Отечественным оппозиционерам не впервой искать чёрную кошку в тёмной комнате. И, что удивительно, они её таки находят. Даже если мяукающего создания там не было и в помине.
На днях у оппонентов действующей власти вновь случился праздник. Левада-Центр опубликовал данные проведённого социологического опроса, якобы свидетельствующие о "росте снижения доверия" к президенту России и премьер-министру.
Согласно представленным данным, если в марте деятельность президента одобрял 71 процент респондентов, то месяц спустя — 68 процентов. Показатели доверия к премьеру за аналогичный период – 78 и 76 процентов соответственно. Не одобряющих деятельность руководителей страны, напротив, стало больше - у Дмитрия Медведева появилось недоброжелателей на 2 процента больше, чем марте, а у Владимира Путина - на 1 процент за тот же период. Одним словом, изменения не выходили за рамки статистической погрешности соцопросов (3,4 проц.), так что объективных причин для нагнетания истерии вроде бы не было.
Однако ряд СМИ разразились заявлениями от относительно нейтральных "руководству России доверят всё меньше граждан страны" до откровенно злорадствующих "серьезно снизился", "начали "сдуваться"", "кризис обострил чувство недоверия" и т.п.
При этом, говоря о трехпроцентном падении рейтинга президента, искатели сенсаций "забывали" привести данные всё того же соцопроса, касающегося оценки вектора развития страны: с тем, что Россия движется в правильном направлении, в марте соглашался 41 процент россиян, в апреле их число увеличилось до 43 процентов. Процентное изменение в рамках всё той же самой статпогрешности, но, по всей видимости, говорить о росте доверия политике руководства страны в целом для определённого круга лиц считается чуть ли не плохим тоном.
Надо ли напоминать и о том, что в колебании рейтингов нет ничего удивительного? Социологи говорят о сформировавшейся в общественном мнении устойчивой базе поддержки первых лиц государства, которая в критических точках может меняться по цифровым показателям в ту или иную сторону, но сама при этом остается неизменной. В мае 2008 года, когда Медведев вступил в должность, его деятельность одобряли 70 процентов россиян; максимальный на сегодняшний день показатель одобрения — 83 процента — был зафиксирован в сентябре 2008 года, по итогам грузино-осетинской кампании. Сейчас, в условиях кризиса, рейтинговые показатели президента остались на уровне прошлого года.
Хорошо это или плохо? Учитывая общую кризисную ситуацию, когда рейтинги доверия у лидеров ряда ведущих европейских государств колеблются в районе 40-50 процентов (премьер-министру Великобритании Гордону Брауну доверяет 41 проц. британцев; президенту Франции Саркози – 40 проц. населения, канцлеру Германии Ангеле Меркель – 52 проц.), а в некоторых странах и вовсе происходят смены правительства, Россия выглядит островком благополучия. Эксперты объясняют подобную стабильность тем, что в отличие, к примеру, от кризиса 1998 года нынешний развивается довольно медленно, граждане успевают адаптироваться и не чувствуют резких колебаний. Кому в этой ситуации принадлежит заслуга в сглаживании последствий кризиса, социологи спрашивать людей не стали.
Если верить прогнозам представителей оппозиционных структур, внимательно изучающих результаты опросов общественного мнения, рейтинг первых лиц государства падает настолько резко и безостановочно, что, по идее, давно уже должен был бы достичь нулевой отметки. Но он, не желая ломаться, гнётся то в одну, то в другую сторону, и "революционерам" всех цветов и оттенков остается и дальше уповать на отчёты социологов.
Лев Правин