется в диапазоне от 100 до 280 долларов за тысячу кубометров, что в 5-10 раз выше себестоимости традиционной добычи) плохо горит! Его теплотворность в среднем в два раза ниже традиционного, а учитывая, что разные месторождения дают газ разного качества, бывает, что и в три. Зато, из-за огромного количества разнообразных примесей он гораздо взрывоопаснее, что делает невозможным его транспортировку по газопроводам высокого давления. Торговать им на дальние расстояния нельзя.
Но как же быть с ростом использования сланцевого газа в США, выведшим эту страну в 2009 году на первое место в мире по газодобыче? Этот феномен имеет сразу несколько источников. Во-первых, геологические особенности американского континента таковы, что запасов сланцевого газа здесь более чем достаточно и, действительно, чуть ли не каждый городишко на территории штатов может питаться от своего месторождения. До сих пор этого не происходило только потому, что цены на традиционный газ держались не очень высоко и издержки на добычу сланцевого газа себя не оправдывали.
Однако экономический кризис подстегнул цены на углеводороды. Множество машиностроительных компаний, почуяв рост рынка добычи ископаемых, начали производить бурильное оборудование, в результате чего цены вторичного рынка упали ниже плинтуса. Учитывая же, что для добычи сланцевого газа нет нужды прорубаться сквозь тайгу, прокладывать новые дороги, воевать с вечной мерзлотой и далеко не курортными условиями работы, транспортировка оборудования, строительство газопроводов и рабочая сила обходятся сланцевым газовикам намного дешевле.
Так подпрыгнувшая стоимость природного газа и относительное снижение себестоимости добычи привели к бурному размножению компаний, бросившихся добывать сланцевый газ на территории США. Оно бы и ничего, однако бизнес в Америке устроен так, что не столь важно, чем ты занимаешься, сколь то, какое количество твоих ценных бумаг готов проглотить рынок. И в жонглировании бумагой американские бизнесмены достигли невиданных высот. Правда, кончается это всегда печально и сейчас большинство компаний по добыче сланцевого газа крепко сидит в финансовой яме.
Потому-то госсекретарь Хиллари Клинтон, как завзятый коммивояжер, пытается пропихнуть идею добычи сланцевого газа в Европе. Щелкнуть по носу Россию с ее "Газпромом", конечно, приятно, однако (будем справедливы) эта задача вторична. Главное сейчас - хоть как-то помочь погрязшим в долгах добытчикам сланцевого газа. Неужели кто-то всерьез считает, что обещанная Клинтон помощь будет совершенно безвозмездна? Правда, задача госсекретаря осложняется тем, что условия для добычи сланцевого газа в Европе здорово отличаются от американских.
Во-первых, есть серьезные основания сомневаться в предварительных оценках запасов сланцевого газа на континенте. Международное энергетическое агентство прогнозирует объем добычи европейского сланцевого газа на уровне 15 миллиардов кубометров к 2030 году, однако ряд экспертов считает, что эти цифры получены путем простой экстраполяции данных по добыче в США, без учета местных особенностей. По крайней мере, руководители проектов по добыче сланцевого газа в Польше, считающейся наиболее перспективной, весьма кисло отзываются об эффективности первых разведочных скважин.
Во-вторых, плотность населения в Европе гораздо выше, чем в Соединенных Штатах - дырявить землю напропалую просто негде. Кроме того, здесь необычайно влиятельно экологическое движение: в той же Болгарии правительство под давлением "зеленых" было вынуждено отозвать лицензию на разведку месторождений сланцевого газа, выданную Chevron в июне 2011 года. И случилось это аккурат накануне визита госсекретаря Клинтон.
Правда не исключено, что оплотом борьбы за энергонезависимость станет Украина (второе место по оценочным запасам сланцевого газа в Европе). Здесь активно заигрывают с зарубежными компаниями, специализирующимися на сланцевом газе. Уже в этом году собирается начать разведочное бурение британо-датская компания Shell, присматривается к украинскому сланцевому газу австралийская Korab Resources. Что же, вольному воля. Когда стремление выйти из энерготени "страшного русского медведя" столь велико, наверное, можно плюнуть и на экологические последствия, и на сомнительную энергоэффективность сланцевого газа, и на его безумную себестоимость (которая при росте добычи парадоксально будет сближаться с ценой реализации природного газа, прямо влияя на снижение последней). Но, памятуя, что Земля у нас одна, поборникам сланцевого газа, право, лучше вернуться к дровяному отоплению и конской тяге.